Британские ученые работают над созданием искусственного зрения

Биологи, неврологи и медики Великобритании работают над проектом искусственного выращивания глазных яблок в лабораторных условиях.

Специалисты говорят, что если их исследования все же удастся успешно завершить, то глаза, в буквальном смысле выращенные в лабораторных условиях, могут в корне изменить жизнь миллионов людей.

Техника, применяемая британскими учеными, позволяет также выращивать отдельные элементы глазного яблока, которые можно в дальнейшем использовать для микрохирургических глазных операций.

На сегодня специалисты находятся на ранней стадии исследований, экспериментируя в животными и их стволовыми клетками. Однако уже на данный момент при помощи некоторых генных манипуляций биологам удалось вырастить головастика обыкновенной лягушки, обладающего тремя зародышами глазных яблок.

"Если нам удастся определить все гены, задействованные в процессе формирования глазного яблока, и понять, как их можно активировать, то это практически все, что необходимо для получения здорового глазного яблока, способного заменить поврежденное. На сегодня мы уже начали ранние генетические исследования и поиск генов, необходимых для искусственного получения глазного яблока", – сообщил руководитель проекта Николас Дейл.

"Я думаю, что в более близкой перспективе можно говорить о том, что вполне возможно искусственно получить различные части глаза, созданные на базе генетического материала того человека, которому в дальнейшем эти части будут трансплантированы. Вполне возможно искусственно вырастить и радужную оболочку, и хрусталик и сетчатку", – отметил он.

Ученые уже установили практически полный набор генов, отвечающих за формирование и функционирование зрения, у земноводных. Теперь предстоит разработать модель автономной активации этих генов, а также создать систему их правильной компоновки и развития.

Медики, опубликовавшие свое исследование в журнале Science, говорят, что огромную роль в процессе формирования глазного яблока играют азотосодержащие соединения. Наиболее значимым из таких соединений стал обнаруженный эктоэнзим, присутствующий на внешней поверхности абсолютно всех клеток, участвующих в процессе формирования зрения.

Ученые практически уверены, что один из эктоэнзимов дает химические сигналы, которые воспринимаются стволовыми клетками как команда к началу развития глаза. На молекулярном уровне, как полагают биологи, эктоэнзимы способны конвертировать органические соединение с генами из молекул ATP и ADP, а последние включают генный механизм формирования и развития глазного яблока.

Эти выводы справедливы в отношении земноводных, однако с небольшими изменениями эти исследования могут быть применимы и к зрению людей.

По материалам: CyberSecurity.ru