Главная Сегодня

Железнодорожный роман Харькова

История на рельсах. Когда в Харьков 140 лет назад прибыл первый поезд, жители взревели от испуга. Уже через месяц никто не мог представить себе город без железной дороги.

Эта история — своеобразный роман со сватанием, свадьбой и семейной жизнью — завертелась почти полтора столетия назад. Он, жених, — амбициозный купеческий Харьков с населением 50 000. Она, невеста, — быстро развивающаяся железная дорога с многообещающим приданым.

В середине XIX века в Российской империи о железной дороге говорили все сознательные граждане. Новый вид транспорта сулил колоссальные выгоды. Поэтому когда в начале марта 1868 года харьковский мэр получил телеграмму из Петербурга, где сообщалось, что дорога из Москвы в Крым может пройти через Харьков, тут же дал положительный ответ. Ответ градоначальника на судьбоносном клочке бумаги сохранился. "Город Харьков просит назначить станцию на Леваде под Холодной горой. Он уступит свои земли под станцию и дорогу даром, а также примет при этом на себя третью часть издержек на выкуп имений частных лиц".

Это означало, что муниципалитет соглашается отдать свою собственность частному лицу, предпринимателю, который вкладывал собственные деньги в дорогостоящее строительство. "Естественно, была масса трудностей. Хотя бы тот факт, что крестьяне и крупные землевладельцы, через земли которых должны были пройти колеи, выходили на акции протеста, требуя перенести дорогу в другое место, — рассказывает заведующий Музеем истории ЮЖД Андрей Прохоров. — Очень тяжелой была работа по прокладке линий. Все вручную. У нас в музее есть восстановленные тележки, на которых вывозили землю, и специальные носилки для кирпича. Людям приходилось таскать их с землей по 10 километров в день".

СВАДЬБА. Уже 22 мая 1869 года Харьков встретил первый поезд с севера. Регулярное движение начнется только через месяц. Новость о дороге с фотографией прибывающего поезда облетела все имперские газеты и журналы. "В 11.30 харьковчане услышали первый свисток локомотива, — писал один из журналов. — Огромная толпа людей зашаталась, заговорила, заволновалась. Появился локомотив с гербами, флагами и гирляндами зелени, с музыкой. Толпа наблюдала, как плавно катилось "невиданное чудовище", потом кто-то выкрикнул "Ура!", грянул оркестр. Первый поезд состоял из нескольких вагонов и особой платформы-павильона, который был наполнен приличнейшими особами... Многие на платформе поезда пугались, на моих глазах один мужик ухватился руками за столб и заорал во все горло: "Держись крепче, Митюха!"

В июле 1869-го открыли регулярное движение по Курско-Харьковско-Азовской дороге, империя получила первую колею, которая соединила столицы и крупные города с морем.

В ТЕАТР НА "ОВЕЧКАХ" И "ЩУКАХ"
Пройдет всего десять лет, и железная дорога разрастется на 20 000 верст по необъятной стране, заняв одно из важных мест в жизни населения. Одними из первых это почувствовали люди творческие: художники, фотографы и писатели. Влияние железной дороги отразилось и на аншлагах Харьковского театра. "В настоящее время театральная касса нередко получает телеграммы из Курска, Белгорода об оставлении непроданного места. Теперь дирекция Харьковского театра перед особенно выдающимися представлениями намерена анонсировать ближайшие, лежащие по железной дороге города. В прежние времена, при старых путях сообщения, такая мысль показалась бы сумасбродною", — сообщали Харьковские Губернские Ведомости.

К началу XX века Харьков уже был крупным железнодорожным узлом. Самыми распространенными паровозами были серии "Ов", которые железнодорожники в тесном кругу звали "овечками", по той же схеме паровозы "Щу" были "щуками". "Овечки" и "щуки" возили граждан до начала Второй мировой войны. Пережив бурный расцвет, полувековой юбилей ЮЖД встретила в тяжелой обстановке. "Сначала оставила след Первая мировая война, потом гражданская. К тому же многие инженеры и руководители не сработались с новой властью и иммигрировали. Грянувший в это же время топливный кризис, когда остановилась добыча угля в шахтах Донецка, едва не остановил поезда, но движение не прекратилось, перебивались дровами, но ездили".

У ДИНАСТИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИКОВ РЕЛЬСЫ ДАЖЕ ДОМА
Больше полувека трудится на ЮЖД Александр Плескач. Он представитель многочисленной династии железнодорожников на ЮЖД, которую заложил еще дед. Сегодня все родственники Александра Ивановича трудятся на железной дороге. "И дети, и братья, и племянники — все здесь. Они работают специалистами пассажирского хозяйства, экономистами, механиками связи, дежурными по станции и переездам — всего 24 человека". Глава железнодорожной семьи вспоминает, что любовь к железной дороге родом из детства. Деревня, где родился Плескач, стояла рядом с колеей. "В детстве мы часто ходили к дяде, путевому обходчику, смотреть, "как бегут поезда". Часов у нас в доме тогда не было, жили, что называется, по расписанию поездов. Например, корову на пастбище гнали, когда херсонский поезд шел. А на обед ее загоняли, когда одесский шел на Харьков", — вспоминает Александр Иванович. Он прошел путь от слесаря до начальника пассажирской службы, но даже выйдя на пенсию, продолжает работать на ЮЖД.

"В 1979 году Южной дороге передали на обслуживание поезд Харьков — Владивосток, очень сложный маршрут. Там же больше двух недель в пути. Проблемы возникли сразу же. Оказалось, что никто не хочет на такую работу, ведь разве отпустит в такой рейс муж свою жену? А нам нужно было больше тысячи человек. И тогда вдруг стали проситься на работу сомнительные люди: смекнули, что рейс выгодный, можно было икры дешевой набрать и японской техники. Самое страшное, когда уголовники пошли. Но мы справились: этот маршрут — наша гордость". Сегодня Плескач трудится над уникальным макетом ко дню рождения ЮЖД. В дорожном музее полностью воссоздан в миниатюре маршрут скоростного поезда из Харькова в Киев. Уже готовы точные копии вокзалов Харькова, Полтавы, Миргорода и Киева, даже выполнены мини-памятники отцу Федору и Гоголю. "Железная дорога стала моим хобби, уже лет 30 собираю мини-поезда, дома полкомнаты занимают рельсы".

БРЕЖНЕВ ГУЛЯЛ НА ЗАКРЫТОЙ ПЛАТФОРМЕ
Все советские вожди останавливались в Харькове. В Советском Союзе путь партийных работников и вождей в Крым лежал через Харьков, самолетами начали пользоваться только чуть больше четверти века назад. Для верхушки существовало два вида поездов с литерой Б — для партийных бонз, отдельный — с литерой А — для Генерального секретаря.

На ЮЖД вспоминают, что в середине семидесятых начальником станции был назначен свояк Леонида Брежнева. О родстве узнали случайно, когда бронированный поезд Генсека, состоявший из двух ресторанов, вагонов для охраны и прислуги и нескольких вагонов для семьи вождя, и даже вагона-гаража с любимым автомобилем, остановился в Харькове. Начальник станции с семьей стал обниматься с Брежневым прямо на платформе. Естественно, по такому случаю станцию перекрыли, всех сотрудников вокзала тщательно проверили и проинструктировали.

Рассказывают, что такие визиты Брежнева в Харьков происходили дважды за лето и длились от получаса до двух, при этом он не выходил дальше перрона. На перроне накрывали стол, и родственники беседовали. "Я был в то время заместителем начальника вагонного участка, — вспоминает Александр Иванович. — Помню, люди простые недоумевали, почему же так долго, совсем не по расписанию, стоит поезд. Естественно, никто не знал, что он везет вождя, что напичкан всевозможными схемами. Кстати, безопасность была организована на высочайшем уровне. Перед этим поездом пускался впереди контрольный локомотив, он был бронированный и застрахован от возможного переворачивания, такой себе поезд ванька-встанька". Долгие беседы на станции Харькова вождя и родственника прекратились после того, как Генсек забрал свояка в Москву, назначив его начальником станции "Москва-Киевская".

ПАРОВОЗ ПЛЕННОМУ ФЕЛЬДМАРШАЛУ
Бесценный свидетель эпохи и участник важнейших исторических событий — паровоз с серийным номером Эу 677-49 уже много лет "на пенсии". Раритет установлен на почетном пьедестале в электровозном депо "Харьков-Октябрь".

Он отметился в переломном для Великой Отечественной 1943 году, сразу после разгрома немецких войск под Сталинградом. Машинист Иван Бобрищев, который долгие годы управлял этим паровозом, в своей книге "Магистраль в огне" вспоминал о той важнейшей миссии, которую в годы войны он с бригадой выполнял на машине. "Это было начало 1943 года, сразу после поражения немцев под Сталинградом. На одной из станций я получил задание подогнать паровоз к поезду из семи вагонов. В четырех были пленные фашистские офицеры и наши конвоиры. Один вагон посредине был пуст, мы так до последнего момента и не знали, для кого он предназначен. Только когда поезд подошел к нужному месту, вглядываясь в темноту, наша бригада увидела, что в свободный вагон погрузили всего несколько человек. Всем стало понятно, что это очень важные военнопленные. Позже мы узнали, что это были фашистские генералы и вместе с ними сам фельдмаршал Паулюс". Только спустя тридцать лет после победы сотрудники Южной железной дороги смогли отыскать паровоз на железных дорогах Урала. Свидетеля истории вернули, облагородили и установили на почетном месте, сегодня он один из главных экспонатов народного музея ЮЖД под открытым небом.

Кстати, уже много лет железнодорожники обсуждают идею создания большого музея под открытым небом, чтобы на просторной площадке выставить раритетные вагоны. Специально в одном из депо на Сортировке восстановили столетний вагон, который совершал перевозки еще во времена Николая Второго. Уникальный раритет воссоздали в мельчайших деталях.

"ГЛАЗОК НЕ СОМКНЕТ"
Молодым, худеньким и скромным запомнили на ЮЖД Андрея Данилко, который в середине 90-х снимался здесь в роликах. Специально для съемок от состава Харьков—Трускавец отсоединили плацкартные вагоны. Железно-дорожники подарили Данилко старую беретку, жезл, флажки. А начальник поезда отдал свой потертый китель со звездами на рукавах. "Данилко взял от наших проводниц выразительный сумской суржик, в то время на таком языке говорили почти все проводницы. Его "кто постельку не возьмет — ночью глазок не сомкнет!" — наше", — рассказал бывший начальник поезда Харьков—Трускавец Владимир Демиденко.

РЕПИН НА ВОКЗАЛЕ
Сегодня Южная железная дорога осуществляет транспортное обслуживание семи областей Украины: Харьковской, Полтавской, Сумской, Кировоградской, Черниговской, Луганской, Донецкой. Стыкуется с Юго-Западной, Донецкой, Приднепровской, Одесской (Украина) и Юго-Восточной (РФ) железными дорогами. Эксплуатационная длина путей около трех тысяч километров. В прошлом году в одной Харьковской области были реконструированы вокзалы на станциях Основа, Лозовая, Чугуев и другие. Чугуевский вокзал самый продвинутый: установлен сенсорный киоск (разработка специалистов информационно-вычислительного центра нашей дороги), с помощью которого за несколько секунд пассажир получает необходимые данные о наличии свободных мест, стоимости билетов на все поезда дальнего следования на ближайшие 45 суток. Но главная изюминка вокзала — это галерея репродукций произведений Ильи Ефимовича Репина. В зале ожидания представлены более 50 работ, а на плазменном экране демонстрируются ролики о жизни Репина.

Александр Пасюта

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять