Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Stacy Lovejoy: "Чтобы понять современное искусство, нужно выпрыгнуть из реальности". Интервью с "наивным" художником

9 мая завершился масштабный арт-проект "Чистое искусство", прошедший в "Мистецькому Арсеналі", к которому организаторы готовились около 20 лет. Экспозиция заняла несколько залов, объединив работы ведущих украинских мастеров XX столетия, а также современных художников, работающих в жанре наивного искусства. На выставке были представлены полотна Марии Примаченко, Александра Ройтбурга, Арсена Савадова, Евгения Лещенко, Олега Грищенко, Георгия Малявина и других именитых мастеров.

Обилие ярких красок послужило вдохновением к тому, чтобы взять интервью у Стейси Лавджой- одного из самых запоминающихся современных "наивных" художников из США, чье искусство наполнено честностью,  душевностью и восторженным отношением к жизни.

Реклама

picture2

Со Стейси и ее искусством я познакомился в 2009 году, во время головокружительного старта художницы. Тогда несколько ее работ стали частью экспозиции "SAW", проходящей в рамках недели стрит-арта в ЦСИ М’Арс – одной из первых частных и наиболее значимых галерей современного искусства в Москве. В рамках выставки Стейси представляла серию крошечных разноцветных дверей, размером с четверть листа формата А4, размещенных на уровне пола. Я помню непреодолимое желание наклониться и узнать, что за ними скрывается. То же самое испытывали и другие посетители выставки, приседавшие на корточки по очереди, чтобы заглянуть в этот безумный мир. Рассматривая картинки и читая абсурдные "Послания из макромира", хотелось бросить все и начать наслаждаться жизнью прямо сейчас. Без сомнений, это были одни из лучших экспонатов, представленных в экспозиции, и они навсегда врезались в мою память. С тех пор Стейси создала ряд впечатляющих скульптур и инсталляции, но единственное, что осталось неизменным – это магнетизм ее работ, притягивающий любого, кто попадает в поле его действия, и глубокая мудрость послания, выходящая за пределы наивности.

В своем интервью художница рассказала о том, что такое современный псевдо-наив, как выпрыгнуть из зоны комфорта, а также о своем желании переодевать людей одним лишь взглядом.

Реклама
  • Привет Стейси, прошло почти 10 лет с тех пор, когда мы виделись с тобой в последний раз. Расскажи, как изменилось твое мироощущение?

Недавно как раз думала о том, что все мои друзья уже давно выросли и стали серьезными и только я остаюсь щенком Плуто, который радостно носится по двору и пьет дождевую воду из лужи.

  • На выставке "Чистое Искусство" были собраны наиболее яркие представители украинского наива. Кто из авторов тебе наиболее импонирует?

Мой фаворит – Мария Примаченко. Ты видел ее персонажей? Они же пресмешные! Увидев ее работы впервые, я была в полной уверенности, что их создал современный молодой художник. Это и есть отличительная особенность "наивных художников", его представители – люди, которые перманентно молоды, поэтому их искусство всегда актуально и свежо.

  • Действительно, зачастую талант многих "наивных" художников открывается именно в предпенсионном или пенсионном возрасте, взять, к примеру, Анри Руссо или Бабушка Мозес. С чем это связано?

Да это же просто люди, которые не позволяли себе быть художниками в течение долгих лет: не верили в себя, например, или думали, что есть вещи поважнее, типа – поле вспахать, продать побольше репчатого лука или просто семью кормить ланчами без остановки. А когда все дела переделались, они, наконец, тотально расслабляются и начинается то, результат чего люди в музеях потом впитывают.

Реклама
  • Как считаешь, почему многие не понимают современное искусство?

Потому что для того, чтобы его понять, нужно выпрыгнуть из привычной зоны комфорта и погрузиться в параллельную реальность, а человечество этого делать не любит. У основной массы людей сложилось четкое понимание того, как должно выглядеть искусство: массивные золотые рамы, реализм, понятные образы, которые они каждый день видят на улице и на столе. Второй момент, что многие люди думают, что искусство представляет собой то, что должно очень сложно выглядеть, в противном случае они начинают считать, что тоже так могут. А вот если бы попробовали, то узнали, что на самом деле все не так просто, как им кажется. ­

picture3

  • Какие проблемы поднимает и решает наивное искусство?

Наивное искусство чистое очень и с легкостью нарушает все те каноны, по которым человечество живет. Оно предлагает людям вновь стать настоящими, искренними и беспечными, как в детстве. Думаю, поэтому к нему такой интерес повышенный, – людей манит тот сладкий дух свободы, который такое искусство излучает. 

  • Расскажи о направлении "современный псевдо-наив" (амер. Contemporary faux  naïf – авт.  ), в котором ты работаешь и чем он отличается от традиционного жанра наивного искусства?

В традиционном наиве художники, не учившиеся никогда академическому рисунку, на 100% реализуют свою душу, которая стремится к творчеству. Следствием является некий неосознанный сюрреализм, так как по всем канонам рисунка – это все в корне неправильно. Но им никто об этом не сказал, поэтому у них получается нечто, радикально отличающееся от общей массы художников. Псевдо-наив – это направление, в котором люди всему научились, но решили нарочно абстрагироваться от канонов и доверять интуиции при создании своих произведений.

  • Но ведь невозможно обучаться чему-то долго, а потом забыть и начать творить как будто никогда ничего не знал. Как тебе это удалось?

Никто и не говорит, что я все забыла. Просто мне неинтересно создавать что-то, используя некий готовый набор. И никогда не было интересно. Такой подход меня всегда удивлял. Ведь создание искусства подразумевает абсолютную реализацию души, а тут получается, что если ты искусство создаешь, то, будь добр, создавай его, пожалуйста, используя вот этот свод правил (смеется). Это осознание пришло ко мне уже после того, как я прошла все этапы обучения "грамотному рисованию". Несмотря на это я всегда была аутсайдером, со своим собственным мнением и ощущением того "как правильно". Вырисовывать гипсовую голову, чтобы она получилась как живая, меня совсем не привлекало. Вообще мир был бы гораздо любопытнее, если бы люди ничему не учились, вместо этого реализовывая все теми способами, которые открываются в сугубо личном поиске.

  • Твое искусство отличается сочетанием наивности, тесно граничащей с глубокой философией. Например, работы из серии "Светящаяся Линия", на которые можно бесконечно смотреть,  рождают  целый клубок противоречивых чувств, от глубокой задумчивости до восторга и радости. Что тебя вдохновляет и как создаются твои работы?

Я постоянно записываю и зарисовываю мысли и открытия, которые приходят.  Даже скетч-бук рядом с кроватью держу, чтобы, проснувшись среди ночи, можно было пометить что-то в темноте. А во время непосредственного создания работ я вообще ни о чем не думаю, все очень спонтанно происходит. И в этом создании я являюсь чем-то вроде инструмента или проводника. Только спустя короткое время после завершения приходит четкое понимание смысла объекта и его сути. Как будто картинка была размыта сильно, а потом вдруг стала резкой.

  • Как ты считаешь, каждый мог бы стать художником?

Смотря что ты вкладываешь в это понятие. Я лично вижу художника в супермаркете, который в абсолютном счастье банки с бобами на полках расставляет, и в том, кто нежно забор красит в пятнистом комбинезоне, а еще в том, кто выпрыгивает из зала суда в эйфории от только что выигранного дела, которое он пару лет подряд решал, как квест, чтобы спасти невиновного. Для меня художник это тот, кто нашел свою страсть и ловит абсолютный кайф от жизни и от того, что создает. Такие люди образовывают жизненно важный слой атмосферы, благодаря которому человечество дышит. Энергию, от которой испытываешь мурашки по всему телу и ощущение, что левитируешь в пяти сантиметрах от земли.­­

  • А как быть тем, кто не нашел дело всей жизни?

Пробовать все, что не пробовал раньше или чего боялся, чтобы понять, что нравится, а что – нет. Мне кажется, это единственный способ найти себя.

  • Большинство твоих работ объединены общей темой – всемогущественности человека. Откуда появилось убеждение, что человек может абсолютно все?

Я на своем опыте в этом убедилась, а теперь глобализирую без умолка через арт. В мире нет абсолютно ничего, чего человек не мог бы достичь, и чем быстрее он это осознает, тем скорее окружающая действительность кардинально изменится и подстроится под него. Если к жизни относиться как к игре, даже в самых критических ситуациях, быстро станет понятно, что все в ней устроено очень просто и зависит только от собственного отношения. Да и заполучить желаемое в игре и простоте отношения гораздо проще, чем раздуваясь и краснея. Этому была посвящена моя выставка "Жизнь-Игра", где на прием по случаю открытия я пришла в сильно недошитом платье с одним рукавом, большая часть которого была не прострочена, а просто заколота булавками. Мне хотелось таким образом поддержать концепцию выставки и обратить внимание людей на то, что в жизни вообще никаких правил нет, только те, которые мы сами себе надумываем.

  • Если бы ты могла получить любую суперсилу, что бы это было?

Когда я вижу серьезных людей-грибов в костюмах, мне хочется иметь умение переодевать их в сумасшедшие наряды силой мысли.

  • Что бы ты посоветовала очень серьезному человеку для того, чтобы стать свободным и беззаботным?

Я бы предложила ему залепить передний зуб кожурой баклажана и спросить у 10 незнакомцев, как пройти в музей.

Автор: Олег Егоров

Фото: Savitri Photo, Nick Lovejoy 

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять