Ученые выяснили, как мозг кодирует значения слов

Ученые установили, по каким параметрам мозг классифицирует слова существительные и какие области коры головного мозга задействованы в этом процессе, что может быть использовано для лечения психических и неврологических расстройств, или для контроля усвоения людьми различных знаний и понятий.

"По сути, мы определили, как организован "толковый словарь" в головном мозге человека. Он не имеет алфавитного указателя, не упорядочивает слова по размерам или цветам предметов, которые они обозначают. Вместо этого мозг использует три базовых качества предметов, на основании которых и разделяет смысл таких слов как "квартира", "молоток" или "морковка", – сказал один из ведущих авторов исследования Марсель Джаст.

Эти три качества определяют, как человек может физически взаимодействовать с предметом, который обозначает то или иное слово, насколько этот предмет пригоден в пищу и как его можно использовать в качестве укрытия или убежища. Каждый из этих трех факторов кодируется в трех-пяти различных областях головного мозга.

Выявить их ученым помог компьютерный алгоритм интерпретации данных сканирования активности головного мозга человека с помощью метода функциональной магнеторезонансной томографии.

Например, слово "апартаменты" приводило к активации пяти различных областей мозга, отвечающих за распознавание слов, связанных с понятием убежища. При этом, такая система распознавания смысла слов работала одинаковым образом в случае всех 10 добровольцев, принявших участие в эксперименте.

Компьютерный алгоритм позволил ученым с высокой точностью предсказать активацию отдельных долей головного мозга в ответ на до сих пор не звучавшее в ходе эксперимента слово, а также определить, о каком из 60 слов, прозвучавших ходе эксперимента, думает в данный момент тот или иной доброволец.

"Нам стоит признать, что словарный запас из 60 слов, использованных в эксперименте, не отражает одного очень важного параметра межличностных отношений. Мы не использовали таких слов, как "супруга", "друг" или даже просто "человек", однако мы практически уверены, что человеческий мозг способен сортировать слова и по этому "социальному" признаку вдобавок к трем уже обнаруженным нами параметрам", – добавил Джаст.

"Мы уверены, что наша работа может быть использована в лечении различных психологических расстройств, когда затронутыми оказываются значения тех или иных понятий. Например, боязнь открытых пространств или аутизм могут быть связаны с нарушениями в кодировании понятия убежища или социального взаимодействия соответственно", – сказал ученый.

Еще одним возможным применением этой работы является проверка правильности усвоения тех или иных понятий людьми, которые обучаются какой-либо сложной дисциплине.