Поработав с группами четырёхлетних детей, учёные определили влияние на их исполнительные функции (высокоуровневые когнитивные процессы, которые можно сжато охарактеризовать как "учебный тонус") просмотра различных детских телепередач.
В течение девяти минут первая группа малышей смотрела эпизод мультсериала "Губка Боб квадратные штаны", вторая — спокойный канадский воспитательный мультфильм "Caillou" (повествование в котором ведёт пожилая леди), третья — рисовала. Сразу после этого участники каждой группы тестировались на способность контролировать своё поведение, решать задачи и концентрировать внимание. Результаты детей из второй и третьей групп различались незначительно и были гораздо лучше, чем у представителей первой группы.
Губка Боб действительно немного нервный, хотя и обращает внимание зрителя на насущные проблемы нашей вполне реалистичной планеты:
Руководитель исследования Анджелин Лиллард противопоставляет "фантастические, с быстрым темпом" мультфильмы "реалистическим и спокойным". Первые, согласно профессору Лиллард, оказывают негативное влияние на детские когнитивные функции, потому что герои "совершают действия, которые не имеют смысла в реальном мире и нарушают способность детей концентрироваться непосредственно после просмотра" и потому что дети идентифицируют себя с "несобранными и буйными" персонажами и усваивают их черты. В то же время дети, которые смотрят спокойные передачи, способны даже на отсрочку удовольствия.
"Caillou" — спокоен и логичен; разве что непонятно, почему детсадовцы смеются, когда их просят найти в комнате детектор дыма.
Похвально, что профессор Лиллард и её студентка Дженнифер Питерсон не проявляют фанатизма: они подчёркивают, что не исследовали долгосрочное влияние Губки Боба и квебекского мальчугана по имени Булыжник на детскую психику; просто родителям следует иметь в виду, что сразу после будоражащих мультфильмов от детей вряд ли можно ожидать усидчивости и послушания.