Ученые нашли универсальное лекарство от гриппа

Новое антитело уничтожает даже вирусы свиного и птичьего гриппа

Биологи обнаружили три новых антитела, одно из которых успешно защитило мышей от смертельных доз всех видов вируса гриппа, в том числе свиного (H1N1) и птичьего (H5N1) гриппа. Это позволяет говорить о перспективе создания универсального лекарства от этой болезни, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

"Для создания по настоящему универсальной вакцины или терапии, необходимо найти метод защиты от вирусов типа А и типа В. В ходе нашего исследования мы получили нейтрализующие антитела широкого спектра действия, способные уничтожать вирусы и того и другого типа", – заявил руководитель группы вирусологов Айан Уилсон из Исследовательского института Скриппса в городе Ла Хойя (США).

Уилсон и его коллеги уже несколько лет занимаются поиском антител, способных нейтрализовать несколько или все разновидности вируса гриппа. Так, в 2011 году они выделили антитела СR8020 и CR6261, уничтожающие все существующие разновидности вируса гриппа типа А.

Вирусологи собрали группу из нескольких добровольцев, ввели им в кровь обычную сезонную вакцину от гриппа и собрали пробы крови через несколько дней после прививки.

Затем биологи извлекли антитела и производящие их В-клетки из полученных образцов и размножили их. Получив достаточное количество антител, Уилсон и его коллеги проверили их силу, добавляя антитела в пробирки с частицами вируса гриппа.

Это позволило ученым выделить три очень перспективных антитела – CR8033, CR8071 и CR9114, способные связываться и нейтрализовать все разновидности гриппа типа В.

Убедившись в действенности антител в лабораторных условиях, вирусологи проверили их действие на мышах, зараженных летальными дозами вируса гриппа.

Два первых антитела – CR8033 и CR8071 – успешно защитили грызунов от смертельного заражения вирусом гриппа типа В. Последнее соединение, CR9114, оказалось более универсальным – оно не только нейтрализует вирусы типа В, но и все вирусные частицы типа А, в том числе свиной и птичьий грипп.

Как объясняют ученые, такая успешность антитела связана с тем, что оно присоединяется к одной из "ахиллесовых пят" на теле вируса – к "ножке" белка гемагглютинина. Данный белок играет очень важную роль в работе вируса – он позволяет ему прикрепляться к клетке и проникать внутрь ее.

Все подробности в спецтеме Вакцинация от коронавируса