Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Известный мультипликатор: "Первые серии "Ну, погоди!" казались нам жутким провалом"

Автор популярных мультфильмов и детских историй Александр Курляндский рассказал "Сегодня"о цветном Крыме и мучительном пересечении российско-украинской границы, как появились Волк и Заяц из "Ну, погоди!" и на что живет, когда не снимают по его сценариям

— Александр Ефимович, каким было ваше первое свидание с Крымом?

— Ох, это так давно было — в мои послестуденческие годы, что я уже и подробностей не вспомню. Потом же не раз приезжал, и всегда это было лето, а вот однажды довелось мне побывать и в осеннем Крыму. Это были съемки моего сюжета для киножурнала "Фитиль". Сюжет назывался "Майка", режиссер — Исаак Магитон, который в "Артеке" много лет возглавлял Большое детское жюри кинофестиваля. Я вам про этот сюжет рассказывать не стану — уже не актуально (смеется), а вот, что навсегда запомнил — Крым был необычайно красив, какие-то совершенно немыслимые краски: фиолетовые, сиреневые, синие. Я такого не видел и всегда вспоминаю и мечтаю, чтобы судьба привела меня еще как-нибудь в Крым, в это время осени.

Реклама

— У вас ведь остались впечатления и от Крыма в разные политические эпохи. Сейчас полуостров в эпицентре новостей...

— Да, мне повезло пожить при социализме, и теперь, не знаю — повезло или нет, пожить при капитализме. Конечно, все эти переломы сказываются и на окружающем меня социуме, и на моих личных мироощущениях... Мы — дети-шестидесятники, всю жизнь жили политикой. Я начинал свое творчество как юмористический, сатирический писатель. Хотя я очень не люблю это слово, потому что в те годы сатира была разрешена до определенного уровня, и те, кто этим занимался, это знали. И те, кто это пропускал, тоже это ощущали, поэтому это было какое-то взаимное соглашение о непересечении границы. А границу уже пересекали диссиденты — те, кто, мягко говоря, испытывали за свои произведения массу неприятностей. Поэтому мы в подтексте выражали свои мысли и ощущения и старались это делать художественно и интересно. И это, мне кажется, и сформировало у читателей какое-то внутреннее впечатление, внутреннее единство, что есть какая-то высшая справедливость, и люди, которые осознают, что мы живем в каких-то неправильных социальных условиях. Потом мы все ждали этот "ветер перемен"... Но лично у меня, честно скажу, наступила усталость от этих исторических катаклизмов. По возможности мы, конечно, всегда наблюдали за тем, что у вас происходит. По моим личным ощущениям, та граница, которую мы пересекали на поезде, это было очень тяжело. Я же сотрудничал и с Киевской мультипликационной студией, здесь сделано несколько моих фильмов, которые на фестивалях завоевали награды: "Сезон охоты" Олега Витина, "Жили-были матрешки" режиссера Ольшанского... И я помню, как тогда в девять часов вечера садился в поезд, в девять утра приезжал в Киев, и не было никаких границ. Это больно, потому что это два очень близких народа. Вот абсолютно честно мои ощущения. И Крыма это тоже коснулось, естественно. Это тем более больно. Для меня…

— Славу вам принесла именно "детская" линия вашего творчества, и в особенности причастность к созданию культового мультфильма "Ну, погоди!". Как вы пришли в анимацию?

Реклама

— Да как-то нас с Хайтом на студию "Союзмультфильм" привел наш приятель и соавтор Эдик Успенский, который там уже сотрудничал. Нам дали задание — придумать что-нибудь смешное. Так появилась история про Волка и Зайца. Изначально это были короткие сюжетики для журнала "Карусель", кажется, полутораминутные. Потом, к чести руководства студии, они что-то в этом увидели и предложили сделать уже такие 10-минутные фильмы. Сразу написали три серии и начали искать режиссера. Никто не брался, потому что все это казалось ерундой, пустяком — что это за фильм, который назывался "Ну, погоди!" и в котором все то бегут, то падают. Только Вячеслав Котеночкин взялся. Тогда мы и не думали, что будет такой успех, ведь первые серии нам казались жутким провалом. Но затея наша всем почему-то полюбилась, и до сих пор это продолжается. Хотя по понятиям Запада, 20 серий за тридцать с лишним лет — это смешно. Там за год по 100 серий делают. Конечно, нам на волне успеха надо было сразу сделать 20—30 серий, тем более задор был, но при той технологии производства и объемах творчества каждый фильм делался по 9 месяцев.

— А на заказ мультфильмы делать приходилось?

— "Баба-Яга против" — это был как раз тот редкий случай, когда была работа "на заказ". Нас специально к Олимпиаде-80 попросили сделать такой сериал. Мы тогда работали втроем: еще Эдуард Успенский и Григорий Остер. Для нас это был такой профессиональный заказ, который мы очень весело выполнили. Но весело — не значит небрежно. Потому что мы и спорили до хрипоты, и сидели круглыми сутками. Ведь чем больше авторов, тем тяжелее работа идет. Потому что у каждого свое видение. Я очень хорошо отношусь к этому фильму, не раз пересматривал — есть очень смешные, забавные моменты, и зритель его хорошо понимает.

Реклама

— К Олимпиаде в Сочи "Бабу-Ягу" не заказывали?

— Никто не просил, никто не предлагал. Да я бы и не взялся бы за эту работу. Потому что мне более интересно мое "заказное" внутреннее, то, что я пишу и делаю. А у меня претензии к жизни не такие уж огромные. Уровень жизни у меня довольно скромный, то есть у меня нет роскошных дач, яхт. И пока я обеспечиваю этот уровень жизни, я могу позволить себе писать то, что хочу, и не идти на какие-то компромиссы. Хотя я, по-моему, ни разу не шел на компромиссы с собой и не писал то, что мне не хотелось бы писать. Один раз, может. Это был фельетон для какой-то филармонии, который мы с Хайтом сели и за ночь написали. И то потому, что это было положительно необходимо написать. А так я пишу то, что мне хочется, а то, что мне не хочется — не пишу.

— И на что живете, когда нет мультфильмов в производстве?

— Вы знаете, мною уже достаточно создано, так что я могу позволить себе писать то, что мне хочется. Сейчас издаются мои книжки в издательстве "Самовар" у Александра Шевченко, моего крестного, не побоюсь этого слова. Он мне предложил написать "что-нибудь" для детского издательства, я ведь начинал все-таки как "взрослый" писатель. И я начал пробовать писать. Сначала это был сатирический жанр. Но потом я понял, что детский стиль — он другой, там должен быть мощный заряд добра и какие-то не столько познавательные, как у взрослых, сколько воспитательные — не люблю я это слово — моменты. Ну вот, и мной уже написано около 20—30 книг не самых плохих, а может, даже и очень хороших. Они издаются, переиздаются…

СОЗДАТЕЛЬ ВОЛКА, ГОШИ И КЕШИ

Имя: Александр Курляндский
Родился: 1.07.1935 в Москве

В литературу пришел с дипломом выпускника технического вуза — окончил Московский инженерно-строительный институт (1961). Писал сценарии для радиопрограмм и тележурнала "Фитиль", в соавторстве с Хайтом — юморески для эстрадного дуэта Лившиц и Левенбук. С 1968 г. в качестве сценариста работал на студии "Союзмультфильм" ("Ну, погоди!", "Великолепный Гоша", "Блудный попугай Кеша"). Лауреат Госпремии СССР (1988). Автор книг для детей и взрослых — "Про попугая Кешу и другие истории", "Тринадцатая ножка Буша", в серии "Антология сатиры и юмора ХХ века" вышел отдельный том его произведений.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять