На сегодняшний день количество пользователей интернета в нашей стране достигло фантастической отметки — 3,5 млн. По данным bigmir.net, на них приходится полторы тысячи интернет-магазинов. Здесь можно купить все что угодно. В частности, книги и диски, косметику и духи, продукты питания и алкоголь, билеты на поезд и на самолет, в театр и на концерт. Но чаще всего в интернет-магазинах покупают бытовую технику и мобильные телефоны.
Чтобы от виртуального шопинга у вас остались самые радужные впечатления, нужно грамотно выбрать магазин и товар, правильно сделать заказ. О том, как это сделать, нам рассказал администратор одного из столичных интернет-магазинов Владимир Петров.
1. Зри в домен. Магазин должен быть зарегистрирован в доменной зоне ua: чтобы открыть здесь сайт, компания должна быть официально зарегистрированной торговой маркой. А вот регистрация сайта в доменных зонах "com" и "net" проще с юридической точки зрения.
Обратите внимание, чтобы на сайте были указаны реквизиты интернет-магазина и название юридического лица. Номер телефона должен быть не только мобильным, но также городским. Вас должен насторожить адрес электронный почты, зарегистрированный на бесплатном почтовом ящике (например, ukr.net): проследить его хозяина сложно.
2. Цена и качество. Не ведитесь на самые низкие цены: они говорят о том, что магазин торгует нерастаможенным или бракованным товаром (это прежде всего касается бытовой техники). Так, вычислить "серую" продукцию очень легко: ее стоимость ниже на 10—15 % (сравнить цены на мобильные телефоны, бытовую, аудио- и видеотехнику в разных интернет-магазинах можно на сайтах nadavi.com.ua, price.ua или e-katalog.com.ua). Лучше остановите выбор на магазине, чьи цены на 1—3 % выше, чем у соседей: риск купить серый товар здесь ниже.
3. Глас народа. Не поленитесь поискать во всемирной паутине отзывы о качестве товаров и услуг, предоставляемых интернет-магазинами. Любая ошибка виртуального продавца тотчас же будет прокомментирована на форумах или блогах. Соответствующие дискуссии легко можно отыскать в "Живом журнале" (livejournal.com) или на forum.overclockers.com.ua. Наконец, существуют рейтинги интернет-магазинов, например topshops.com.ua, ukrintershops.com.ua и uashops.com.
Понравившийся товар можно заказать в интернет-магазине по телефону, а можно заполнить соответствующую форму и отправить электронной почтой. Заказ по телефону предпочтительней. Во-первых, по причине загруженности менеджер может связаться с заказчиком не в течение положенных 30 минут, а значительно позже (этим грешат даже самые надежные интернет-магазины). Во-вторых, связавшись с менеджером самостоятельно, можно узнать, есть ли нужный товар на складе.
Оплата производится по факту доставки: убедившись в том, что с покупкой все в порядке (если это еда, принюхайтесь, попробуйте, если бытовая техника — проверьте, как работает и т. д.), вы расплачиваетесь с курьером, который обязан вам выдать товарный чек, кассовый чек и гарантийный талон.
2. Также необходимо выяснить комплектацию товара, чтобы не подсунули телефон без hands-free, а телевизор без дистанционного управления.
3. Если цена указана в долларах, узнайте обменный курс интернет-магазина.
4. Поинтересуйтесь, возможна ли оплата через банк (услуги банка обойдутся примерно в 2% от стоимости покупки). Кстати, если интернет-магазин не располагает своим счетом в банке, значит, он работает нелегально.
Но оказывается, далеко не все товары, которые входят в ассортимент интернет-магазинов, подлежат обмену. В частности, мягкие детские игрушки, парфюмерия, книги и журналы, аудио- и видеокассеты, а также оптические диски.
1. Дешевизна: в интернет-магазине, скажем, на бытовой технике можно сэкономить в среднем 100—150 долларов.
2. Удобство: все товары можно заказать не выходя из квартиры, и они будут вам доставлены прямо на дом в течение дня-двух (если заказ задерживается, с вами обязательно свяжется менеджер).
3. Через интернет можно приобрести вещь, которой нет на данный момент в магазинах вашего города. Правда, ее можно ждать и неделю.
1. Вам могут продать нерастаможенную технику, что повлечет за собой проблемы с гарантийным обслуживанием: сервис-центр компании-производителя не станет иметь дело с "серым" товаром.
2. Вторая распространенная проблема — несвоевременная доставка: могут пообещать привезти в течение пару часов, а привозят вечером следующего дня. В таком случае вы можете смело отказываться от покупки.
3. Вам могут привезти не то, что вы заказывали, и дороже, чем указано в прайс-листе.
4. Также могут доставить технику в распечатанной упаковке, мобильный телефон, бывший в употреблении, записанные CD-Rы вместо заказанных компакт-дисков. А продуктовые магазины грешат тем, что подсовывают еду "второй свежести" либо путают товар и упаковки: вместо сыра за 23 грн. за килограмм кладут тот, что стоит 30 грн., вместо 250-граммовой упаковки, скажем, сахара — 500-граммовую.
Единственный выход — сразу отправить курьера назад (разумеется, не заплатив ему за доставку).
А вот если покупать через интернет с помощью кредита (условия те же, что и при оформлении не виртуальной, а реальной покупки), то сэкономить не удастся. Ведь услуги банка составляют не меньше 25% от суммы покупки.
Ящик с продуктами нам доставили через полтора часа после последнего обсуждения заказа по телефону (т. е. на все про все ушло приблизительно два с половиной часа). Правда, мы попросили менеджера поторопиться, потому что очень уж хотелось есть. За доставку от суммы в 120 грн. заплатили около 9 грн. (если бы заказали продуктов больше, чем на 300 грн., доставка была бы бесплатной).
Все продукты в заклеенной скотчем картонной коробке оказались на месте, ничего не перепутали. Разве что пирожки были черствые, хотя нас уверяли, что они только что из печки. Так что по интернету все же лучше не заказывать скоропортящиеся продукты.