Новогодние кинохиты: тонущие пленки, НЛО и не то фото

Режиссеры и актеры новогодних кинолент рассказывают о том, что осталось за кадром.

1/4

Они уже давно стали частью новогодних традиций. Начиная с декабря и до Старого Нового года, эти фильмы по несколько раз крутят все уважающие себя каналы. И каждый уважающий себя зритель в который раз пересматривает "Иронию судьбы", "Карнавальную ночь", "Чародеев", "Морозко", "Двенадцать месяцев". Но есть кое¬-что в этих фильмах, что все же мы не видели. О том, что осталось за кадром, рассказывают создатели кинолент.

1. "ИРОНИЯ СУДЬБЫ, ИЛИ С ЛЕГКИМ ПАРОМ"

— Самой критичной была главная женская роль. "Многие пытались сыграть Надю, — вспоминает актриса Светлана Немоляева. — Уже точно было известно, что Женю сыграет Мягков, и пробы делали с ним. Я знала материал, потому что в театре шел спектакль по этому сценарию. Роль Нади была мечтой, но, увы. Я играла эпизоды и с пением, и с гитарой, я закатывала истерику Лукашину, когда видела его в квартире. На меня одевали разные парики, очки, меняли грим. Все суетились, выставляли несколько раз свет. В итоге ко мне подошел Рязанов и сказал: "Конечно, можно сыграть хуже, но трудно".

— Женей мог стать Андрей Миронов: "Андрей попросил меня, чтобы я попробовал его на роль Лукашина, — говорит Эльдар Рязанов. — Дал бы ему шанс. Во имя нашей дружбы! Я был уверен, что он не подходит на эту роль, но отказать ему не мог. Я сказал: "Андрюша, я дам тебе на пробу одну каверзную сцену. И если ты убедишь меня в этом эпизоде, клянусь, ты будешь играть Лукашина". Началась кинопроба. Миронов, пряча глаза, застенчиво произносил такие реплики: "А я у женщин никогда не пользовался успехом, еще со школьной скамьи. Была у нас девочка Ира. Что-то в ней было. Я в нее еще в восьмом классе, как тогда говорили, втюрился. А она не обращала на меня ну никакого внимания. Потом, уже после школы, она вышла за Павла". Но ощущения правды жизни не возникало. Поверить в то, что какая-то Ира могла пренебречь таким парнем, как Миронов, было невозможно".

— Ипполитом должен был стать Басилашвили. Было снято несколько сцен, как у актера внезапно умер отец. Их пришлось переснять уже с Яковлевым. Правда, Басилашвили в фильм таки попал, уж очень хотел Рязанов его снять. С балкона на снег падает фотография Ипполита-Яковлева, а с сугроба Надя подбирает снимок Ипполита-Басилашвили.

— Сцена, где подружки Нади вместе поют про вагончик, на самом деле специально не снималась. Перед работой актрисы, полудурачась-полурепетируя, напевали песенку. Боясь, что они растеряют голоса еще до съемок, режиссер скомандовал снимать. Было отснято несколько дублей. Но именно тот дурашливый и вошел в кино — на других актрисы были зажаты и не так зажигательны.

— Кадры в бане снимали в закутке "Мосфильма" между вторым и третьим павильоном, разделенном стеклянными перегородками. При этом среди бутафорских бутылок с водой была и водка — притаскивали зеленого змия сами актеры. Некоторые сцены приходилось переснимать — актеры ошибались, будучи подшофе. Но Рязанов, не терпящий совмещения работы и алкоголя, особо не запрещал, так как такая атмосфера органично вписывалась в сцену. Фильм стал культовым сразу. Но в середине 1980-х, когда началась глобальная борьба с пьянством, ленту положили на полку — чиновники решили, что пьянство к любви привести не может.

2. "ЧАРОДЕИ"

— Нелегко складывалась и судьба еще одного новогоднего шедевра. "Чародеев" должны были снимать еще в начале 1970-х, но чиновники забраковали, так как посчитали, что в нем высмеивается советская наука. Режиссер фильма Константин Бромберг вспоминает, что только спустя десять лет удалось еще раз вернуться к материалу: "Но цензуры мы все равно не избежали. Так, в фильме было очень много сцен с говорящим котом, но в итоге от него остались только "хам" и "ура!". А на самом деле кот подходил к Ивану, у них были диалоги. Например, он говорил: "Ну пойди же и поцелуй ее!". Все это убрали, потому что нашли ассоциации с котом Булгакова, а это в то время было непростительно". На роль кота пробовались почти 20 усатых (в том числе из уголка имени Дурова). Победил самый большой и раскормленный, которому достаточно было лишь раз лизнуть сметаны, чтобы начать облизиваться. Таким образом выглядело будто он "разговаривает".

— Однажды с картиной приключилась мистика: "Когда снимали в Суздале эпизод, как Иван проходит через стены, ждали звездной ночи, — говорит режиссер. — Наконец она наступила, начали работать, и вдруг над съемочной группой завис НЛО, который видели все. Снимали камерой для комбинированных съемок, она очень тяжелая, и, пока ее настраивали, НЛО исчез. Так что нам никто до сих пор не верит".

— А как-то могла быть трагедия: "Я в удовольствие ездил на загривке Виторгана, — говорит Михаил Светин (товарищ Брыль). — Это было по роли, но я потребовал хорошенько отрепетировать сцену и сделать побольше дублей. Еще помню, как меня в Одессе под купол на ремнях подвесили для комбинированных съемок. Группа ушла покурить, а обо мне все забыли. Я висел и орал, перепугался насмерть. После этого отказался лошадь за вожжи держать в другом эпизоде, настоял на дублере".

3. "МОРОЗКО"

— Наталья Седых пришла в актерство не из театрального, а прямо с катка: "Режиссер Александр Роу впервые увидел меня на коньках — я профессионально занималась фигурным катанием, — рассказывает Наталья Евгеньевна. — Дал почитать сценарий. Я была восхищена, но очень переживала, что не смогу пройти пробы — ведь Роу пробовал многих, а в финале отбора претенденток на главную роль мы были вместе с уже очень известной на тот момент Надеждой Румянцевой. У нее были блистательные дубли, а мне показалось, что я все завалила. Но потом позвонили со студии и сказали, что утвердили именно меня".

— Актриса вспоминает, что на съемках не все было гладко. Взрывной и эмоциональный Роу часто мог просто кричать на актеров. "Я должна была прыгнуть за Марфушкой в прорубь, но все не получалось, — говорит Гладких. — Я разгонялась, решительно бежала, но в самый ответственный момент останавливалась. Я боялась пьявок. И вдруг Роу как закричит: "Ты будешь прыгать или нет?!". Я и плюхнулась. Получилось так натурально, что переснимать, к моему счастью, не стали".

— Наталье Евгеньевне на момент создания фильма было всего 15, но режиссер строго потребовал, чтобы в финале поцелуй был настоящим. "Вот так и получилось, что мой первый поцелуй увидела вся страна, — вспоминает актриса. — Я очень переживала, стеснялась, но Роу был просто неумолим. Тем более что я была влюблена в Эдика (Эдуарда Изотова, который играл Иванушку), считала его и вне кадра своим Иванушкой, правда, признаться в этом стеснялась, да так и не сделала этого".

— Жилье актеры арендовали в подвале двухэтажного кирпичного дома, там же хранили пленки с отснятым материалом в огромных коробках. Однажды группа уехала на съемки, а когда вернулись, то обнаружили, что в подвале прорвало трубу и его затопило. Актеры решили уже, что труд их канул в Лету, как увидели на снегу всего мокрого актера Георгия Милляра (играл бабу Ягу), а рядом с ним сваленные коробки с пленками. Он был не задействован в съемках, и когда трубу прорвало, его разбудила хозяйка, и он — в чем был — из постели влез в подвал, и это при том, что на улице было 20 °С мороза. Так благодаря "Бабе Яге" фильм уцелел.

4. "КАРНАВАЛЬНАЯ НОЧЬ"

— Большую часть ленты снимали не в павильоне, а в фойе Театра Советской Армии. Закончили съемки в рекордный по тем временам срок — 5 месяцев. Однажды, как вспоминала потом Гурченко, на съемках неожиданно появилась группа иностранных граждан. Юную актрису их присутствие немного смущало, а Рязанова — нисколько. Он тут же начал шутить с ними на иностранном так, как будто полжизни провел за границей. Когда одна из дам подошла к Гурченко и попросила дотронуться до ее талии, та и вовсе смутилась. "О, а мы слыхали, что все русские женщины полные", — заявила старушка. "Большой стране — большие женщины, — ответила актриса, а потом добавила: —Я дитя войны, вот до сих пор поправиться не могу". Последнее переводить не стали.

— "Карнавальная ночь" прославила Людмилу Гурченко и в то же время на долгие годы закрыла ей дорогу в кино. В газете напечатали фельетон, упрекнув, что она зарабатывает на популярности, не пренебрегая работой на вечеринках и концертах — халтурит. "Что такое в 1958-м оглушительная статья? А тем более фельетон. Это тихая одиночная камера. Тихая, потому что замолкает телефон. И друзья проверяются лишь тем, постучат они к тебе или навсегда исчезнут... Мое уничтожение началось с газет. Была ли после того у меня молодость, беззаботная и розовая, как должно быть в 20? Нет, я уже никогда не была молодой. Только притворялась. Носила маску жизнерадостной девушки. А всего-то — пару статей в прессе".

Реклама
Самые важные и интересные новости всегда под рукой
Life Сегодня в telegram-канале Life Сегодня на Google News
Гороскоп
Твой гороскоп на Сегодня
Читать гороскоп
Спецпроект
Календарь лайфхаков
Июнь
Лайфхаки по календарю
Гороскоп
Твой гороскоп на неделю
20 - 26 июня
Читать гороскоп
Спецтема
Дороже просто не найдешь
Самый дорогой фитнес-центр
За что такие деньги?
Обратный отсчет
12
дней
04
часов
39
минут
14
секунд
6 - 18 июля

74-й Каннский кинофестиваль

Перейти на спецтему
Лайфхак дня
Как собрать чемодан в отпуск за 15 минут
Хакнуть

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять