Память о Сергее Курехине, которого нет с нами вот уже 15 лет, так же многолика, как и все творческое наследие Капитана – как он любил себя называть, или "Петербургского Моцарта", как его не стеснялись называть еще при жизни журналисты.
Фото из архива Анастасии Курехиной. drugoi.livejournal.com
Юное интернет-поколение знает Курехина как автора мема "Ленин-гриб". История этой мистификации даже удостоилась отдельной статьи в википедии.
Ценители авангардного джаза – как одного из лучших в стране пианистов-импровизаторов, который переиграл с бездной равных себе величин: с Вапировым, Летовым-старшим, Пономаревой, Владимиром Волковым и т.д. и т.п. Первая же пластинка, выпущенная на западе в 1982 году, вызвала удивление критиков: музыкальная пресса писала, что это не импровизация, а игра по нотам, а сама запись – ускорена, потому что ни один пианист мира не покажет столь скоростной техники игры.
Послушать дуэт с Кешаваном Маслаком (1996)
Не столь изощренные меломаны вспомнят его вклад в звучание раннего "Аквариума". На их лучшем альбоме – "Радио Африка", есть сольный номер Курехина. Сейчас сложно себе представить, что хулиганское соло на саксофоне произвел И. Бутман, ныне весьма респектабельный smooth-джазмен.
Ну, а театрализованные шоу, которые Курехин устраивал со своим ансамблем "Поп-механика", до сих пор не имеют аналогов в российском шоу-бизе. Повторяться не будем, все желающие могут, при желании, погуглить.
Послушать импровизацию Курехина для фильма Сергея Дебижева "Комплекс невменяемости" (1992)
Киноведам, почесав в затылке, также найдется что рассказать.
Один из первых советских фильмов в эстетике пост-модерн – "Лох – победитель воды" А. Тигая, в главной роли Сергей Курехин. А в качестве кинокомпозитора он написал саундтреки к 22 фильмам. Первый же опыт в кино – "Господин
оформитель" О.Тепцова, который сейчас смотрится как необязательное, но милое украшение курехинского саундтрека, сделал ему имя.
Посмотреть фрагмент фильма "Господин оформитель" (1988)
Влияние Капитана на кинокомпозиторов ощущается до сих пор: многие критики отметили, как щедро И. Корнелюк попользовался курехинскими находками в саундтреке сериала В. Бортко "Мастер и Маргарита".
Послушать фрагмент саундтрека к спектаклю Сергея Соловьева "Три сестры" (1994)
Особая тема – отношения Курехина с масс-медиа. Капитан вдохновенно дурачил всех, кто готов был его выслушать, искусно переплетая цитаты из Шпенглера с придуманной на ходу чепухой. Это был гений самопиара, не боящийся ни Господа Бога, ни мэра Собчака, и все ему сходило с рук.
"Собчак совершил акт духовной педерастии, подкравшись сзади к питерской альтернативной культуре", – высказался Курехин по поводу закрытия сквота на ул. Пушкинской. Мэр всех лужков судился за куда более веганские оценки своей деятельности. И вряд ли найдется хоть один человек в Киеве, который выскажется подобным образом о главе КГГА – в контексте исторических памятников.
Подобную тактику пиара изобрел еще за двадцать лет до Курехина Френк Заппа. Зачем тратиться на рекламу своих пластинок в музыкальных журналах, когда можно забесплатно нагнать веселой и язвительной пурги журналистам.
Вот так "Ленин-гриб" пережил "Донну Анну".
Так что я совсем не удивился, когда прошлой осенью увидел на одном из евпаторийских домов мемориальную табличку (семья Курехиных проживала в Евпатории до 1971 года) – раньше здесь была музыкальная школа, в которой будущий Капитан осваивал "фоно".
Фото здания бывшей музыкальной школы в Евпатории. showbiz.delfi.ua
Личность Курехина до сих пор вызывает споры. С одной стороны, композитор, чей масштаб дарования уместно сравнить с Филиппом Глассом, как минимум; выдающийся пианист-импровизатор и художник, который перевернул представление о перфомансе. С другой – эксцентричный трикстер, временами просто шут, высмеивающий всех и вся, под конец жизни зачем-то вступивший в "Национал-большевистскую партию" Лимонова – современники до сих пор недоумевают, что же он подразумевал этим поступком.
Пожалуй, наиболее убедительную оценку личности Курехина и его наследию дал издатель Лео Фейгин, глава фирмы Leo Records, в своей книге "All That Jazz".
Послушать фрагмент "Воробьиной оратории" (1993)
"По-моему, Курехин был очень противоречивым человеком. В нем уживалась не одна, не две и даже не три личности. Первое, что поражало – это его невероятное обаяние. Внешне он производил впечатление счастливого человека. Его нельзя было не любить, не получать удовольствия от общения с ним. Он все время улыбался и постоянно шутил. У меня было ощущение, что он не мог сдержать в себе чувство юмора. Даже если он пытался говорить о чем-нибудь серьезно, уже через минуту начинал смеяться над самим собой.
Одно время я думал, что именно из-за того, что в нем уживаются несколько разных личностей, у Курехина не было единого стержня и он распылял свой талант. Он был блестящим пианистом, но рояль ему надоел. Он получил всемирную известность прежде всего как авангардный, бескомпромиссный пианист, но его всегда тянуло в рок и даже поп-музыку. Он был в оппозиции ко всему – даже в группе оппозиционеров он был в оппозиции к этой группе. Больше всего он любил в одиночку противостоять истеблишменту, но в то же самое время хотел быть знаменитым, его неудержимо влекло к известности и дешевой славе.
Произведения Курехина нельзя классифицировать или приделать им ярлык – они также оригинальны и неповторимы, как и его стиль игры на рояле. Это особый, индивидуальный, неповторимый мир, в котором глубокое раздумье и карикатура постоянно сталкиваются друг с другом. Другого такого не будет".