Главная Сегодня

Диафильмы активно скупают на барахолках и выкладывают в интернете

Последние диафильмы вышли уже после развала Союза — в 1992-м

Сейчас — в эпоху цифры, D-форматов, айфонов и прочих модных иноземных словечек, сложно объяснить в чем было обаяние диафильмов. Это могут понять лишь те, кто в свое время клянчил у родителей, чтобы они натянули на стене белую простыню-экран, заправили в катушку фильмопроектора пленку, погасили свет и включили... сказку. Беззвучную. Титры, сопровождающие долгожданную историю (о Мюнхгаузене, Дяде Степе, "Ну, погоди") в кадрах, читались нам вслух. И это было самое настоящее чудо. Куда там каким-то видикам и компьютерам (которые появятся вскоре) с их возможностями! Это уже было, как говорится, совсем не то...

ОТКУДА МУЛЬТИКИ ПОШЛИ. Если вы думаете, что диафильмы — сугубо советское изобретение, то вы заблуждаетесь. На самом деле диапроектор и "фильмы" к нему появились чуть ли не в начале XVII века. Это был волшебный фонарь Laterna Magica (проекционный аппарат с масляной лампой), который изобрел монах ордена иезуитов со славянским таким именем Афанасий. Рисунки наносились на кусочки слюды, позже — стекла.

Ну, а те привычные пленки, на которых росли еще наши деды и родители, появились аж в 1934 году. Но еще раньше, в 1930-м, в Москве была основана студия "Диафильм", выпускавшая черно-белые, а затем и цветные диафильмы. Причем первоначально диафильмы делали не ради праздного развлечения, а в качестве средства пропаганды. Их использовали для учебно-школьной и лекционной работы. Впрочем, вскоре стали производить и мультяшки. Первопроходцами стали: "Багаж" и "Пожар" (по Самуилу Маршаку), "Девочка-ревушка" (по Агнии Барто). В 40-х годах появились диафильмы по кинолентам ("Новый Гулливер", "Броненосец "Потемкин").

КТО РАБОТАЛ НАД ПЛЕНКАМИ. Что интересно, созданию мультов советское правительство уделяло не меньше внимания, чем агитплакатам. Только если над "постерами" работали лучшие художники, то над анимацией — в качестве авторов и консультантов — многие известные писатели: Алексей Толстой, Лев Кассиль, Корней Чуковский, Самуил Маршак, Сергей Михалков.

Вслед за студией "Диафильм" (ее пленки котировались у детворы больше всего — стоили они 30 копеек за цветную мультяшку и 15—20 за ч/б) "кино для простыни" наловчились выпускать студии в Ленинграде, Киеве (Укркинохроника), Грузии и Ташкенте. Тиражировали их и в Харькове, и в Рязани на кинокопировальных фабриках.

Начиная с конца 50-х годов, производство художественных диафильмов стало массовым (во многом благодаря доступным ценам на фильмоскопы: дешевые стоили от 5 руб 70 коп., средний класс — около 30 рублей). Так, студия "Диафильм" стала выпускать 300—400 (позже это количество дорастет до 800-900) наименований диафильмов в год. Был начат выпуск озвученных диафильмов, звуковое сопровождение для них записывали на граммофонных пластинках (но этот формат как излишне громоздкий особо не прижился); к учебным фильмам выпускали сопроводительный текст в виде книжечки.

ПОСЛЕДНИЕ ИЗ МОГИКАН. Даже с появлением первых видеомагнитофонов (в 80-х) и при их последующем распространении, диафильмы не сдавали свои позиции. Держались до последнего. Аж до развала "великого и нерушимого Союза". И даже чуточку больше. Последние диафильмы вышли в 1992 году. Причем произведены они были еще раньше, но в продажу (из остатков фондов "Диафильма") поступили именно в 92-м. Многочисленные коллекционеры диафильмов и проекторов (а есть и такие) немало копий поломали в дебатах, выясняя, какой именно мульт стал последним. Но увы, ответ так и не найден по сей день. Как вариант называют "Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями" и "Аленький цветочек".  Но так ли это на самом деле — достоверно неизвестно.

СНОВА В МОДЕ. Все-таки для тех, чье детство родом из СССР, диафильмы до сих пор греют душу. Многие фанаты оцифровывают старые пленки и выкладывают их в свободном доступе в интернете (diafilmy.org и diafilmy.su). Так что если вы желаете попасть в те времена, когда "деревья были большими", то вам сюда. Другие умельцы (правда уже платно) предлагают приобрести оцифрованные диафильмы (в виде файлов JPG), записанные на дисках. Смотреть их надо на компьютере. Но... по мнению автора этих строк, в этом есть что-то неправильное. Фальшивое. Ведь настоящее очарование — в запахе нагретой пленки, в тихом шелесте проектора, в луче, показывающем картинки. И похоже, что так считают многие.

Как расказали нам старьевщики на барахолке, нынче на диафильмы повышенный спрос. В основном пленки скупают родители маленьких детей. Мол, они хотят крутить им кино, как когда-то это делали для них их родители. Стоимость одного диафильма вполне приемлемая — от 10 гривен (в зависимости от состояния). С коробочкой и этикеткой — около 15 грн.

Но куда сложнее нынче найти даже не сам диафильм, а проектор для него. Фанаты скупают старые, ремонтируют, меняя в них лампы (самая распространенная "травма" проекторов").

Впрочем, можно обойтись и без антиквариата (кстати, по словам коллекционера Константина Тарновского, самым большим раритетом считается проектор для стереодиафильмов с объемным эффектом — в Союзе таких было выпущено всего тысяча экземпляров). Как оказалось, фильмопроекторы до сих пор производятся! Причем делают это как в... Китае (диапроекторы "Светлячок" и "Реджио"), так и в Белоруссии ("Пеленг-500"). 

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять