Отсутствие лития "выдает" звезды с планетами

Звезды, имеющие планетные системы, практически лишены в своем составе элемента лития, что может быть использовано для поиска систем, похожих на Солнечную, уверены авторы исследования более 500 звезд.

Группа ученых под руководством Гарика Израэлиана из Канарского астрофизического института провела анализ 500 звезд, из которых 70 имеют планеты.

Эти данные были получены в результате работы спектрографа HARPS (High Accuracy Radial Velocity Planet Searcher), установленного на одном из телескопов Европейской южной обсерватории. Этот спектрограф в течение последних лет являлся основным инструментом по поиску планет за пределами Солнечной системы.

Выяснилось, что все звезды, обладающие планетами, отличаются от беспланетных крайне низким содержанием лития – менее 1% от того количества, которое содержится в звездах, планет не имеющих.

Это открытие объясняет не только аномально низкое содержание лития в Солнце, которое ставило в тупик астрономов в течение нескольких последних десятилетий, но и позволяет ученым по новому подойти к поиску внесолнечных планет, похожих на Землю.

"Объяснение этой загадки, мучившей астрономов в течение без малого 60 лет, довольно простое – Солнце практически лишено лития, потому что у него есть планеты", – сказал Израэлиан.

"С помощью нашего уникально большого набора тщательно исследованных звезд мы можем также достоверно утверждать, что недостаток лития не связан с другими параметрами этих небесных объектов, такими, например, как возраст", – сказал один из соавторов исследования Нуно Сантос.

В отличие от большинства других легких элементов, литий, равно как бериллий и бор, не производится в больших количествах в результате термоядерных процессов в недрах звезд.

Считается, что основные запасы лития во Вселенной сформировались сразу после Большого взрыва 13,7 миллиарда лет назад. По этой причине большинство звезд должно иметь примерно одинаковое содержание лития, если только каким-либо образом он не был переработан на одном из этапов развития светила.

До последнего времени, пока ученые не обладали надежными данными о наличии планет у далеких звезд, им не удавалось объяснить причину недостатка лития на Солнце по сравнению со многими другими звездами.

Несмотря на то, что астрономам удалось выявить связь между содержанием лития в звездах и наличием у них планет, детальный механизм, благодаря которому и формируется такая разница, астрономам пока не известен.

"Существует гипотеза, согласно которой Солнце и другие звезды, обладающие планетами, стали обеднены литием в результате взаимодействия с протопланетным диском материи, вращавшемся вокруг звезды на раннем этапе её развития. Это вращение затрагивало вращение самой звезды, в результате чего внутри неё могло происходить "перемешивание" вещества, приводящее к тому, что и очень легкий элемент литий мог попасть в самые недра звезды, отличающиеся колоссальными температурами и давлениями. В этих недрах и могут происходить процессы слияния ядер лития и водорода с образованием двух ядер гелия. Подтвердить эту гипотезу ученым еще предстоит", – прокомментировал новое исследование научный сотрудник Астрономического института имени Штейнберга Артем Тунцов.