Угрожают ли Земле астероиды и какие могут быть последствия от их ударов

Камни с неба изменяли эволюцию в прошлом и грозят уничтожить нашу цивилизацию в будущем.

В земную атмосферу из космоса за год проникает около 20 тыс. т вещества. По большей части это пылинки и мелкие частицы, сгорающие в верхних слоях атмосферы. Крупных обломков — от килограмма до тонны — в атмосферу попадает до 100 т в год. Часть из них достигает поверхности Земли. Но есть опасность, что на поверхность планеты запросто может свалиться куда более увесистый объект. И последствия такого "приземления" могут быть для человечества самыми плачевными.

Жителям планеты земля везет. Пока...

О последствиях столкновения Земли с космическими телами заговорили в конце XX в., когда накопилось достаточно знаний и появилась необходимая техника. От падения астероидов (космических тел с размерами в поперечнике больше, чем 30 м) судьба пока нас берегла: таких случаев в новейшей истории было только два.

ТУНГУССКИЙ ФЕНОМЕН. В 1908 г. над безлюдным районом возле р. Подкаменная Тунгуска в Восточной Сибири что-то взорвалось. От взрывной волны тайга полегла на десятки километров. Над всей Евразией наблюдались сильнейшая магнитная буря и странное свечение неба и облаков. Случись катастрофа на 4 ч позже, Земля успела бы провернуться так, что взрыв снес бы Выборг и разрушил Санкт-Петербург. Что произошло на самом деле? Неизвестно: кратер так и не был найден. По разным гипотезам взорвалась комета, глыба льда, мгновенно испарившаяся в атмосфере, и даже космический корабль.

ЧЕЛЯБИНСКИЙ МЕТЕОРОИД. В феврале 2013 г. другой объект взорвался возле Челябинска на высоте 15—25 км. По мнению специалистов НАСА, это был метеороид — тело примерно 17 м в поперечнике. От ударной волны пострадали 1600 человек и тысячи зданий. На памяти человечества ничего подобного не было.

"Чтобы реально оценить риски, сравним время существования человечества и частоту падения тел разных размеров (см. таблицу). Человек как вид насчитывает всего несколько сотен тысяч лет. Очевидно, что падение астероида размером больше 1 км — почти невероятное событие", — объясняет член-корреспондент РАН, директор Института астрономии РАН Борис Шустов. Наибольшая опасность исходит от мелких объектов, у которых больше шансов свалиться на наши головы.

Последствия столкновения

По космическим масштабам Челябинский метеорит — мелкий камешек: он даже до земли не долетел. Но вот падение "взрослого" астероида станет катастрофой. Его воздействие сравнимо с ядерным ударом, даже факторы воздействия те же. Если речь идет о глыбе в сотню-другую метров, то уничтожение грозит, например, европейской стране средних размеров. Столкновение с телом размером более 3 км может привести к уничтожению цивилизации.

_01_64

Звездные раны

В 1960 году геолог Роберт Дитц предложил термин для шрамов, оставленных на Земле ударами гигантских метеоритов, — астроблема. С греческого языка слово переводится как "звездная рана". Точность и образность этого термина обеспечили ему мгновенное признание. Количество обнаруженных астроблем перевалило за две сотни. "Звездные раны" разбросаны по поверхности планеты хаотично, но большинство их обнаружено в тех частях света, где территория лучше всего изучена геологами — в Северной Америке, Европе, Австралии, Южной Африке. Мы вспомнили о нескольких шрамах на поверхности Земли.

vredefort__

ВРЕДЕФОРТ (ЮАР). Самый большой кратер на планете. Его диаметр — 250—300 км. Это след от падения глыбы размером около 10 км. Метеорит рухнул на Землю 2 млрд лет назад. Правда, в 2006 году в Антарктиде ученые обнаружили структуру около 500 км в поперечнике, очень похожую на кратер. Но достоверных подтверждений этому нет, ведь находка спрятана под 100-метровой толщей льда. Если ударное происхождение кратера Уилкса подтвердится, то он станет самым крупным свидетельством столкновения Земли с астероидом. Такой шрам мог оставить только объект размером около 50 км. Это событие могло изменить ход эволюции одноклеточных организмов.

chicxilubl__

ЧИКСУЛУБ (МЕКСИКА). Диаметр кратера — 180 м. Представляет собой след от столкновения с объектом диаметром 10 км приблизительно 65 млн лет назад. Энергия удара оценивается в 100 тыс. гигатонн в тротиловом эквиваленте (взрыв термоядерной бомбы — "всего" 0,05 гигатонн). От такой встряски образовалось цунами высотой 100 м, снесшее все на огромной площади, проснулись вулканы. А еще — изменился климат. По оценкам ученых, в результате катаклизма вымерло от 70 до 90% животных той эпохи. Дата катастрофы в истории Земли подозрительно совпадает с исчезновением динозавров. Чиксулуб мог расчистить путь для эволюции наших предков — первых млекопитающих.

___02

КРАТЕР БЭРРИНЖЕРА (США). Лучше всего сохранившийся и самый "фотогеничный" кратер. Представляет собой гигантскую чашу диаметром 1200 м и глубиной 180 м. Своим возникновением обязан метеориту размером около 50 м. Глыба свалилась 50 тыс. лет назад, и видеть это шоу могли разве что мамонты, ведь люди заселили Америку гораздо позже.

БОЛТЫШ (УКРАИНА). Самая большая астроблема в стране (диаметр 24 км, глубина — до 500 м) находится в Кировоградской области. Кратер заполнен и перекрыт молодыми осадочными породами и на местности почти не виден. Возраст столкновения — 80—100 млн лет. Ученые оценили размеры астероида: 500 м в поперечнике.

Защитим нашу планету

Как бы ни был ничтожен шанс астероидной катастрофы, подготовиться к ней не помешает. "Уменьшение опасности требует работы по нескольким направлениям. Во-первых, без фундаментального исследований космоса никак не обойтись. Затем следуют практические задачи: своевременное выявление и определение свойств подозрительных объектов, устранение угрозы или хотя бы уменьшение последствий", — объясняет Борис Шустов.

_0

НАЙТИ... Увы, по самым оптимистичным оценкам мы сегодня знаем о 2—3% от общего количества самых опасных небесных тел — тех, которые меньше 50 м. После обнаружения подозрительных "камней" нужно постоянно следить за ними. Расчеты показали, что если обнаружить большой объект позже, чем за несколь­­ко десятков лет­ до столкновения с Землей, то его уже не остановить. Поэтому развитые страны создают службы мониторинга за космическими объектами. В США обсерватории оснащают сверхмощными телескопами, в Италии совместно с НАСА просчитывают орбиты небольших потенциально опасных небесных тел. Французы к 2014 г. разместят по всей стране сотни телескопов, которые будут фиксировать приближение подозрительных пришельцев.