Главная Сегодня

Бременским музыкантам исполняется 45 лет

Их обвиняли в распаде Союза, не давали наград, а автор песен прокутил весь гонорар

В этом году герои известного советского мульта Трубадур, Принцесса, Король и вся их бесшабашная компашка — Кот, Пес, Осел, и Петух — отмечают 45-летие. Сразу после выхода на экраны в 1969 году мультфильм "Бременские музыканты" стал едва ли не главной советской сенсацией и разошелся тиражом в 28 миллионов копий. Все юноши подражали Трубадуру. До сих пор спортивные болельщики рассказывают историю, как сразу после выхода картины во время матча на стадионе появился парень, одетый в красные джинсы и пуловер. Внешне он был таким же стройным, светловолосым и белозубым, как мультяшный персонаж. Юноша остановился в проходе гордый и довольный, позволяя рассматривать себя со всех сторон. И болельщики оторвались от матча. Тем не менее, несмотря на зрительский успех, камни в этот фильм швыряли все кому не лень. Власти называли его "марихуаной для детей", обвиняли в распаде Союза. Кто-то даже разглядел в нем политическую подоплеку, мол, под маской короля на самом деле прячется Брежнев, а принцесса — это его дочь Галина. Создателя ленты, режиссера Инессу Ковалевскую, из-за этого безобидного на сегодняшний день мультфильма даже не приняли в Союз кинематографистов. А автор всех музыкальных творений Юрий Энтин вспоминает, что полученный от своей работы гонорар просто прокутил: пил, гулял, покупал вещи.

505408615_2_7087491__
505408615_2_7087491__

Через четыре года после оригинальных "музыкантов" в свет вышла вторая серия
 — "По следам Бременских музыкантов". В 2000-м авторы выдали еще одну версию, уже под названием "Новые бременские музыканты". За "музыкантов" пели герои нашего времени (Филипп Киркоров, Надежда Бабкина, Михаил Боярский) Но, увы, даже приблизиться к прошлому успеху авторам не удалось. По всей видимости, нужное время в нужном месте бывает только раз в жизни, и пытаться его повторить не стоит. В юбилей оригинального фильма мы решили разузнать, как рождался на самом деле культовый проект, почему его много раз переделывали, а художников заставляли работать без выходных и перерывов на обед.

Факты и лучшие цитаты

Бесшабашных музыкантов можно понюхать и даже попробовать на вкус, потому что есть конфеты и духи, которые выходят под их символикой. Даже сейчас, спустя столько лет после выхода "Музыкантов", взрослые люди на форумах рассыпаются им в комплиментах: "Это суперский мульт, для меня он — лучший!", "Высший балл!", "С таких вещей у меня и началось увлечение кинематографом и рок-музыкой". Но самое главное, фразы этих героев ушли в народ и разлетелись на цитаты. Чего стоят: "Ох, рано встает охрана!", "А нюх как у собаки, а глаз как у орла!", "Баю-баюшки-баю, не ложися на краю", "Скушай, доченька, яйцо диетическое. Или, может, обратиться к врачу?".

Муслим Магомаев спел бесплатно, а заступился за него член ЦК

Во второй серии мультфильма "По следам Бременских музыкантов" Муслим Магомаев мог не спеть песню "Луч солнца золотого", если бы не случилась трагедия. Это творение должен был исполнить юный и известный в те годы пародист и актер Виктор Чистяков. Но случилось несчастье: Чистяков внезапно умер. А с Олегом Анофриевым (Трубадуром) съемочная группа к тому времени разругалась в пух и прах. Тогда вспомнили про Магомаева — потому что слышали его пародии на Шаляпина. Но уже после того, как песня была исполнена и записана, все вокруг стали убеждать Магомаева, что такому артисту, как он, не к лицу петь в мультиках. В итоге пластинку не выпускали до тех пор, пока не выступил композитор Тихон Хренников. Будучи членом ЦК, он с трибуны заявил, что его внук не ест кашу, пока ему не поставишь "Бременских". В итоге песне дали зеленый свет. "А Муслим, записав наших "Бременских" отказался от гонорара, — вспоминает Юрий Энтин. — Он сказал, что сделал эту запись из дружбы, и не работал, а кайфовал".

Зиновию Гердту спеть за атаманшу помешал веселый день рождения

Мало кто знает, что на самом деле петь за колоритную Атаманшу изначально собирался Зиновий Гердт. Режиссер Инесса Ковалевская хотела, чтобы эта героиня изъяснялась хриплым тембром самой Фаины Раневской. Схожесть нашли в голосе Гердта, поэтому никого, кроме знаменитого Зямы, даже не рассматривали. Остальные роли разделили так: Трубадура отдали известному в те годы певцу Олегу Анофриеву, Принцессу — солистке квартета 60-х "Аккорд" Зое Харабадзе, музыкантов — трем другим участникам этого же коллектива. Писаться собирались на самой крупной в советские времена студии "Мелодия". Но ввиду огромного спроса, она все время была занята, артисты записывались за полгода и месяцами выстаивали очередь, чтобы сделать студийку. Исключений не делали даже Марку Бернесу. В итоге запись нашим героям все время переносили, а потом назначили на двенадцать ночи. Добраться до студии в полночь смог только Трубадур Олег Анофриев. И то, только потому, что жил неподалеку с "Мелодией". "Но зайдя в студию, стал извиняться, мол, записываться не могу, высокая температура, — вспоминает поэт Юрий Энтин. — После этого раздался звонок от Гердта. Оказывается, он тоже что-то напутал и не рассчитал со временем, загулял на шумной вечеринке по случаю какого-то дня рождения. В общем, изрядно выпил, стал просить, чтобы мы пошли навстречу и перенесли запись". "Но останавливать работу мы не могли и решили справиться своими силами, — говорит Энтин. — Глубокой ночью вызвонили друзей: поэта Анатолия Горохова и певицу Эльмиру Жерздеву". В итоге она спела голосом Принцессы, Горохов взял на себя всех музыкантов, а Анофриев — остальных персонажей, в том числе и Атаманшу.

x_b7e8d592_7087533__
x_b7e8d592_7087533__

Гладков: больше не придумаю

Ныне 79-летний композитор Геннадий Гладков, сочинивший музыку ко всем шедеврам "Бременских музыкантов", уверен, что все получилось только благодаря хорошей и слаженной команде: Юрию Энтину, Олегу Анофриеву и режиссеру Инессе Ковалевской. "То, что наши "Бременские" до сих пор живы, — просто замечательно. 45 лет — целая жизнь, — говорит Гладков. — Самое главное, что дети радуются. Искренней, некоммерческой радости сейчас мало. А у наших героев коммерческих интересов нет".

По словам Гладкова, конфликтов на уровне авторских прав у него с коллегами не возникает, поскольку они поделены на троих: "На меня, Энтина и Ливанова. Но в наши дни я бы уже не смог повторить прошлый успех, — продолжает композитор. — Тогда у меня была страшная ситуация: незадолго до этого умер мой трехмесячный сын. После этого жуткого падения во тьму "Музыканты" стали отдушиной, моим спасением. А вообще, сейчас тяжелое время, с культурой плохо. Про нее вспоминают в последний момент. Издают запрещающие законы: нельзя ходить по газонам, курить где попало, грабить и убивать. Но христианин и так никогда этого не сделает, а культурный человек не будет курить в автобусе. У нас мало культурных, зато много болельщиков. Сравните лица людей после концерта и, скажем, футбола — есть же разница".

Художников заставляли петь

Советский мультипликационный шедевр рождался в таких муках, что его создатели до сих пор с содроганием о нем вспоминают. "Когда я прочитала сценарий о четырех зверях, которые бродят по миру, встречают разбойников, пугают их, а затем поселяются в их домике, я пришла в ужас, — признается режиссер мульта Инесса Ковалевская. Зато такой бред еще не экранизировали, да и мультфильм предполагалось сделать в форме мюзикла. И я решила, что возьмусь. Только немного переделаю". К переделке на правах автора сценария серьезно приложился "Шерлок Холмс" — Василий Ливанов. Его главная заслуга заключалась в том, что он предложил сделать главарем этого ансамбля Трубадура.

Известно, что рисовали "Бременских" одновременно 16 художников, без выходных и перерывов на обед. А чтобы почувствовать характер своих персонажей, в процессе работы режиссер заставляла мультипликаторов в голос напевать песни из мульта, которые к тому моменту уже были написанны. "Только очень малый режиссерский опыт мог заставить меня пойти на такой эксперимент. Больше этого я себе никогда не позволяла! — вспоминает Ковалевская, — С большинством художников-мультипликаторов на фильме я познакомилась впервые, поэтому задания раздавала им наугад, без учета и знания способностей и особенностей данного исполнителя. Уже в процессе работы я стала разбираться, кому какие задания давать".

Изначально, еще в рабочих черновиках, главные герои выглядели совсем не такими, какими их увидели зрители. Принцесса была само совершенство — в длинных пышных платьях и с кружевами, Трубадур в колпаке. Но все в один миг изменил "дух хиппи", который витал тогда в СССР. Он и заставил создателей пересмотреть облик главных героев. А было все так: режиссер Ковалевская в западном глянце случайно наткнулась на фото некой блондинки. Прическа и джинсы-клеш были у заграничной девушки точь в точь как у "битлов". А на другом снимке эта же дама была уже в неприлично коротком по тем временам красном платье. Ее облик так потряс режиссера, что через несколько дней она поставила условие главному художнику: "Такими должны быть Трубадур и Принцесса!" Разумеется, спорить с Ковалевской никто не решился. Но, у Принцессы все-таки нашелся живой прототип. И стала этим персонажем супруга поэта Юрия Энтина. "То самое красное платье, которое все видят в мультфильме, я купил жене тогда за сорок рублей, в нем она была на нашей свадьбе. А Геннадий Гладков и Василий Ливанов были свидетелями", — вспоминает Энтин.

bremen_7087495__
bremen_7087495__

Покорпеть художникам пришлось и над образами разбойников. Идей было много, но все не то. Их рисовали косыми, хромыми, одноглазыми... Но опять в дело вмешался случай. Каким-то чудом кто-то из знакомых принес в студию календарь с изображением культовой кинотроицы: Георгия Вицина, Евгения Моргунова и Юрия Никулина. После этого все вопросы отпали, и разбойники была найдены. Но когда все было нарисовано и пришел черед делать из всего этого полноценный мульт, творческой группе пришлось работать на очень допотопной даже по тем временам технике. Но и это показалось им не самым страшным испытанием.

1342599319_5a81079c5ef5_7087535__
1342599319_5a81079c5ef5_7087535__

Уже готовый, но еще не озвученный фильм предстояло отдать на рецензию худсовету, а тот разложил его по косточкам: именитые мастера кричали, что так снимать нельзя. У фильма не было никаких шансов выжить. Спас его известный политический карикатурист Борис Ефимов (кстати, киевлянин). Он сказал, что получил от просмотра большое удовольствие, помолодел на десять лет и собирается показать его своим детям, внукам и всем своим друзьям и коллегам. В Госкино сдались и фильм приняли, но на очереди было решение Союза кинематографистов. Здесь ситуация повторилась, правда, несмотря на негативные отзывы, картину решили отправить на Берлинский фестиваль. Но в последний момент без объяснения причин все отменилось, картину не пустили. А через много лет выяснилось, что в дело вмешался один авторитетный режиссер (его имя до сих пор не решаются произносить вслух), который решил отправить в Берлин свой фильм.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News
Источник: Сегодня

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять