Главная Сегодня

Актеры из папье-маше и живые помостки, или один день из жизни Киевского театра кукол

За кулисами сражаются со змеем, используют много газет и вчетвером умещаются на 1 кв. м

В Киевском академическом театре кукол на некоторые спектакли билеты не достать и за два месяца. Секрет прост: тут стараются сохранить старую школу. Маленьким зрителям хотят привить понятие эстетики с самого детства: ставят классический детский репертуар, звери похожи на зверей, добро всегда побеждает зло, и все спектакли продумываются так, чтобы не испугать кроху, а научить и объяснить ему что-то.

Главный режиссер Юрий Сикало, который руководит постановками театра с 1965 года, рассказал, что судьба свела его с куклами случайно. Не поступив в театральный, он пошел в армию, а после демобилизации увидел на улице объявление: "Винницкому театру кукол нужны актеры" и зашел узнать, что и как. Прочитал байку (благо, репертуара после неудачных попыток поступить у Юрия было немало), и ему сразу же дали шесть ролей. Был опыт работы и в обычном театре, но работать с людьми Юрию Сикало не понравилось: "Я постоянно говорил: "Вам даром зарплату платят". Вот скажи актеру: "Ты, старик, пойди и сядь в то кресло!", он пойдет и сядет. А вы представляете, какого труда и мастерства стоит заставить сделать это куклу? Не каждый сможет быть актером кукольного театра: к нам как-то пришли устраиваться на работу пять актеров из обычного. Все очень хорошие, все очень хотели работать, но смог — только один. Наши актеры — какая-то секта в хорошем смысле слова. Как они относятся к куклам! Лично я свои клал в отдельные коробки, чтобы никто посторонний к ним и притронуться не мог".

У каждого спектакля театра есть три состава актеров. И все они прекрасно понимают: у каждой куклы свои особенности, свой характер, и с ней надо подружиться. Причем отношения между куклой и актером постоянно развиваются — например, им нужно заново привыкать друг к другу после отпуска.

new_image2_391

Главный режиссер. Работает в театре уже полвека.

ТЕАТРУ ПРИШЛОСЬ ПОСКИТАТЬСЯ

Кукольный театр занимает здание в центре столицы, похожее на замок. Но так коллективу старейшего украинского (а по совместительству и европейского) театра везло не всегда: в поисках своего места ему пришлось поскитаться.

ТО ТУТ, ТО ТАМ. Театр, основанный в 1927 году как филиал ТЮЗа, занимал помещение бывшего кинотеатра "Роте фане" (Крещатик, 36). С 1936 года и до начала Второй мировой войны куклы выступали в помещении нынешнего Дома актера (ул. Ярославов Вал, 7). В 1955 году его перевели в здание бывшей Хоральной синагоги (ул. Шота Руставели, 13). Когда ее вернули иудейской общине, кукольный театр почти 8 лет скитался, арендуя сценические площадки и выступая в разных школах.

"ВСТРЕЧАЕМСЯ У ПАПЫ КАРЛО". В 2005 году для театра наконец построили собственное здание, которое сейчас стало одним из символов Киева. Еще через год вокруг театра поселились волшебные персонажи (точнее, их изваяния), а музыкальный фонтан каждые 30 минут напоминает о том, который час. Статуи настолько гармонично вписались в жизнь города, что нередко можно услышать: "Приходи со стороны Котигорошка" или "Встречаемся около шапки папы Карло".

ГЕНРЕПЕТИЦИЯ: КРУЖЕВА И ОЦЕНКИ

Мы попали на генеральную репетицию новой зимней сказки "Мороз Морозенко". Перед ней рабочие сцены все настраивали: девушки, стоя на коленях, подшивали к ширме кружево, рабочие деловито поднимались-спускались по лестнице, выкрикивая: "Куда подевались звезды?! Что с ангелом — он что, улететь пытается? Миша, умоляю тебя, поправь ангела!"

Этот спектакль считается сложным, вертепным — действуют не только куклы, но и сами актеры, которые выходят из-за ширмы, поют и танцуют. Вначале отрабатывали танцы. Режиссер Дмитрий Драпиковский регулярно прерывал актеров хлопками: "Лика, не убегай так далеко на Крещатик, дай себя поймать!" Каждые несколько минут он запрыгивал на сцену и сам показывал, как нужно двигаться: "Смотри: раз-два-три-четыре-топ-топ-сделано!" Потом начали работать с куклами. В зале сидело много актеров второго состава, комментирующих действия коллег: "Тут он рано вышел и текст перепутал. О, а ушел хорошо, давай и мы так сделаем?"

new_image4_244

Режиссерская работа. Лучший способ объяснить — показать самому.

new_image12_21

За ширмой. Так оживают куклы.

МАСТЕРКАЯ: КУКОЛ ДЕЛАЮТ ИЗ ГАЗЕТ И ЛЮБВИ

Под каждый спектакль создаются свои уникальные куклы: практики занимать одну и ту же в разных выступлениях, просто переодевая ее, тут нет. И дело не только в принципиальности, а и в том, что каждый художник-постановщик видит спектакли и персонажей по-разному.

Работа по созданию неживых актеров начинается с худсовета, на котором обсуждают не только их внешний вид, но и то, какой функционал должен быть у куклы по сюжету: должны ли закрываться глаза или рот, двигаться руки и т. д.

После утверждения концепции художник-постановщик рисует эскизы, потом лепит из пластилина скульптуру для каждого образа, а с нее отливаются формы из гипса. Итоговый вариант утверждается на худсовете, и мастерская приступает к работе. В среднем работа над одной куклой занимает от 2 до 4 недель, а весь спектакль готовят три месяца.

По мастерской нас провела ее руководитель Людмила Кукоба. Она попала в кукольный театр 35 лет назад, когда ей было 19. "Специалистов по изготовлению кукол буквально растим сами, — говорит Людмила Алексеевна. — К нам чаще всего приходят люди, которые умеют делать только прикладную работу — шить, вышивать, лепить, рисовать. Со временем мы учим их кукольному мастерству".

Бывает, что кукла рождается легко, а иногда с ней сражаются всем цехом. Например, недавно для спектакля "Котигорошко" делали огромного Змея-Горыныча — 7-метрового, из трех частей. В работе над ним пришлось занять абсолютно всех сотрудников мастерской.

Интересно, что когда с одной куклой работают несколько актеров, у каждого она получается разной — со своим характером, движениями. Сотрудники мастерской отмечают: очень интересно наблюдать, какой разной может быть одна и та же кукла на сцене.

ВЕСЬ МИР В "АКТЕРЕ". Как правило, кукол изготавливают по технике папье-маше. Ее выбрали в том числе благодаря относительной быстроте производства — ведь, к примеру, куклу-марионетку из дерева мастер будет резать несколько месяцев. В некоторые части тела фигурок — тех же марионеток, например, — добавляют свинец, чтобы они лучше двигались. Иногда куклу делают при участии актера, который подсказывает, как ее лучше собрать, чтобы ему было удобнее с ней работать. Папье-маше делается по спецтехнологии — чередовании слоев крафтовой бумаги и газет. Людмила смеется: "Мы иногда шутим, что каждая кукла — это история государства и мира, столько новостей в нее заложено! Лет через двести-триста (а наши куклы очень хорошо хранятся, потому что папье-маше — довольно качественный и долговечный материал) ученые по нашим актерам смогут узнать о том, что творилось в нашей стране и мире".

ПОСЛЕ МАСТЕРСКОЙ. Когда кукла готова, она отправляется к реквизитору и хранится у него. Перед каждым спектаклем кукол просматривают, чтобы они были в отличной рабочей форме. Хотя обычно проблем нет — и актеры, и реквизитор очень бережно относятся к своим подопечным. Главная проблема — облущиваются носики, но их регулярно подправляют. После того как спектакль снят с репертуара, куклы перемещаются в местный музей — некоторым экспонатам тут по 80 лет.

new_image7_99

Рабочий процесс. Из этих форм создают кукольные головы.

new_image6_136

Мини-сцена. Точные копии декораций сначала делают из бумаги.

new_image5_186

Творческий беспорядок. Кабинет руководителя мастерской.

new_image9_48

Многостаночники. Мастера на все руки: шьют, клеят и чинят.

new_image11_34

За двумя зайцами. Своего звездного часа куклы ждут в реквизиторской.

new_image10_38

На отдыхе в музее. Были актерами, а стали экспонатами.

УЗКИЕ ПОМОСТЫ И СЪЕМКИ СЕБЯ

Актриса Виктория Тебенева (в театре с 2000 года) рассказала о сложностях и радостях своей работы. "В одном спектакле может быть до 5 ролей: одна главная, остальные маленькие. Самое сложное в работе  — не держать куклу на вытянутой руке, как считают многие, а делать так, чтобы два твоих персонажа, участвующие в одной сцене, могли разговаривать между собой. Нужно мгновенно переключаться, менять голос".

ЧУВСТВО ЛОКТЯ. За ширмой одновременно могут работать и 12 актеров. "Иногда приходится принимать ну очень забавные позы, зато всегда чувствуешь локоть товарища, — улыбается Виктория. — Например, в спектакле "За двумя зайцами" ширина помоста — 120 см. И есть моменты, когда мы там работаем вчетвером. А бывает, что приходится вставать на табуретку и на ней балансировать. В общем, не буду открывать всех секретов, но позы бывают очень-очень своеобразные. Это коллективное творчество, и поэтому у нас очень дружная команда — без этого ничего бы не получилось.

ОТВЕТ ЗАЛА. Очень важна и реакция зрителей. Слава Богу, редко бывает, когда вроде все нормально идет, а дети не реагируют. Чаще случается наборот, когда перед началом спектакля детки и плачут, и капризничают, а начинается все — и как ничего не было: все включились, смеются. Легче, когда чувствуешь ответ зала — тогда всегда понимаешь, как вести себя дальше".

ОТНОШЕНИЯ С КУКЛАМИ. Каждый актер относится к кукле, как к чему-то очень хрупкому. "Одна требует утонченной работы, другая работает резко и импульсивно, и все это нужно учитывать,  — раскрывает секреты мастерства актриса. — Например, в верховых куклах (которые подняты над ширмой. — Авт.) работаешь всей ладонью, а с низовыми (марионетками и т. п.) нужна мелкая работа пальцев, они должны быть довольно чувствительными. Какое-то резкое движение и все — кукла улетела, запуталась. Артисты привыкают к куклам по-разному: бывает, сразу сроднишься, взял — и твое. А бывает, нужно время, чтобы поработать, привыкнуть. Приходится и перед зеркалом работать, и на камеру себя снимать, чтобы понимать, как твою работу видит зритель".

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News
Источник: Сегодня

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять