Ученые выявили интеллектуальные различия между обезьянами одного вида

Ученые впервые обнаружили индивидуальные различия в уровне интеллекта между отдельными особями обезьян одного и того же вида.

Открытие, сделанное в результате экспериментальной работы с обезьянами игрунками вида Saguinus oedipus, позволит понять эволюционные истоки умственных способностей людей, считают авторы исследования.

В ходе тестов ученые под руководством Коники Банерджи, ведущего автора исследования из Гарвардского университета, сумели выявить сравнительно умных, средних и глупых обезьян, которых определили по так называемому фактору общего интеллекта (general intelligence или сокращенно "g"-фактор).

Этот фактор, во многом схожий со всем известным уровнем IQ для человеческого интеллекта, определяется по совокупности результатов прохождения индивидуумом различных интеллектуальных тестов.

Этот фактор различные группы ученых исследовали у приматов и ранее, однако подобные исследования в большинстве своем сводились к сравнению интеллектуальных способностей различных видов приматов.

Свое исследование ученые провели с участием обезьян одного и того же вида – 22 игрунков, каждому их которых предлагалось выполнить 11 различных задач. Это позволило ученым оценить различные интеллектуальные характеристики особей, такие как параметры кратковременной памяти, уровень контроля собственных действий, скорость обработки информации и некоторые другие.

При этом в большей части заданий обезьянам было необходимо в результате прохождения теста получить доступ к пище.

В результате ученые смогли выявить среди обезьян тех, кто справлялся со всеми заданиями лучше остальных.

"Значительная часть такого разброса в успешности выполнения обезьянами тех или иных задач может быть объяснена чем-то, что очень напоминает уровень общего интеллекта, применяемый для сравнения интеллектуальных способностей людей", – считает Банерджи.

Согласно данным, полученным учеными, фактор общего интеллекта определяет примерно на 20% успешность той или иной особи в выполнении различных интеллектуальных задач. Остальные 80% определяются спецификой задачи или внешними условиями. Для человека этот показатель составляет от 40% до 60%.

"Фактор общего интеллекта – важный компонент умственных способностей людей, однако эволюционными корнями он может уходить к самому началу эволюции приматов", – добавила Банерджи.

Ученые полагают, что изучение вариации фактора общего интеллекта среди различных видов приматов поможет объяснить уникальность человеческих умственных способностей.