Книги на лето

Степан в Каннах

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Брежнева и фуры

Самые уникальные тоннели Земли

Строителям грозят обвалы породы, фонтаны кипящей воды из трещин и радиоактивное облучение.

Щит изнутри. Его конструкция надежно защищает от обвалов. Фото: euinfrastructure.com
Щит изнутри. Его конструкция надежно защищает от обвалов. Фото: euinfrastructure.com
Сангарский пролив, тоннель "Сэйкан". Фото: japanfinds.com
Сангарский пролив, тоннель "Сэйкан". Фото: japanfinds.com
Тоннель Бланка в Праге. Фото: Vadim Grivach
Тоннель Бланка в Праге. Фото: Vadim Grivach
Евротоннель
Евротоннель
1/6

Ходы, проложенные человеком через горные хребты, под дном рек и морских проливов, давно уже перестали нести сугубо утилитарные функции по упрощению транспортного сообщения и прокладке коммуникаций. В нашу эпоху такие сооружения стали определенным мерилом возможностей страны. Если есть такое сооружение — значит, государственная и городская власть способна объединить ради достижения цели таланты финансистов, чиновников, проектировщиков, ученых и инженеров. Обычно на таких масштабных стройках присутствует международная кооперация. Поскольку вряд ли какое-то государство сегодня способно исключительно за счет собственных финансов, техники и инженерно-технического персонала прорыть и оборудовать многокилометровый подземный ход, рассчитанный на движение железнодорожных составов и тысяч автомобилей.

Реклама

ПОТЕРИ... Вторжение в недра Земли не менее опасно, чем полет в космос или погружение в океан. К примеру, при проходке Северо-Муйского тоннеля на Байкало-Амурской магистрали никто и предположить не мог, с чем придется столкнуться в толще гор. Твердые гранитные массивы из-за внутренних напряжений с огромной силой выстреливали кусками породы. Несколько раз щиты входили в зоны рыхлых пород, откуда на строителей выплескивалась смесь кипятка, песка и глины под давлением в десятки атмосфер. Проходчики проваливались: под давлением более 30 атмосфер начинала хлестать перемешанная с песком и глиной вода. О том, что тоннель проходил по живому участку земной коры, где сквозь трещины активно выделялся радиоактивный газ радон, старались умалчивать. Облучение людей в забое минимум в три раза превышало нормы. Противостояние с природой внутри Северо-Муйского хребта унесло жизни 31 человека.

...И НАХОДКИ. Во время земляных работ на главной станции железнодорожного тоннеля "Мармарай" в Стамбуле строители наткнулись на константинопольский порт, возраст которого исчисляется 1600 годами. Археологи извлекли отлично сохранившиеся останки десятков судов — от плоскодонок до византийских боевых судов. Так под фундаментом станции неожиданно обнаружилось величайшее кладбище кораблей. Вскоре археологи нашли рядом предметы и захоронения каменного века. Стамбул мгновенно "постарел" на целых 5000 лет.

 

Реклама

Стамбул: проект "Мармарай"

На октябрь намечен ввод в строй подводного тоннеля длиной 1400 м под проливом Босфор. "Мармарай" вполне обоснованно называют инженерным шедевром. Он расположен в крайне сейсмичной зоне, а из-за разницы в солености вода в Босфоре движется в двух направлениях: у поверхности — из Черного в Мраморное море, а у дна — обратно. Строительство велось на глубине 65 м — конструкции опускались на дно с поверхности Босфора. На строительстве тоннеля Турция смогла объединить усилия специалистов нескольких стран. "Мармарай" должны были открыть еще 4,5 года назад, но строительство затянулось из-за открытых во время земляных работ археологических находок. Поначалу каждый день задержки удорожал стоимость проекта на $1 млн, но строители позволили археологам провести тщательные раскопки.

 

Реклама

Прага: тоннель Бланка

Подземная инфраструктура Праги — пример того, как решаются транспортные проблемы даже с учетом бюрократизма и разбазаривания средств. В городе уже есть 9 тоннелей, а в 2014 году вступит в строй длиннейший городской тоннель в Европе (6,4 км) Автомобильный тоннель Бланка по большей части проходит под городскими кварталами, а на конечном участке проложен на глубине 20 метров под руслом реки Влтава. Это — один из самых известных и скандальных долгостроев в Чехии. Его строительство было начато еще в прошлом веке, потом дело заглохло и возобновилось только в 2005 г. Сроки сдачи постоянно оттягивались, смета увеличивалась, а тоннель за это время частично обрушивался. Чтобы убедить горожан в жизнеспособности проекта, два года назад в тоннеле Бланка даже устроили день открытых дверей.

 

Сангарский пролив: Сэйкан

Самый длинный тоннель, проходящий под водной толщей, — японский "Сэйкан", соединяющий острова Хонсю и Хоккайдо под Сангарским проливом. Его название переводится по-восточному напыщенно — "Величественное зрелище". Железнодорожный тоннель проложен на глубине около 240 м (при этом лишь 100 м отделяют его от морского дна). Общая длина тоннеля составляет 54 км, подводный участок — 23,3 км. Решение о его строительстве приняли после трагедии в 1954 году — тогда в Сангарском проливе тайфун потопил пять паромов, погибли более 1000 человек. Почти сразу начались изыскательские работы, а год спустя на стол правительства лег доклад о возможности строительства. Тоннель открыли в марте 1988 года. Любопытно, что в "Сэйкане" не слышен характерный стук вагонных колес — рельсы сварены без единого стыка.

 

Ла Манш: Евротоннель

Долгое время прорыть ход из Франции в Британию мешали соображения государственной безопасности. В XX веке эти страхи устарели, и в 1974 началась проходка тоннеля под Ла-Маншем. Через 20 лет, 6 мая 1994 года, британская королева Елизавета II въехала в тоннель на поезде Eurostar и посреди пролива встретилась с поездом французского президента Франсуа Миттеррана. Сегодня Евротоннель имеет самый протяженый в мире участок, проложенный под дном моря (из 51 км 39 км проходят под Ла-Маншем). По Евротоннелю курсируют скоростные поезда и ролкеры — огромные грузовые составы. Время в пути между Лондоном и Парижем — всего 2 часа 15 минут. Сразу же после открытия полиции и персоналу пришлось противостоять армии иммигрантов, норовящих под землей пробраться в другую страну.

 

Стальные кроты

Сегодня в земную твердь вгрызаются при помощи сложнейших гигантских машин — проходческих щитов. По принципу действия они сродни даже не кротам, а корабельным червям. Говорят, что идея щита пришла изобретателю в голову после наблюдений именно за корабельным червем. У этого существа голова прикрыта раковиной с зазубренными краями, которой зверушка с легкостью буравит даже древесину дуба, оставлял на стенках хода гладкий защитный слой извести.

Современный проходческий щит внешне выглядит как огромный цилиндр. Максимальный диаметр такой машины — 19 м. Четыре таких монстра прогрызают в эти минуты хребет в швейцарских Альпах на строительстве Готардского тоннеля длиной около 60 км. Передний торец "крота" — вращающийся диск с фрезами (1). В зависимости от породы, в которой ведут проходку, фрезы меняют. Изнутри машина выглядит как внутренности океанского судна: несколько этажей-палуб, трапы, бесчисленные механизмы. В самом низу, в "грузовом трюме" (2) — склад для тюбингов (огромные бетонные дуги, которыми укрепляют стенки тоннеля после прохождения щита). На среднем ярусе расположены моторы и компрессоры, кабина управления (3). На верхнем ярусе нередко находятся помещения для отдыха. За ротором, ближе к корме, располагаются транспортеры для удаления породы и погрузки ее на вагонетки, а также оборудование, предназначенное для укрепления стен тоннеля тюбингов.

 Читайте также: В Китае начали строить самый высокий в мире небоскреб

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять