I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

MLM как он есть: как выжить в сфере сетевых продаж

Много работы, неплохие перспективы, но есть риски

Мнения о нем полярны. Для большинства людей это — "Там обманут, только зря потратишь время и деньги". Это мнение активно подпитывается словами тех, кто уже попробовал себя в многоуровневом маркетинге и получил в результате все вышеперечисленное. А тут еще и устойчивая ассоциация с мошенническими пирамидами, которые любят маскироваться под MLM. С другой стороны, есть хоть и не столь многочисленная, но активная масса энтузиастов многоуровневого маркетинга: от них можно услышать, что MLM открывает безграничные возможности перед каждым.

Истина, как обычно, посередине. Почти все бизнес-гуру твердят: хотите испытать свои возможности предпринимателя, почти ничем не рискуя, — займитесь MLM. Перед этим, конечно, изучив, что это такое, и научившись отличать его от пирамиды.

Реклама

ОТКУДА ВСЁ ВЗЯЛОСЬ

Этот формат ведения бизнеса известен под двумя именами: "многоуровневый маркетинг" и "сетевой маркетинг". На английском языке "многоуровневый маркетинг" звучит как Multi-Level Marketing. Отсюда и сокращение MLM, ставшее самым популярным обозначением этого явления.

Особенность этой схемы в том, что сбыт тех или иных товаров или услуг производится многочисленной армией независимых дистрибьюторов (они же параллельно являются и потребителями продукции), в совокупности образующих сбытовую сеть (отсюда и слово "сетевой"). При этом каждый из участников сети имеет возможность привлекать новых дистрибьюторов, выстраивая из них своего рода подсеть (или свою команду). И его доход будет зависеть не только от личных продаж, но и от результатов работы всей его команды. Таким образом, сбытовая сеть формируется из различных уровней, пирамидок, вложенных в пирамидки. Отсюда и слово "многоуровневый".

Реклама

Родиной MLM стали США, а его история отсчитывается с 1945 года, когда идеи сетевого маркетинга начали использоваться двумя предпринимателями-дистрибьюторами для продвижения продукции "несетевой" компании. А в конце 1950-х появились две первые компании MLM — Shaklee и Amway, ныне относящиеся к крупнейшим представителям этого бизнеса. На тот момент эта идея была революционной. Многим казалось, что она перевернет мир бизнеса, сделав его поистине всенародным, доступным каждому. Недаром в сокращении Amway было зашифровано выражение American Way of Life — "американский образ жизни". Частично эти ожидания оправдались, частично — нет.

ЧТО ПРОДАЮТ

Классический товар для MLM — это нечто дорогое, качественное и в определенном смысле уникальное. В этом смысл схемы распространения — вы можете получить данный продукт только у дистрибьютора этой компании. Например, в течение десятилетий "паровозом" в ассортименте одной из крупнейших компаний было моющее средство из полностью натуральных и безвредных компонентов. Стоило оно при этом намного дороже обычных. Потом ассортимент расширился на экологически чистые стиральные порошки и прочую "бытовуху". Со временем, однако, идею подобных средств взяли на вооружение другие сетевые компании, а потом ее принялись эксплуатировать и традиционные массовые производители, хотя качество продукта все еще остается несопоставимым.

Реклама

Через сетевые компании также продвигают средства гигиены, украшения и драгоценности, косметику и средства по уходу за кожей, пищевые добавки, посуду, белье, чай, кофе, присадки для моторного топлива, полисы страхования жизни и т. д. Сейчас, к примеру, один известный предприниматель выводит на украинский рынок проект, где товар — некое эксклюзивное обучение.

КАК СТРОИТСЯ СЕТЬ

Продвижение товара в многоуровневом маркетинге идет от человека к человеку. Покупателями могут быть родственники, знакомые, знакомые знакомых и т. д. Если человек достаточно долго был потребителем определенной компании, он начинает ей доверять, верить, что ее продукты пользуются спросом. И тогда его поставщик может предложить подписать договор с компанией, войти в структуру этого дистрибьютора и самому стать дистрибьютором. При этом неофит получает солидную скидку (например, 30%) на все приобретаемые им товары — это первая выгода. Вторая — он может брать товар по льготной цене не только для себя, но и для продажи. Обычно вход в структуру стоит каких-то денег. Часть из них идет на приобретение стартового набора товара, часть — на покупку учебных материалов и, возможно, еще каких-то вещей, которые, по мнению компании, необходимы для успешной работы. Еще часть — на оплату обязательного обучения. Стартовые траты могут быть самыми разными: где-то 20 долларов, где-то 100; есть и компании, где нужно расщедриться и на 1000 долларов.

Третья потенциальная выгода — новоиспеченный дистрибьютор может привлекать других новичков с потенциальной возможностью зарабатывать на их трудах (и на потребленной ими продукции).

Вход в сеть стоит денег — на стартовый набор товара и обучение.

БИЗНЕС. Мы описали традиционный и относительно неторопливый путь построения сети — от потребления. Но сейчас во многих компаниях предпочитают более динамичную стратегию — от бизнеса. То есть человеку продают не товар, а гипотетическую возможность вести собственный бизнес и хорошо зарабатывать. При этом личная привязанность к продукту на момент "вербовки" большого значения не имеет — потенциальный дистрибьютор может вообще ни разу не видеть его в глаза. Главное — какие возможности для бизнеса открывает эта компания. А продукт важен в том смысле, что он ходовой, качественный и не вызывает нареканий у потребителей.

КАК ЗАРАБАТЫВАЕТ КОМАНДА

Самое привлекательное в многоуровневом маркетинге — это возможность зарабатывать на созданной вами структуре. При этом не факт, что тот, кто пришел в сеть раньше, автоматически будет зарабатывать больше того, кто пришел позже. Более того, вы можете получать гораздо меньше своего партнера (так во многих компаниях называют тех, кого вы включили в структуру). А ваш спонсор (тот, чьим партнером являетесь вы), в свою очередь, может зарабатывать меньше вас. Это довольно распространенная ситуация в серьезных сетевых компаниях.

БОНУСЫ. Подходы разных организаций могут отличаться в деталях, но для большинства серьезных компаний они построены фактически по одному принципу. Существует некоторая сетка бонусов, на которые вы можете рассчитывать в зависимости от результатов работы вашей структуры. Результаты — это объем товара, "прокачиваемого" за месяц через вашу сеть. Если вы ничего не продаете, никаких бонусов вы не получаете. А если продажи есть и достигли какого-то минимального уровня, вы можете рассчитывать на бонусы, начисляемые в соответствии с так называемым планом маркетинга (так во многих компаниях называют табличку, показывающую, как растет ваш доход в зависимости от работы). Например, по классической схеме того же Amway, если вы продали на минимальный уровень, то получаете 3% от объема продаж. В три раза больше — уже 6%. Еще в два раза больше — 9%. И так до 21% (достигшие таких цифр переходят на новый уровень спонсорства). Но весь фокус в том, что это вознаграждение на всю команду, и из него вычитают то, что положено вашим партнерам. И если почти весь оборот вашей структуры делает сетка одного вашего партнера, то и почти все вознаграждение уйдет ему. А вот если шесть ваших партнеров делают "минималку" (и им положено 3% от оборота), а вся ваша структура заработала на 9%, то эта разница 9–3=6% от оборота остается вам как награда за организацию команды. Если в вашей структуре больше хорошо работающих подструктур и каждая из них продает больше, соответственно, растет и ваше вознаграждение. Сильный лидер, выстроивший эффективную команду, может зарабатывать и десятки тысяч долларов в месяц.

КРИЗИСА НЕ ИЗБЕЖАЛИ

Сетевой маркетинг обещает щедрое вознаграждение, но это очень нелегкий хлеб — особенно на первых порах, пока у вас нет ни знаний, ни опыта, ни работающей и "подкармливающей" вас структуры. Для успеха здесь важны мощная мотивация, способность и готовность дисциплинировать себя, реорганизовать свою жизнь, много работать и многому учиться. И, возможно, согласие с тем, что на определенном этапе придется проходить через психологический дискомфорт. Да, при привлечении новых дистрибьюторов любят говорить о том, что для успешной работы достаточно пары часов в неделю в свободное время. Да, в сетевом бизнесе можно работать и так, но при этом не стоит ожидать каких-то серьезных результатов: эта деятельность вас не прокормит. "Здесь надо работать столько же, сколько бы вы работали на основной работе. Тогда будут результаты, — говорит дистрибьютор с шестилетним стажем Юлия Лапико. — Если будешь относиться к этому как к хобби, то и зарабатывать будешь такие же любительские деньги. И надо учиться — глупо надеяться, что будешь получать хорошие деньги без этого".

КРИЗИС. Экономические неурядицы ударили и по многоуровневому маркетингу. "Серьезные компании продолжают работать, но обороты падают, — говорит дистрибьютор с 10-летним стажем Ирина Задумина. — Это связано со значительным подорожанием товара в гривне из-за падения курса нашей валюты. Поэтому продвигать его становится сложнее. Кроме того, сказывается разрыв нормальных отношений с Россией". Дело в том, что в сетях многих компаний были переплетены российские и наши дистрибьюторы. А часть компаний фактически вели свою деятельность у нас через российские представительства.

ВОЗМОЖНОСТИ. Но не все так плохо. Есть компании, которые постарались максимально поддержать своих украинских дистрибьюторов в эти нелегкие времена. "Сейчас классно начинать, — рассказывает Юля Лапико. — Все выплаты удвоили, ввели дополнительные бонусы. Компания старается помогать нам, чтобы мы могли в этот кризисный период не почувствовать себя обделенными. Да и работаем мы все еще по зафиксированному курсу 17 грн за доллар".

НЕ ПОПАСТЬ В ЗАПАДНЮ

Мы уже достаточно много рассказали о настоящем MLM, чтобы суметь отличить его от маскирующихся под него мошеннических пирамид. А умение это ныне может пригодиться. "На рынок приходит много структур с главной идеей: "Вложите в нас деньги!" — говорит Ирина Задумина. — По сути, это просто пирамиды".

ТОВАР. Финансовая пирамида в чистом виде отличается отсутствием продвигаемого товара или услуги. Если ничто реально полезное никому не продается, а из воздуха деньги пока появляться не научились, значит, заработок одних неизбежно обернется потерями других. И потерявших будет во много раз больше, чем заработавших. Вы можете надеяться обмануть тех, кто придет за вами, но шансов, что вы окажетесь в числе пострадавших, гораздо больше.
Когда этот несложный для проверки признак стал общеизвестным, мошеннические пирамиды стали придумывать некое подобие товара или услуги. Обычно это нечто эфемерное и бесполезное, например, скидка на что-то ненужное или бесполезная услуга. Здесь тест прост: купили бы вы этот товар или услугу, если бы не надеялись позже заработать на участии в структуре?

Следующая модификация — уже некая смесь между настоящим MLM и пирамидой. Там продвигается некий реальный товар, который действительно пользуется спросом. Вопрос в том, можно ли такой же товар приобрести по другим каналам? В настоящем MLM продвигается некий уникальный продукт, который вы больше не найдете ни в одной другой компании. И он должен быть достаточно высокого качества. Если продукт не качественный или не уникальный, теряет смысл сама схема сетевого распространения.

Признак пирамиды — товара или услуги либо нет, либо они не уникальны.

ЗАРАБОТОК. Еще один важный момент — за счет чего вы в этой схеме будете зарабатывать. В серьезных сетевых компаниях заработок в основном — результат вашего труда в продажах и организации команды. За привлечение новых членов вы не получаете либо вообще ничего, либо сущие пустяки. Да, даже в серьезных компаниях грешат завлекающими заявлениями вроде "бизнес без продаж", "продавать не надо" и т. д. Это делается, чтобы не отпугивать простого обывателя, который вполне естественно боится продавать. Но продавать в сетевых компаниях вам таки придется, более того — фактически управлять продажами и со временем обучать продажам других. Но вас подведут к этому достаточно мягко и "нестрашно".

В пирамидах же все с точностью до наоборот — ваш доход автоматически растет в зависимости от количества человек в вашей структуре. А дохода от продаж либо нет вообще, либо он меньше.

ОДНОДНЕВКИ. Кроме того, на рынке появляются и вроде правильные MLM-компании, которые, тем не менее, лучше обходить стороной. "Многие компании избрали для себя нехороший путь, — рассказывает дистрибьютор с шестилетним опытом Анатолий Денисенко. — Набирают людей, собирают вступительные взносы, что-то продают, а потом закрываются, и все". Прежде чем связываться с новоиспеченной компанией, спросите себя, почему вы решили предпочесть ее, а не какую-то из тех, кто надежно работает уже долгие годы? Возможно, ответ будет "у них выгоднее условия". Тогда подумайте: а как маленькая и слабая компания может их обеспечить? Хватит ли у нее ресурсов пережить сложности становления при такой щедрости? Второй возможный ответ: "Здесь я буду при самом старте, среди первых!". Но это аргумент как раз для пирамиды: для настоящего MLM не важно, когда вы вошли в систему.

Существуют "тертые" профессионалы MLM, некогда создавшие в рамках какой-то серьезной компании хорошую структуру и приходящие с ней на новые проекты, которые предлагают хорошие условия на старте. Для них в этом может быть смысл — все налажено, только подключаешь к своей сбытовой системе новую группу товара, естественно, не отказываясь от старой. Заработки увеличиваются, риска никакого, даже если новый проект закроется. Если же вы новичок без своей структуры и уже налаженного потока доходов, для вас важнее не чуть больший заработок вначале, а уверенность в том, что компания никуда не денется.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять