Судьба Черноморского пароходства: "Суслова" разрезали, а "Лев Толстой" едва не затонул в океане

Накануне распада СССР, ЧМП было мощнейшим в Европе и имело в своем распоряжении 300 судов различных классов, в том числе 21 пассажирское круизное судно общей вместимостью 12 тысяч человек

В ноябре исполняется 230 лет со дня рождения одного из учредителей Черноморского морского пароходства (ЧМП) Ивана Ралли. Спустя долгие годы, накануне распада Советского Союза, ЧМП было мощнейшим в Европе и имело в своем распоряжении 300 судов различных классов, в том числе 21 пассажирское круизное судно общей вместимостью 12 тысяч человек, которое обслуживало 14 океанских и 20 внутренних линий. Кроме того, ЧМП располагало универсальными контейнеровозами, танкерами и балкерами. Спустя годы "Сегодня" решила проследить судьбу кораблей, некогда принадлежавших одному из крупнейших пароходств в мире.

В Одесской национальной морской академии нам рассказали, что после распада СССР Укрморфлот получил право распоряжаться имуществом ЧМП совместно с Фондом госимущества Украины. В 1992 году Совет министров позволил Укрморфлоту "менять флаги, продавать, закладывать суда с целью получения кредитов для финансирования программ пополнения флота".

Реклама

В результате реализации этого разрешения ЧМП лишилось всех своих пароходов. Так, круизное судно "Федор Достоевский" до сих пор в эксплуатации, и с 1991 года ходит под багамским флагом. "Трубу с серпом и молотом перекрасили, а вместо судна ЧМП получило от Совкомфлота обесцененные практически до нуля акции. Сейчас круизник ходит под именем Astor", — рассказал нам глава профсоюзов ветеранов флота Николай Колодяжный и добавил, что через три года в Оманском заливе его атаковали пираты, однако атаку удалось отбить.

Пассажирское судно "Лев Толстой", заложенное на польской судоверфи в Щецине, теперь принадлежит индусам и называется Ocean Life. "В водах Индийского океана во время первого рейса на маршруте Гоа—Мумбаи лайнер получил трещину в корпусе и едва не затонул. Однако судно отремонтировали и оно до сих пор в эксплуатации", — говорит Колодяжный.

800px-funchal_kreuzfahrtschiff_maxim_gorkiy_-_1978_1__

Турбоход "Максим Горький". Ходил на линии Гамбург—Нью-Йорк. Фото: facebook.com

Реклама

А вот ветхий военный авианосец "Киев" продали китайцам, которые на скорую руку подлатали корабль и начертали на его борту иероглифы. "Его тоже удачно эксплуатировали долгие годы", — вспоминает моряк Леонид Федоров.

Интересна судьба и "Михаила Суслова" — сейчас теплоход уже не перевозит туристов, а ранее с клиникой и казино на борту он плавал на Крымско-Кавказской линии. Спустя несколько лет его переоборудовали в глазную клинику, которая работала даже у берегов Персидского залива, а после распада СССР медблок опломбировали, и судно стало обычным круизником. В 1997 году его арестовали в порту Джебель-Али (ОАЭ), а ЧМП ни с того ни с сего выставили иск на $11 миллионов. В 2001 году новые хозяева-американцы переоборудовали "Суслова" в плавучее казино, а в 2005-м, после банкротства последних хозяев, легендарный лайнер разрезали на металл.

БЫЛОЙ СЛАВЫ ПАРОХОДСТВУ НЕ ВЕРНУТЬ

Реклама

По мнению экспертов, былой славы ЧМП уже не вернуть. И дело не столько в неготовности инвесторов вкладывать в проект средства, сколько в отсутствии лоббирования на уровне государства.

"Не лучшие времена переживает вся морская отрасль. Судебные споры решаются в судах Англии, где хорошо развито морское право, суда ходят под удобными и экономически выгодными флагами, например, тропических стран. Поэтому само наличие кораблей ситуацию не спасет — нужно решать целый комплекс проблем", — говорит морской эксперт Александр Никитенко и в качестве примера напоминает о попытке реанимации "Ильичевского муниципального пароходства", которое обернулось банкротством предприятия.

Что касается ЧМП, после его реорганизации долги пароходства остались при нем, а вот финансовые активы перешли в новосозданную структуру. Процедура санации — комплекса мер по финансовому оздоровлению предприятия — продолжается до сих пор.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять