Детективная история: в одесском музее показали карикатуры участника покушения на Троцкого

Картины привез в Одессу испанец в 1937 году, но до сих пор они хранились в фондах музея – о них не было информации

Фото: М.Крыжановская
Фото: М.Крыжановская
Фото: М.Крыжановская
Фото: М.Крыжановская
Фото: М.Крыжановская
Фото: М.Крыжановская
Фото: М.Крыжановская
Фото: М.Крыжановская
Фото: М.Крыжановская
Фото: М.Крыжановская
Фото: М.Крыжановская
Фото: М.Крыжановская
Фото: М.Крыжановская
Фото: М.Крыжановская
Фото: М.Крыжановская
Фото: М.Крыжановская
Фото: М.Крыжановская
Фото: М.Крыжановская
Фото: М.Крыжановская
Фото: М.Крыжановская
1/10

В Одесском музее западного и восточного искусства показали авторские литографии испанского живописца Антонио Пужоля, которые играли  роль агитационных плакатов в охваченной гражданской войной между республиканцами и фашистами Испании. В музей они попали в 1937 году, однако о живописце практически ничего не было известно, поэтому их и не показывали публике.

Но о Пужоле в музее не забыли и на протяжении многих лет проводили собственное расследование. Искусствовед Тимохова Ирина рассказала нам, что, вероятно, литографии в Одессу привез ее отец, испанец по крови, на корабле вместе с детьми республиканцев, которые бежали в СССР в разгар гражданской войны. Правда ли это – пока неизвестно.

Реклама

"Поиски не приводили ни к чему, сводились буквально к двум предложениям, о том, что карикатуры созданы в память о замученном фашистами брате Мигеле. Картины настолько высоки по уровню, что не заметить Пужоля нельзя. Но в Испании его не знали", – рассказывает наша собеседница.

Однако шло время и один из сотрудников музея обнаружил его фамилию в немецком словаре. Оказалось, что отец Антонио Пужоля иммигрировал в Мексику, там живописец родился, получил образование, примкнул к муралистам, – монументальным живописцам, которые провозгласили, что искусство должно обращаться к народу и поднимать его на революционную борьбу, возрождать древнюю культуру индейцев и быть массовым.

"Наш художник оказался соратником известного мексиканского художника Хосе Давида Сикейроса. С началом гражданской войны в Испании Сикейрос и Пужоль оказались там. А дальше – детективная история", – говорит Ирина Тимохова.

Оказывается, в Испании хорошо работали посланцы СССР, которые вербовали людей, которые должны были помогать осуществлению социалистической революции во всем мире. "Очевидно, были завербованы и Пужоль, и Сикейрос, потому что когда они вернулись после поражения революции в Испании на родину, через какое-то время стали участниками нападения на Троцкого. Это было первое покушение, оно провалилось, Льва Троцкого убили несколько месяцев спустя", – говорит Ирина Тимохова.

А пока первое покушение… Операция называлась "Утка", а ликвидировать надо было "Старика". У Сикейросу дали кодовое имя "Конь", а Пужолю – "Хосе". "Может, они и не хотели его убивать, а просто напугать. Операция провались, а мы знаем, что НКВД подобные вещи не прощает. Поэтому Пужоль убегает в Уругвай, меняет свою фамилию и исчезает с политической и культурной арены. Он вернется в Мексику только через двадцать лет", – говорит наша собеседница.

Что касается творчества, по мнению искусствоведов, карикатуры Пужоля достаточно высокого уровня. "В его композициях в аллегорических образах "Оптимист", "Пессимист", "Стратег", "Турист", "Левак" главной является гротескная фигура, художник выделял ее на белом листе энергичной линией. В динамичных фигурах легко читается смысл, чувствуется, что их создатель хорошо знал европейское искусство, чувствуется и влияние Гойи и Домье", – говорит Ирина Тимохова.

Что касается творчества, он высмеивает дядюшку Сэма. "Еще одна тема – слухи, она актуальна для Испании со времен инквизиции. Слухи представлены в виде человекоподобного существа – гомункула, голова которого состоит из ртов, нашептывающих во все окна. А еще их олицетворяет кот-монстр. Франко художник изобразил в виде жабообразного стратега, а представителя рабочего класса показал на карикатуре "Левак" схожим на Буратино с длинным носом-кулаком и жестом "No pasarаn". На одном из своих изображений, – "Оптимист", Пужоль показал босоногого рабочего в цилиндре. Что это может означать, мы еще выясняем", – отметила искусствовед.

Знаток Латинской Америки Михаил Баварец пояснил "Сегодня", что Пужоль решил изобразить бедного человека в цилиндре, потому что на континенте даже среди низших классов цилиндры являлись желанным предметом гардероба. "Их там носят и сейчас, даже женщины", – добавил Баварец.

Как мы сообщали ранее, девятилетняя художница из Николаева продает картины с аукционов, чтобы купить своей матери лекарства.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять