Главная Сегодня

Жизнь в ЕС: родина Моцарта постоянно балансирует между интересами востока и запада

Пенсия — 40 тыс грн, проезд в автобусе за 200 грн, пробки на дорогах из-за ремонтных работ

Судя по президентской стратегии реформ, уже к 2020-му Украина намерена подать заявку на членство в ЕС. Хоть эксперты и нынешнее руководство официального Брюсселя скептически относятся к щедрым обещаниям наших властей: от выполнения взятых по Соглашению об ассоциации обязательств Украину никто не освобождал. В процессе проведения реформ наши политики и чиновники старательно перенимают европейский опыт. "Сегодня" сравнивает жизнь в Украине с другими странами ЕС в серии публикаций под названием "Еврожизнь". На этот раз, благодаря Федерации работодателей Украины, мы побывали в одной из самых зажиточных стран ЕС — Австрии.

РАВНЕНИЕ. Эта небольшая страна ассоциируется с дорогими горнолыжными курортами в Альпах, вкусным шоколадом, родиной Вольфганга Амадея Моцарта, гномами и феями из сказок братьев Гримм. По уровню жизни Австрия — на 2-м месте среди европейских стран, уступает лишь Люксембургу (по данным Европейского статистического агентства. — Авт.). Столица Вена — на 2-м месте рейтинга самых благополучных городов мира, в то время как Киев — на 124-м из 140 позиций. Первое же место четвертый год подряд занимает австралийский Мельбурн. А австрийская банковская система считается одной из самых надежных в мире.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ. Высокий уровень жизни в Австрии начинаешь замечать уже по пути из аэропорта в Вену (расстояние от столицы 16 км. — Авт.). Литр А-95 на заправках стоит в среднем 1,32 евро (25,08 грн по курсу евро на 11 ноября). В среднем по Украине бензин пока стоит 16,5 грн за литр А-95. Добраться до центра города можно на такси за 45 евро (855 грн). Для сравнения: в Киеве поездка до аэропорта "Борисполь" обойдется в 220 грн (расстояние 35 км. — Авт.). Но есть огромный плюс: чтобы не тратиться на такси, можно доехать до центра Вены общественным транспортом. Между аэропортом и городом каждые полчаса курсирует экспресс, поезд и автобус. Дорога занимает 16—26 минут, стоимость проезда 3—10 евро (57—190 грн). В Киеве же такой "Воздушный экспресс" только планируют построить, а пока до аэропорта можно доехать на автобусе "Полет" за 50 грн.

Состояние и качество дорог в Вене и окрестностях нас не впечатлило. По пути от аэропорта к городу сплошной ремонт, из-за чего почти в любое время суток там "тянучки". Правда, австрийцы, с которыми пообщалась "Сегодня", говорят, что ремонты идут для улучшения качества полотна. "В Польше, конечно, дороги получше. Но вступили в ЕС они только в 2004-м. А мы в "европейской семье" с 1995-го. Тогда, конечно, у нас были хорошие дороги", — сказал нам водитель автобуса Якоб.

По дороге в Вену останавливаемся у большого супермаркета. Нам интересно сравнить ассортимент и цены на продукты (см. инфографику). Тут знакомимся с кассиршей Ларой, которая узнав, что мы из Украины тут же пожелала нам не сдаваться, и заодно поделилась впечатлениями о недавнем застолье. Оказалось, что у сына ее друзей, Михаэля, был день рождения: праздновали шумной компанией, и друг сына, украинец, принес в подарок водку "Хортица". "Все мы, остались очень довольны. Открыли для себя идеальную водку", — сказала он нам, пожелав удачной дороги.

ТРАНСПОРТ. Австрия считается одной из самых дорогих стран ЕС. Проезд в венском метро, автобусе, трамвае или городской электричке фиксированный: 2,1—2,2 евро (39,9—41,8 грн). В соседней к нам Польше цена билетика в варшавском метро — 0,6 евро (11,4 грн). В Киеве поездка в общественном транспорте обойдется в 1,5—4 грн. Но, как и у нас, при покупке проездного на месяц на одной поездке можно сэкономить до 1,5 евро (28,5 грн). Повыше в венском общественном транспорте и штрафы за безбилетный проезд: не прокомпостировал талончик — заплати до 99 евро (до 1181 грн). В Киеве поездка "зайцем" в метро обойдется в 510 грн. Проезд для малышей до 6 лет во всех видах австрийского общественного транспорта бесплатный. А вот для детей от 6 до 15 лет талончик — в полцены. В Киеве детям до 7 лет и школьникам проезд бесплатный. Но, в отличие от нашей столичной подземки, в выходные дни венское метро работает круглосуточно, а по ночам курсируют городские автобусы.

new_image2_25
new_image2_25

Подняться на одну из башен Собора Святого Штефана в Вене обойдется в 4—5 евро (76—95 грн).

"БАМПЕР" МЕЖДУ ЗАПАДОМ И ВОСТОКОМ

В январе 2015-го Австрия отпразднует юбилей — 20 лет с момента вступления в ЕС. И хотя сейчас страна считается одной из самых зажиточных в Европе, два десятилетия назад решение присоединиться к европейской семье ей далось нелегко. Причина этого кроется глубоко в истории: Австрия всегда была своеобразным "бампером" между геополитическими интересами Запада и Востока. Как РФ незаконно забрала у нас Крым, так в 38-м Гитлер присоединил Австрию к Германии. До сих пор историки спорят: то ли Австрия была союзницей фашистской Германии во времена войны, то ли жертвой. Уже после Второй мировой британский премьер Уинстон Черчилль планировал сделать Вену центром так называемой Дунаской конфедерации (таковой должна была стать территория от Балтики до Адриатики. — Авт.), однако позже от идеи отказались, признав за Австрией право на независимость. Впрочем, таковой она стала только к 55-му: после войны ее оккупировали союзные войска США, Великобритании, Франции и СССР, и все 10 лет ожесточенной "холодной войны" территорию Австрии хотели использовать НАТО и СССР — для установления своего военного превосходства.

Независимость официальная Вена получила с двумя оговорками: запрет на объединение с Германией и бессрочный военный нейтралитет. Как и сегодняшний европейский выбор Украины, решение официальной Вены вступить в Евросоюз оставалось болезненным для СССР вплоть до 1989-го. Но в силу проблем внутри Союза и его скорого распада, уже в 94-м в Австрии прошел референдум: 66,6% людей высказались за вхождение в ЕС. Но в НАТО Австрия, как и Финляндия, так и не вступила — их нейтралитет является принципиальным для теперешнего официального Кремля. Хотя до 2004-го, когда в Альянс вошли бывшие социалистические соседи Австрии (Венгрия, Хорватия, Словакия), тогдашний федеральный канцлер Вольфганг Шюссель заявлял о возможности изменения внеблокового статуса своей страны. Тогда, из-за тесных экономических и бизнес-связей с РФ, идею отложили, но в октябре 2014-го уже экс-канцлер Шюссель высказался против введенных ЕС санкций из-за военной агрессии России в отношении Украины.

.png_29
.png_29

ВСТУПЛЕНИЕ В ЕС: страдали фермеры

По словам многих историков и исследователей, желание Австрии вступить в Евросоюз было не столько политическим решением, сколько чисто прагматичным. После затяжной "холодной войны" Австрия существенно отставала от экономически развитых стран Западной Европы. Добавляло масла в огонь и начало работы с 1960-го Европейской ассоциации свободной торговли (входили семь стран), куда Австрия не вошла. По сути, это была свободная беспошлинная зона торговли, которая с каждым годом расширялась посредствам присоединения новых европейских стран. Находясь в центре Европы, Австрия оказалась изолированной. Как и до вступления в ЕС в 1995-м, и сейчас Австрия продолжает специализироваться на экспорте оборудования, стройматериалов, химии, железа и стали, продовольственных и сельхозтоваров, и продавать эти товары стало затруднительно. Правда, наиболее болезненным сектором "перестройки" на европейские стандарты оказалось именно сельское хозяйство. Как и Украине сейчас, австрийским фермерам и производителям в начале 1990-х приходилось тратить миллиарды на модернизацию и переход на евростандарты.

2_21
2_21

ФЕРМЕРЫ. Аграрный и сельскохозяйственный бизнес в Австрии передавался из поколения в поколение. Там никогда не было крупных промышленных гигантов по сбыту мяса, молочной продукции и зерновых. Зачастую — это мелкие семейные фермерские хозяйства, где трудоустроены пару десятков человек. Из-за этого цены на многие сельскохозяйственные продукты в Австрии были выше, чем в странах ЕС, где уже в конце 1980-х действовало их госрегулирование.

ДОТАЦИИ. Во время переговоров о вступлении в ЕС для фермерских хозяйств установили 5-летний переходный период.

До 1995-го производители сельхозтоваров получали денежные компенсации. Правда, с одним условием: объем дотации не должен превышать 10% среднеевропейского уровня таких же компенсаций. Фермеры в горных и депрессивных районах в пересчете на гривни получали до 600 млн грн ежегодно (официальный Брюссель финансировал четверть этой суммы). И ежегодно уровень денежной помощи и субсидий сокращался. Но больше остальных пострадали фермеры, которые занимались выращиванием зерновых. После вступления в ЕС специалисты оценили качество и плодородность австрийских земель. Оценки "впечатлили": к нерентабельным отнесли почти 70% всех земель. Из-за этого приток прямых европейских инвестиций в сельское хозяйство сократился почти вдвое — до 23—24 млрд евро. Тогда австрийские власти решили переориентироваться на туризм, отдав большую часть нерентабельных земель под строительство баз отдыха, здравниц и отелей. Вложения себя оправдали: ежегодно в среднем на туристах Австрия зарабатывает порядка 27 млрд евро. Львиную часть доходов в австрийский бюджет "подкидывают" любители горнолыжного спорта и отдыха.

СОКРАЩЕНИЕ. Так, по данным "Евростата", количество фермерских хозяйств сократилось с почти 200 тыс. в 2000-м до 150 тыс. в 2010-м. Без работы остались почти 180 тыс. человек. Но благодаря модернизации и переходу на новые стандарты качества вклад фермерских хозяйств в развитие австрийской экономики увеличился на 13,1%. В отличие от Украины, где земля сельскохозяйственного назначения находится в госсобственности, в Австрии такими землями распоряжаются аграрные сообщества. В одном таком "аграрном клубе" несколько собственников: одни могут владеть землей, другие — держать поголовье скота.

НОРМЫ: контроль за молоком и дотации аграриям

Украинским сельхозпроизводителям и аграриям предстоит серьезная модернизация, чтобы соответствовать стандартам и нормам ЕС. Так, к примеру, заблуждением является тот факт, что бабушки и дедушки на рынках (после начала полноценной работы зоны свободной торговли с ЕС. — Авт.) не смогут продавать свои зелень, картошку, морковку или свеклу. Эта продукция не требует слишком жесткого соответствия нормам ЕС. "Если купить их у кого-то с огорода — вы вряд ли отравитесь. Чего не скажешь о молоке, сыре, масле и мясе. В ЕС к качеству и фитосанитарным нормам этой продукции — особое внимание", — объяснила нам Мария Колесник, аналитик консалтинговой компании "ААА". В конце сентября в Украину приезжали специалисты Еврокомиссии, проверяли наши предприятия на соответствие евростандартам. По итогам инспекции можно говорить о соответствии менее 10 наших производителей фитосанитарным нормам ЕС: их продукция начнет продаваться на еврорынках уже в 2015-м. Остальным только предстоит переход на новые уровни качества и стандарты. Специально для этого при Минагрополитики создана рабочая группа, которая готовит новые законы для принятия в ВР и ведет прямые переговоры с фермерами, проверяя их на сответствие евростандартам.

3_10
3_10

НОРМЫ. На прошлой неделе при поддержке Федерации работодателей Украины прошел круглый стол "Украина в Европе: мир и развитие". Украинские, австрийские и немецкие эксперты обсуждали перспективы выхода украинских аграриев и фермеров на европейские рынки. По их словам, у Украины есть огромный потенциал по экспорту молока, мяса, овощей и зерновых. Но для этого нужны огромные инвестиции и государственная финподдержка. "По площади, пригодной для с/х, Украина входит в десятку лидирующих стран. Также Украина входит в список стран-лидеров по экспорту зерновых. На Востоке идут военные действия — экспорт металлургии сильно снизился. А вот с/х — это отрасль, в которой можно создать дополнительные рабочие места", — считает замглавы ФРУ Олег Шевчук.

ЗАТРАТЫ. По словам участников круглого стола, сначала нужно "гармонизировать" законодательство — принять более 15 проектов, которые обяжут фермеров и аграриев повысить качество продукции. Сейчас более 60% только молочной продукции производители закупают у селян. Многие из них держат пару коров, не имея доильных аппаратов, специальных холодильников для хранения и машин для перевозки продукции. Да и для одной—двух коров покупать это все просто нерентабельно. К примеру, на одной небольшой австрийской ферме — до 100 коров: на одну в год уходит более 8 тыс евро (сюда входят и корма, и сбор молока). Понятно, что такие затраты для наших селян неподъемны. Поэтому, как и в Австрии, и других европейских странах, украинским властям нужно разработать специальную программу поддержки села: давать льготные кредиты и дотации.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News
Источник: Сегодня

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять