Главная Сегодня

Актер фильма "Усатый нянь": В Москве ко мне подошли братки со стволами и так по-простому сказали "Пойдем, выпьем"

Популярный актер и создатель театра Сергей Проханов рассказал "Сегодня" об амурных приключениях в Крыму, почему ушел из кино после "Гения", как с Киркоровым воевали за Настю Стоцкую и как зарабатывал с "Ласковым маем" в Сибири

— Масштабам популярности вашего Усатого няня позавидовали бы нынешние звезды ­Голливуда…

— Да, было время, — не без удовольствия вспоминает актер. — Слава и почет, как у космонавта. Приезжаешь в какой-нибудь город, а там ликующая толпа на улице, голубей запустят в небо, дети на парапетах стихи читают: "Наш дорогой Сергей Проханов…", заводы останавливались. Нас тогда всего несколько человек таких было: Усатый нянь, Шурик, Трус, Балбес, Бывалый… И фильм был по-настоящему культовым, очереди километровые стояли. Только в Москве за первый месяц проката (в 1977 г. — Авт.) его посмотрели больше миллиона зрителей!

— Эта звездная роль затмила все другие ваши работы в кино…

— У меня, конечно, были свои сны, свои мечты. Например, в свое время я очень хотел сыграть Тиля Уленшпигеля. Я считал, что это мой материал: характерный, сильный. Тогда, если помните, я был такой полетный парень. Но не сыграл. Меня, как Ирину Муравьеву, считали артистом праздника — такие обаяшки. И снимался вроде много, в среднем по четыре картины за год. В какое-то время даже города путал — Прага, Минск, Москва, Феодосия… Каждый день перелеты, я, наверное, в самолетах полжизни провел. Сниматься ведь начал сразу — еще на 1-м курсе Щукинского училища снялся в какой-то ерунде (фильм "Семья, как семья" (1970) — Авт.), на втором курсе — "Юлька" Одесской киностудии, тоже ерунда. В итоге почти полсотни картин, но среди них хороших немного — те, что и сегодня на виду: "Завтрак на траве", "Молодая жена", "Деревенская история", где мы с Леной Соловей партнеры, "Ольга Сергеевна" с Татьяной Дорониной в главной роли — один из первых наших сериалов, 8-серийный фильм.

— "Ольгу Сергеевну", как раз здесь в Крыму снимали…

— Да, я тогда на съемках два года в Ялте просидел. Задействовано было много именитых актеров — Джигарханян, Неелова… Я там играл крымчанина, короля пляжа по прозвищу Кит. И один из эпизодов снимали с какой-то вышки скрытой камерой. На пляже народу уйма, все загорают, а я иду — весь в черном костюме, окидываю страдальческим глазом горизонт, ищу свою девушку. Меня тогда не узнавали — не было еще "Усатого няня", и все думали, что это за идиот в такую жару пиджак напялил? Тридцать лет прошло, а вот приехал в Крым и просто вспомнил сразу все! И как меня на гурзуфские Адалары возили снимать, и как на танцплощадке — теперь там в баскетбол играют, я чуть с местными не подрался из-за одной девчонки. А потом еще по ночам в какие-то "бочки", переделанные под жилье, к другим девчонкам лазил. Мне ж тогда было двадцать лет. Да, сейчас меня уже другие вещи интересуют, мне важнее спектакль поставить — я же уже директор театра!

— А с чем был связан ваш, можно сказать, преждевременный уход из кино?

— Последним моим фильмом, по-моему в 1990-м году был "Гений", где я сыграл спекулянта. После чего я публично сказал, что больше не снимаюсь, что мне все это надоело. Тратить время на кино было бессмысленно, когда это нужно только твоим друзьям, чтобы встретиться и на банкетах поздравить друг друга. Проката никакого, в кинотеатрах — мебельные салоны и продажа автомобилей. Тогда вдруг еще "новые русские" стали считать меня свои парнем. Характерным был случай, когда в Москве я застрял в пробке и ко мне из ближайшей машины подошли два братка со стволами, и так по-простому обращаются: "Пойдем, брат, выпьем". Кино для меня умерло, я ушел со съемочной площадки.

— И что же вы делали без работы?

— Организовал два кооператива, начал заниматься бизнесом и стал зарабатывать большие деньги. Основной бизнес назывался Театральный центр, куда входила и туристическая фирма "Саня", и театр-студия фантастики, и детская студия. А еще я занимался продажей холодильников и прокатом чужих спектаклей. С артистами и певцами я тогда всю Сибирь прочесал — по-русски это "чес" называется. Возил туда и "Ласковый май", и "Бригаду С"… Опять собирал стадионы, даже вел концерты — лицо и фамилия оставались узнаваемыми. А потом на заработанные деньги построил свой Театр Луны.

— Рассказывают, место для него вы неожиданным образом нашли…

— Да (смеется), ходил по Москве, подыскивал помещение и недалеко от Патриарших прудов поскользнулся в грязи, упал, и, простите, на своей заднице съехал в подвал заброшенного здания. Это бывшие конюшни графини Воловской в Большом Козихинском переулке. Потом я первым делом там сделал мраморную лестницу и четыре года боролся в подвале с потопом, пока нас от этой проблемы не избавили специалисты метростроя. Первой постановкой в тех стенах стала фантастическая трагедия "Византия" по пьесе Николая Гумилева. Роль императора Юстинина у нас исполнял Анатолий Ромашин, там же блестяще играла Ирина Метлицкая. Этот спектакль во многом определил дальнейший постановочный стиль театра. А зимой 2004 года "Луна" изменила орбиту и мы теперь "прописаны" на Новой Ордынке, 31. Юрий Лужков подарил театру роскошное 5-этажное здание. Это помимо всего прочего два зала — на 400 и 150 мест. Даже павильоны есть — можно снимать, и мы сейчас развиваем свою киностудию.

— Возраст вашего театра, по сути, еще подростковый, но звезд там всегда хватает. Чем подкупаете маститых актеров?

— Ну, знаете, денег много я заплатить не могу, Это все же не кино. И это не антреприза, где можно деньги собрать и разделить. Мне же надо содержать всю "машину". Остается хорошо ставить, иначе звезд не удержать. Вроде бы у нас получается. "Таис сияющая" до сих пор с Андреем Соколовым идет. В спектакле "Ночь нежна" у нас и Певцов играл, и Виноградов, и Анна Терехова. Сейчас уже новый состав играет — очень красивые молодые ребята. Там у меня такая пара — просто залюбуешься: Максим Щеголев и Терехова, только не Анна, а Настя — новая Терехова появилась уже, студентка моя бывшая, вместе со Стоцкой они у меня на курсе учились. Кстати, Настя Стоцкая у меня с 12 лет. Она ко мне еще ребенком пришла, позже я ее на свой курс во ВГИКе взял, а потом ее у меня Киркоров украл. Но я Настю обратно забрал, уже популярную...

УСАТЫЙ НЯНЬ С "ТЕАТРОМ ЛУНЫ"

Имя: Сергей Проханов
Родился: 29.12.1952 в Москве (Россия)

После окончания Театрального училища им. Щукина (1974) — актер Театра им. Моссовета, где проработал более 20 лет. Там состоялся и его режиссерский дебют. В 1990-м создал Театр-студию фантастики "Луна", которая в 1992-м преобразована в самостоятельный "Театр Луны". Постановщик практически всех, за малым исключением, спектаклей своего театра, организатор детской балетной студии, к тому же автор нескольких пьес и инсценировок. В кино начал сниматься с первого года учебы в училище. Самые известные фильмы с его участием: "Усатый нянь" (1977), "Завтрак на траве" (1979), "Деревенская история" (1981), "Гений" (1991).

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News
Источник: Сегодня

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять