Светлана Фабрикант: "Наши порты потихоньку умирают из-за налогов"

Известная одесситка рассказала о том, как можно спасти украинское судостроение и судоходство, как защитить наших моряков и использовать море для роста экономики, а также почему считает курс на ЕС и НАТО предвыборной горячкой

Новый курс страны, реформирование систем и сфер — такого количества нововведений за всю историю независимости страны, похоже, не знали украинцы. Своим взглядом на происходящее в Украине и, в частности, в южном регионе, поделилась общественный и политический деятель Светлана Фабрикант. 

— Хотелось бы начать с дел государственных. На последней сессии Верховной Рады внесли изменения в Конституцию, и страна взяла курс на ЕС и НАТО. Каково ваше мнение?

Реклама

— Депутаты слишком много на себя взяли, ведь когда меняется государственный курс, прежде всего нужно спросить у того, для кого это делается, у граждан Украины. По этому вопросу должен был состояться референдум, но дала о себе знать такая себе предвыборная горячка. Собственно, состоялось надругательство над Конституцией Украины и над нами, гражданами. Это решение точно не своевременное. Я — сторонник внеблочного статуса Украины: мы должны быть самостоятельными и самодостаточными.

— В стране активно проводят несколько реформ, в том числе и административно-территориальную. Виден ли уже результат децентрализации

— Сказать, что реформа совсем неудачная, было бы не честно. Есть один положительный результат, его уже ощутили люди: финансирование изменилось — и бюджеты городов, поселков стали наполнятся лучше, теперь у них есть возможность тратить больше на собственные нужды. В остальном же, жители районов воспринимали изменения неоднозначно, ведь менялись админцентры, где-то закрывались школы. В общем, жизнь у людей, которым и так живется непросто, усложнилась еще больше, а должна была упроститься. 

Реклама

— Вы — известный общественный деятель с многолетним опытом. Уверены, к вам часто обращаются за советом и помощью. На что чаще всего жалуется бизнес, простые люди? Как им помочь? 

— Люди сегодня приходят с одним вопросом "Как  выжить?". Кому-то нужны деньги на лекарства, учебу, да и сегодня многим попросту не хватает средств на коммунальные платежи. Бизнес же, к примеру, надеялся, что ослабнет какое-то давление фискальных органов. А фактически ничего не изменилось — есть все тот же "план" у налоговиков. И последствия печальные: к примеру, в Одессе много людей принимают тяжелые для себя решения и уезжают из страны. Они забирают семьи, сворачивают бизнес.

— То, что украинцы покидают родную страну в поисках лучшей жизни, — проблема не только Юга. Как ее можно решить? 

Реклама

— Во-первых, власть должна уважать своих граждан. А во-вторых, законы должны не просто приниматься, но и работать. Ведь есть хорошие законодательные инициативы, уже принятые, которые попросту не реализуются, ведь на это нужна политическая воля. Кроме того важно остановить войну. Ведь помимо малого, среднего бизнеса и людей, которые заняты выживанием здесь, есть еще те, кто создавал большие предприятия, давал рабочие места. Теперь они смотрят на нашу страну из-за разных границ и ждут, когда же здесь, что-то изменится, и можно будет вернуться. 

— На что, по-вашему, нужно делать ставку, чтобы положительный результат украинцы увидели как можно скорее?

— На мой взгляд, у нас осталось еще много не совсем убитых предприятий, есть светлые головы специалистов и прекрасные выпускники вузов. Нужно применять их знания, модернизировать предприятия, к примеру, в том же машиностроении. Конечно же, нужно уделить внимание и сельскому хозяйству, но не делать страну полностью аграрной. 

— Какие еще направления нужно возрождать в нашей стране?

— Морское. В Украине 30% морских границ, которые мы плохо используем. К примеру, Молдова, выкупив у нас 400 метров побережья, построила порт. И сегодня он работает не останавливаясь, туда заходят суда что помогло поднять экономику. А наши порты потихоньку умирают, потому что нет приемлемых налоговых тарифных условий для захода суден. Они предпочитают идти в более дешевый молдавский порт, в страну, где нет морской границы. Получается, мы — нерациональные хозяйственники.  

— А как обстоят дела с судостроением? Как можно в этой сфере переломить ситуацию и возродить отрасль?

— У нас были судостроительные государственные заводы, есть и частные, но государство ничего не заказывает. А это же очень выгодно, ведь наши предприятия умерли, а новые хорошие не появились, да и на создание такой мощной инфраструктуры нужно время. А мы можем все это сделать. Отсюда вытекает еще одна важная тема — отсутствие украинских судоходных компаний. Вернее у нас на территории есть частные судоходства, но работают они под флагами других стран, где очень удобное налогообложение. Нам нужно оздоровить налоговую систему, чтобы она не была давящей. А если вспомнить, то "Черноморское морское пароходство" во времена Союза приносило 15% валютной выручки для всей страны.

— А под силу Украине возродить судоходство?

— Конечно, у нас осталась великолепная образовательная база для этой отрасли. Таких специалистов не готовит, по сути, ни одна страна мира. Но они не могут найти применения знаниям и умениям у нас в стране. На Юге проживает 175 000 моряков, которые уходят в рейсы под чужими флагами. А нужно, чтобы они работали под украинским.  

— Наверное, здесь важен и вопрос безопасности? Ведь наши моряки то и дело оказываются либо в плену у пиратов или судовладельцев, либо в тюрьмах.

— Да, они за границей незащищенные. Ведь мы единственная страна Европы, которая не ратифицировала Конвенцию о труде в морском судоходстве 2006 года, у нас не работают механизмы взаимодействия между странами. А граждан украины только в тюрьмах Греции — 178 человек, а Италии — 120. И, в основном, это моряки. И на государственном уровне никто ими не занимается. Нужна плотная работа с Министерством иностранных дел, а наши консулы сегодня мало чего могут и часто из-за отсутствия должного финансирования. В идеале, чтобы украинцы не попадали в такие ситуации, они должны работать дома, где будут под защитой своей страны.

— В продолжение разговора о море, удается ли Одесской области полностью реализовать свой туристический потенциал?

— К сожалению, уже нельзя назвать Одессу городом-курортом, потому что осталось очень мало мест ориентированных на оздоровление. Почти все санатории Одесского залива были уничтожены, на их месте появились коттеджи, высотки. Поэтому приехать в город можно, чтобы просто сходить на пляж и погулять по городу. 

— Неправомерная застройка побережья — одна из главных причин потери туриста для курортной Одессы?

— Еще чуть-чуть и разговоры о красивой, доступной приморской части Одессы, да и Юга, в принципе, останутся в прошлом. Все захватывают. Одно из последних противостояний — 11 попыток силового захвата санатория "Лермонтовского", где проходили лечение люди с проблемами сердца. К сожалению, 25 января зашли военные с автоматами, уволили всех сотрудников. Теперь санаторий — в ведомстве Минобороны. Легенда, конечно, очень красивая: там будут восстанавливать ветеранов АТО. Но четыре года назад там уже было создано отделение для их реабилитации. Мы инициировали создание следственной комиссии в ВР по вопросу "Лермонтовского", к счастью, депутаты пошли на встречу.

— Кстати, о переменах. Страна уже начала предвыборный забег на год. Скоро украинцам предстоит определиться с кандидатом в президенты. Кого, по-вашему, поддержит Юг страны?

— Люди поверят кандидату-практику, с невымышленной программой, который понимает, что он хочет сделать и уже доказал, что он может что-то сделать. Люди хотят видеть не болтуна, а человека, который живет как они и понимает их проблемы. Это должен быть человек, который найдет возможность не разделять нас, а остановить войну и реально заняться экономикой. И его поддержит не только Юг. Я определилась со своим выбором, для меня это — Александр Вилкул. Можно прислушаться или нет ко мне, но я бы посоветовала проанализировать программы кандидатов, узнать о них побольше. 

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять