Вселенная будет расширяться вечно и когда-то превратится в мертвую пустошь

Вселенная, по всей видимости, будет расширяться вечно.

К такому выводу приходят астрономы, изучающие "гравитационную линзу" – исполинское скопление галактик, известное как Abell 1689. Этот космический феномен, удаленный от нас на 2,2 млрд световых лет и находящийся в созвездии Девы, – самое массивное из всех известных науке скоплений галактик. Наблюдая за тем, как преломляется в нем свет от удаленных звезд, ученые вычисляют количества темной энергии во Вселенной.

Темная энергия – это загадочная сила, ускоряющая процесс расширения Вселенной. Осознание механизмов распространения этой силы позволяет с большей или меньшей вероятностью прогнозировать судьбу космоса.

ТАЙНА ТЕМНОЙ ЭНЕРГИИ

Группа ученых под руководством профессора Эрика Джулло из калифорнийской Лаборатории реактивного движения НАСА пишут о результатах своих наблюдений во влиятельном научном журнале Science. На темную энергию приходится до 3/4 всей нашей Вселенной, но она абсолютно невидима и неизмеряема; астрономы знают о ее существовании лишь по тому, какой эффект она оказывает на расширение Вселенной.

Чтобы понять, как темная энергия распространяется по космосу, специалисты использовали орбитальный телескоп "Хаббл": с его помощью они наблюдали за тем, как преломлялся свет от далеких звезд и галактик, "обтекая" скопление Abell 1689. Ввиду своей гигантской массы это скопление действует как исполинское увеличительное стекло. То, каким образом искажаются световые лучи, зависит от трех факторов: насколько далеко находится удаленный объект; какова масса самого скопления Abell 1689 и как распространяется темная энергия.

Астрономам удалось замерить первые два параметра при помощи европейского Очень Большого Телескопа, и это дало им возможность вычислить третий. В результате, получив данные о распространении темной энергии, ученые пришли к заключению: Вселенная обречена на бесконечный рост. Но этот рост будет сопровождаться соответствующими изменениями: Вселенная будет становиться все холоднее и со временем превратится в мертвую пустошь, температура которой будет стремиться к тому, что ученые называют абсолютным нулем.

Профессор Приямвада Натараджан из Йельского университета, один из ведущих космологов и соавтор этого исследования, говорит, что этот вывод окончательно доказывает, "какой именно будет судьба Вселенной".