Главная Сегодня

Тяп-ляп костюмы и декорации в кадре

Что в кино — выдумка его создателей, и в чем они допустили откровенные ошибки.

"Все помнят, как в конце фильма "Терминатор-2" герой Арнольда Шварценеггера тонет в раскаленном металле. Но что мы видим в "Терминаторе-3"? Киборг снова жив! Киноляп? Киноляп! — разговор о промашках кинематографистов мы хотим начать с этой кавээновской репризы. Нестыковки бывают не только из-за буйной фантазии сценаристов или алчности продюсеров, стремящихся напичкать кино красивостями. Порой историческая лента — лишь горькая история о незнании эпохи ее авторами.

"ШЕРЛОК ХОЛМС". В последнем фильме режиссера Гая Ричи хватает всего: погонь, драк, загадок и ошибок. Оставим в стороне отклонения от первоисточника и заглянем по адресу "Бейкер-стрит, 221-б". Странно, но судя по кадрам, рядом с домом сыщика — правостороннее, а не левостороннее движение. Идем дальше — к "постельной сцене". Один из самых смешных моментов — сэр Холмс, прикованный наручниками к кровати. Зрелище настолько яркое, что только дотошные зрители вспомнят, каким загорелым был несколько минут назад (во время кулачного боя) главный герой.


"Шерлок" Гая Ричи. Орудует столовыми приборами по-американски

А как Шерлок держит в руке нож и вилку? Во время сцены в ресторане сыщик орудует столовыми приборами не как англичанин, а в американском стиле — держит вилку почти перпендикулярно ладони. Или еще — как мог такой опытный медик, как Ватсон, не заметить, что на шее у Блессингтона, который инсценировал смерть от удушения, не осталось следов от веревки? Впрочем, для динамики можно даже забыть о том, что от парламента до Тауэрского моста 2 км, и пробежать их за 30 секунд, как это делает Ирен, невозможно. А вот в советском "Шерлоке" заметно, как создатели поторопили прогресс: служанке вместо керосиновой лампы дали электрическую. Чтобы это утаить, провод спрятали под одеждой. Но оператор взял план ниже, чем следовало, и досадный "хвостик" попал на экраны.


Советский "Холмс". Платье не спрятало провод от электролампы

НЕ АФГАН. В основу новой российской ленты "Кандагар" о том, как летчики советского самолета Ил-76 были захвачены талибами в плен, а затем героически из него бежали, как заявляли авторы, легли реальные события. Но...


Афиша. На ней эмблема с козырька — забыли "дубовые листья"

Начнем с афиши. Кроме эмблемы ВВС, на головном уборе гражданского летчика есть и другой ляп: командир воздушного судна должен носить "дубовые листья" на козырьке — а их нет. "Полностью фильм пока увидеть не удалось, — говорит участник боевых действий, в недавнем прошлом командир экипажа самолета Ил-76 Владимир Беленький, не раз летавший в горячие точки. — Однако и из анонсов вылезают огрехи. Так лихо и беспрепятственно вырваться из плена, как показано на экране, невозможно — это выдумки. Подобные фантазии одолевали и создателей "Экипажа" — те придумали, что летчики в небе чуть ли не подручными средствами ремонтируют хвост самолета... Думаю, все эти ляпсусы объясняются тем, что к концу, а то и середине просмотра консультантов (специалистов, подсказывающих создателям кино, как то или иное действие или явление выглядит в действительности. — Авт.) подпаивают так, что им уже все равно".

"АДМИРАЛЪ": СТЕКЛОПАКЕТЫ ОБРАЗЦА... 1917-ГО


Хабенский. Его герой Колчак не мог в то время носить эполеты со звездами

Картина "Адмиралъ" за костюмы получила одну из самых престижных российских премий "Золотой орел", но, несмотря на это, лента содержит исторические неточности. К примеру, в апреле 1917 года Временное правительство отменило ношение на флоте погон и эполет со звездочками — тем не менее офицеры в этом фильме одеты как при царизме. Или такой эпизод: Колчак пожимает руку государю... не снимая свою безупречно белоснежную перчатку! Этого быть не могло. Кроме того, в сценах, снятых на вокзале, мелькают стеклопакеты, а у некоторых матросов на лентах бескозырок не написано название корабля. А в сцене, когда Анна (Лиза Боярская) плачет рядом с пакующим чемоданы мужем, третья подушка на диване то появляется, то пропадает.

КОСТЮМЫ ПРАВИЛЬНЫЕ, НО БЕЗ... НАЖДАЧНОЙ БУМАГИ


Царские костюмы. Выглядят неестественно новыми

Вы представляете себе Михаила Боярского без усов? Видимо, режиссер фильма "Гардемарины, вперед!" тоже не представляет. Действие ленты разворачивается во времена, когда сей атрибут мужской красоты был не в моде. И если их кто и носил, то это не французский шевалье-ловелас, а отпетый разбойник. Но почему не отойти от истории ради красивых кадров? "Ведь этот фильм по большому счету — сказка!" — считает дизайнер Лилия Литковская.

В то же время, по ее словам, часто детали существенно искажают атмосферу, царившую во времена, показанные в кино: "Просматривала "Царь" и обратила внимание на то, что костюмы выглядят слишком уж новыми, будто их вчера купили. А утюг ведь изобрели только в ХIХ веке... Не хватает фактуры". У художников по костюмам даже есть выражение "зафактурить". Чтобы одежда выглядела купленной не вчера, ее "обрабатывают" наждачной бумагой или даже кухонной теркой. Опытные художники предпочитают покупать костюмы не в магазинах, а на барахолке, а портные используют гнилые нитки — одежда рвется на героях "как настоящая".

КЛАССИКА: МАЙКИ С НЕБА И ПЕСНЯ ИЗ ЗАВТРА


"Ирония судьбы...". Героя загружают в салон ИЛ-62...

Классика советского кино зачастую — и классика ляпов. Так, в киношлягере "Ирония судьбы, или С легким паром" главного героя, судя по салону, загружают в ИЛ-62, в облаках летит Ту-134, а в Ленинграде приземляется... Ту-154.


... тот взлетает и в воздухе трансформируется в Ту-134...

Телефон в квартире Нади имеет свойства светофора: то он красный, то зеленый.


... а в ленинградском аэропорту приземляется уже самолет Ту-154

В "Неуловимых мстителях" ляп сюжетный. Перестрелка перед горящим мостом. На крыше поезда лежат убитые и раненые. Раздается крик: "Мост горит!" С крыши и убитые, и раненые... спрыгивают и бросаются врассыпную!

В "Трех мушкетерах" лихая четверка то и дело скачет по асфальту. Происходят метаморфозы с локонами Д’Артаньяна: в одних эпизодах они вьются к лицу, в других — от. В сцене ареста Констанции Д’Артаньян бреет незадачливого агента через второй этаж, сидя в одном сапоге. Когда он спускается по лестнице, сапог по-прежнему один, но уже на другой ноге.

Еще один анахронизм закрался в "Покровские ворота" — на экране мальчик, одетый в футболку с олимпийским мишкой. И это за 20 лет до Олимпиады-80! Хотя это могло быть и задумкой режиссера — в ленте идет смешение времен. А вот случаев с "одеждой-хамелеоном" — множество. Один из них — в "Джентльменах удачи". После побега герои на песчаном карьере в одних трусах и ботинках. Следующий кадр — на всех появились майки. А вот в "Большой перемене" гипс на одном из учеников "кочует" с одной руки на другую. В "Любви и голубях", когда Раиса Захаровна бьет Василия по щекам, слышно, что начинает лаять пес. А ведь видно, что собачонка молчит!


Вор Милославский. В квартире Шпака показывает деньги, а считает облигации

Ну а вор Милославский из "Иван Васильевич..." — фокусник: в квартире Шпака он перебирает облигации, но, говоря в камеру: "Граждане! Храните деньги в Сберегательной кассе!", показывает уже деньги. А за спятившим Иваном Васильевичем приезжает милиция, но на авто... ГАИ.


"Иван Васильевич..." Милиция прикатила на машине ГАИ

В "Операции Ы", укрощая большого грозного пса, Шурик вдавливает в ломтик колбасы четыре таблетки снотворного. Через секунду друг человека выплевывает пять таблеток. В "Служебном романе" Новосельцев дарит начальнице 4 красных и 4 белых гвоздики (траур?). Когда Людмила Прокофьевна принесла их домой, гводик также восемь, но теперь — 5 красных и 3 белых.

Легендарный сериал о советском разведчике тоже не без греха. Если присмотреться к вагону поезда "Берн-Париж", в котором уезжает Кэт, то внизу у подножки табличка: "Тара 58 тонн". Да и песня Эдит Пиаф, которую слушают в авто, появится только через 14 лет после Победы. В сцене, где Штирлиц и радистка Кэт, изображая супругов, надели обручалки на правую руку, тоже неточность — немцы носят на левой. Штирлиц (как и многие его коллеги) курит на работе. Но в 1939 году национал-социалистическая партия запретила курить во всех своих учреждениях, а Гиммлер запретил офицерам СС и полиции вредную привычку в рабочее время. Форма у ССовцев из серии в серию парадная. Это ляп фактический, также как и роскошная резиденция — к концу войны они переехали в бараки. А Штирлицу по должности положено было ездить на Хорьхе, а не скромном Мерседесе. Прически у героев фильма 1960 годов, в то время как события разворачиваются под конец ВОВ. То же в одежде. Например, мужчины 40-х носили двубортные костюмы, в кино же они — в однобортных.

ЧУДО-ОРУЖИЕ: НА НАПОЛЕОНА — С ТРЕХЛИНЕЙКОЙ!


"Броненосец". Не наша винтовка, а... австрийская

Надо заметить, что ляпы и кино — близнецы-братья и родились фактически одновременно. В немом "Броненосце "Потемкине" офицер расстреливает матроса, но не из отечественной трехлинейки, а из австрийского карабина Манлихера, которому неоткуда было взяться на флоте тех времен. Но на этом приключения трехлинейки в кино не закончились. Внимательные зрители увидели ее в картине "Война и мир". В одной из батальных сцен солдаты бегут именно с этим оружием (оно на сотню лет старше Кутузова).

Кстати, "омоложением" занимались не только у нас. В "Рэмбо-2" герой Сильвестра Сталлоне находит гранатомет РПГ-7 — это правдоподобно: его выпустили в 1961 году и он мог быть во Вьетнаме. Но именно на этом надпись: "Сделано в 1943 г."! Что касается "оружейных ляпов" нового времени, то главная болезнь сериалов — использование пневматических пистолетов в роли боевых. Но... "Моей жене все равно, с чем кто бегает. Она как-то раз, показывая на пулемет Максим, сказала: "Ну и ружье у них на колесах! Как же с такими ходили?" — пишет на одном из форумов кинолюбитель с ником nesan2000.

КИНО И НЕМЦЫ: МИНИ И МАНИКЮР


1942 г. У Нины — юбка 60-х

Рекордсмены по количеству ляпов — картины, рассказывающие о Великой Отечественной войне. По устоявшейся традиции, наши солдаты изображаются грязными и уставшими, немцы же всех чинов и званий, напротив, одеты с иголочки. Впрочем, в современных сериалах эти штампы меняются, и медсестры успевают и за больными присмотреть, и в маникюрный салон сбегать — на крупных планах видны их ухоженные ногти. В первой части "Мы из будущего" для служивых женщин вводится сексуальная форма — у Нины юбка выше колена, но мини изобрели только в 60-е ХХ столетия. Да и о какой юбке может идти речь на передовой? Впрочем, главный ляп в этом фильме — в сюжете. По сценарию, молодые ребята нашли в наше время в блиндаже документы со своими фотографиями. Дальше начинается мистика с перемещением в прошлое. Но! В красноармейских книжках не было фото!

О несовпадениях в военной технике тоже можно говорить много. Заметим лишь, что четыре танка "Тигр" появились на Восточном фронте 29 августа 1942 года под Ленинградом. И берегли их как зеницу ока. В "Мы из будущего" они идут в атаку целым клином и подставляются под снаряды.

Еще несколько слов хочется сказать о сериале "Ликвидация" — действие картины происходит в 1946 году. Но ее герои по сюжету смотрят фильм "Подвиг разведчика". А он ведь снят в 1947-м! Фантастика. То же самое и с авто, которое было выпущено на самом деле аж в 1952-м. Кроме того, в послевоенной Одессе у каждого двора в городе были ворота, которые закрывались в 22 часа дворником. Чтобы попасть поздно домой, приходилось звонить ему, а в сериале у каждого дома — "проходной двор".

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять