Планетологи разглядели на Венере исчезающий кислотный туман

Европейский космический аппарат Venus Express помог ученым обнаружить необычные крупномасштабные перемены в погоде на Венере, которые нельзя заметить в видимом диапазоне волн.

Исследователи, проанализировав ультрафиолетовые снимки Венеры, выполненные Venus Express в прошлом году, обнаружили, что в этом вечно закрытом облачностью мире существуют огромные полосы сернокислотного тумана, который периодически появляется и исчезает.

Эти высотные сернокислотные облака, проявляющиеся яркими полосами в ультрафиолетовом диапазоне, открыты в южном полушарии планеты. Облака эти то тускнеют, то становятся на треть ярче, то смещаются ближе к экватору, то обратно – ближе к полюсу, то исчезают, то рождаются вновь. Эти перемены происходят с периодом в несколько дней.

Европейские исследователи предполагают, что наблюдаемое явление – это отражение циклических химических и физических процессов, идущих в глубине атмосферы.

Механизм рождения сернокислотного тумана видится ученым таким: на высотах 70 километров и ниже, глубоко в слоях облачности, атмосфера Венеры содержит немного водяного пара и газообразного диоксида серы.

Иногда некие неизвестные пока динамические процессы поднимают эти вещества намного выше, до того уровня, где они оказываются под воздействием солнечного ультрафиолета. Он разрушает данные молекулы, а полученные части вступают в реакции между собой, создавая серную кислоту. Ее мелкие капельки и формируют "перья ультрафиолетового тумана".

Один из ученых команды Venus Express Дмитрий Титов из института исследования Солнечной системы Макса Планка сравнил этот процесс с превращениями смога над городом.

Динамику и закономерности появления и исчезновения сернокислотного тумана еще предстоит выяснить. Для этого команда исследователей намерена просмотреть сотни ультрафиолетовых кадров планеты для поиска повторяющихся образцов облачности.

Вместе с тем ученым предстоит раскрыть и другую загадку Венеры: на снимках, показывающих яркие области, видны и очень темные пятна, от некоего соединения (или соединений), хорошо поглощающего ультрафиолетовые лучи. Однако что это за вещество, пока установить не удалось.