Главная Сегодня

Модуляторы будущего: Игра 2001 года предсказала события в Южной Осетии

Сюжет компьютерной стрелялки семилетней давности поразительно напоминает недавний вооруженный конфликт между Россией и Грузией.

До 8 августа 2008 года компьютерная игра Ghost Recon — первая версия серии одноименных тактических шутеров, вышедшая в далеком 2001 году — была ничем не примечательной "стрелялкой", славные времена которой закончились одновременно с выходом новых, усовершенствованных игр этого же жанра. И помнили о ней до последнего лишь разработчики и истинные фанаты серии Ghost Recon – множества сюжетов о тяжелых буднях американских спецназовцев, отстаивающих свободу и демократию в горячих точках планеты.

Ночь на 8 августа – дата начала военной операции грузинских войск на территории Южной Осетии и последующего участия России в кратковременном, но кровопролитном конфликте. О непритязательной компьютерной игрушке вспомнили потому, что ее сюжет, хоть и гипертрофирован до смешного, однако своим зачином напоминает произошедшее на Кавказе, в последствии названное Пятидневной войной или грузино-российским конфликтом.

Бессмысленно пересказывать, что на самом деле произошло в Южной Осетии чуть больше месяца назад. Но сюжет игры… Действие в шутере ("стрелялка" от первого лица) происходит в... 2008 году. Правда не в августе, а в апреле. В России к власти приходят ультранационалисты, ставящие перед собой честолюбивые планы возрождения СССР и возведения нового Железного занавеса. Президента России зовут Дмитрий Арбатов, а премьер-министра просто Карпин. Новое объединение гордо именуется Российский демократический союз (РДС). "Украина, Беларусь, Казахстан. Одно за другим, бывшие независимые государства сползают обратно на орбиту русских. Русские танки стоят в Кавказских горах и в Балтийских лесах, готовые ударить на Юг и на Восток. Мир затаил дыхание и ждет...", — говорится в трейлере к игре. Последним оплотом демократии и свободы на постсоветском пространстве остается Грузия. Местные власти никак не совладают с южноосетинскими сепаратистами, на стороне которых выступает хорошо вооруженные российские войска. Грузинам же помогает элитный американский отряд "Призраки" – собственно, главные герои игры, которые ставят русским палки в колеса на всех фронтах, от Кавказа до Прибалтики.

Аппетиты русских растут и вот уже Грузия покорена. Местное правительство находит убежище в швейцарской Женеве и поддерживаемая странами-членами НАТО, оттуда посылает проклятия в адрес Арбатова и его клики. С момента захвата Грузии, как это не удивительно, начинается медленная погибель Российского демократического союза. Русские еще пытаются насадить свой режим в Прибалтике, но гонимые по всем фронтам войсками Альянса и бравыми "призраками", бесславно отступают. Им все возвращается сполна: в подавленной поражениями России разгорается Гражданская война, Арбатова казнят свои же, а премьер-министр Карпин, вставший у руля, трусливо капитулирует. Игра заканчивается чуть ли не встречей не Эльбе: воины коалиции, "призраки" и восставшие против националистического режима русские граждане празднуют победу на Красной Площади в Москве. Это все произойдет, конечно, если пройти до конца всю игру.

МАСТЕР ПРЕДСКАЗАНИЙ

Если повнимательнее изучить сценарии игр из серии Ghost Recon и других шутеров американского производства, становится понятно, что "грузинский сценарий" в одной из игр — совпадение. Большинство сюжетов игр о приключениях американского спецназа компании-разработчика Red Storm — плод развитой фантазии писателя, сценариста и основателя компании Тома Клэнси. Этот человек широко известен как автор политических триллеров, в которых миру на Земле беспрестанно угрожают разношерстные террористы и враждебно настроенные государства. Тематика противостояния США и СССР или России встречается в творениях Клэнси довольно часто. Часть сюжетов перетекли в серии шутеров Ghost Recon, Splinter Cell и Rainbow Six, которые курирует писатель.

Американский спецназ противостоит восставшей мексиканской армии

У Клэнси хватает воображения создавать и описывать самые невообразимые геополитические расклады. От одной истории к другой роль злодеев номер один примеряют на себя граждане самых разных национальностей. Например, в первой части популярной серии тактических стрелялок Splinter Cell главный мерзавец — Комбайн Николадзе, президент Грузии, позарившийся на нефтяные недра Азербайджана. В одной из частей серии Rainbow Six спецназовцам противостоит криминальный дуэт российского террориста Максима Куткина и торговца оружием Самеда Везирзаде. Среди злодеев попадаются также индонезийцы, мексиканцы, колумбийцы.

При большом количестве сюжетов немудрено, что, по крайней мере, один из них совпал с реальными событиями. Однако в историях, придуманных Томом Клэнси, есть еще как минимум два любопытных совпадения.

По сюжету книги Клэнси "Долг чести", США атакованы Японией. Неудивительно, что в итоге планам японцев не суждено сбыться. Как жест отчаяния один из главных в книге плохих японских парней, майор Сато, угоняет "Боинг-747" и устремляет лайнер прямо в здание Капитолия в Вашингтоне. Напоминает события 11 сентября 2001 года, только вместо башен-близнецов — здание Конгресса, вместо исламистов — японский патриот. Сама же книжка вышла в свет в 1994 году.

В одной из игр сбылось политическое пророчество Клэнси. По сюжету более поздней части Ghost Recon — Advanced Warfighter, вышедшей в 2004 году, спецназовцы обеспечивают безопасность высших государственных чинов США, Канады и Мексики на саммите в Мехико. Здесь они заключают договор о создании так называемого Североамериканского соглашения о безопасности. Договор провозглашает "новую политику, ужесточающую полицейский контроль вдоль границ трех стран, направленную на пресечение нелегальной иммиграции и контрабанды оружия, наркотиков и передвижения террористов в Западном полушарии". Соглашение в виртуальном Мехико перекликается с реально существующим договором Североамериканского блока, заключенным президентами США и Мексики и премьер-министром Канады в марте 2005 года. Факт этого договора стал известен лишь в сентябре 2006 года.

Геймеры, особо увлеченные игрушками "от Клэнси", вовсю судачат о близости писателя к властным кругам США. Это косвенно подтверждает тот факт, что жена Тома Клэнси, писательница Александра Мэри Ллевеллин является племянницей Колина Пауэлла, занимавшего пост госсекретаря США в период первого президентства Джорджа Буша-младшего.

"ЭТО БЫЛ НАШ МАЛЕНЬКИЙ КАПРИЗ"

С событиями 11 сентября 2001 года связано несколько любопытных совпадений. В вышедшей в 2000 году игре от первого лица Deus Ex главный герой борется против террористов, взорвавших статую Свободы в Нью-Йорке. Интересно, что в некоторых старых миссиях, где можно видеть панораму Нью-Йорка, нет башен-близнецов. Однако, по словам одного из авторов игры Харви Смита, все объясняется техническими недостатками игры. Раньше Смиту приходилось отдуваться: "Мы просто говорили, что башни тоже были уничтожены террористами. Но еще раньше, лет 9—11 назад. Это был наш маленький каприз".

Во второй половине 90-х у обладателей приставки Sega весьма популярной была игра Urban Strike, где игрок управлял боевым вертолетом. По сюжету одной из миссий, Всемирный торговый центр подвергается удару мощного лазера. До того, как башни будут окончательно уничтожены, игрок должен успеть эвакуировать из зданий представителей стран-членов NAFTA (Североамериканское соглашение о свободной торговле) и обезвредить взрывчатку в одной из башен. Игра вышла в 1994 году.

В ЦЕНТРЕ КИЕВА — ДЫРА, НА ОКРАИНАХ — СВАЛКА

По словам Олега Яворского, PR-менеджера компании GSC Game World, в играх украинских разработчиков преобладают темные тона, не в пример пестрым играм японцев или американцев. В тон цветовой гамме — постаапокалптические сюжеты украинских игр. События в игре S.T.A.L.K.E.R: Shadow of Chernobyl ("Тень Чернобыля") компании GSC Game World разворачиваются на территории вокруг ЧАЭС, которая повторно рванула в 2008 году. В радиусе поражения возникла так называемая Зона: здесь происходят аномальные явления, возникают страшные мутанты. Территорию пытаются контролировать правительственный войска. Но главные герои игры — охотящиеся за артефактами сталкеры. "Советская система была замкнутой, многие факты держались в строгой секретности, поэтому даже самые безобидные объекты или события обрастали невероятным количеством слухов и легенд. Например, до сих пор точно не установлено, что именно стало причиной взрыва на ЧАЭС в 1986 году. Есть множество неофициальных версий и полу-слухов: и о том, что Чернобыль служил лишь батарейкой для секретных правительственных экспериментов, и версии о громадной чернобыльской антенне, излучавшей психо-активные волны за Западную Европу… Подобные свидетельства очень заинтересовали нас с точки зрения сценария игры. В сюжете S.T.A.L.K.E.R. мы нашли место и для теории заговора и противостояния спецслужб. Наша игра – это своего рода догадка о том, что могло произойти на самом деле. Это история пост-апокалипсического мира со своими трагедиями, героями и законами", — рассказывает об истории создания игры Яворский.

Запущенная столица. В игре Collapse Киев предстает в руинах

Постапокалиптическую тематику продолжает другая игра, которая должна появиться на прилавках этой осенью. Предыстория игры Collapse, украинской компании Creoteam, такова: в 2013 году в центре Киева происходит ужасная катастрофа, причины которой остаются невыясненными. Большая часть Украины превращается в аномальную зону, убивающую людей. Спустя пять лет после катастрофы случается так называемая Первая агрессия — резкий рост аномалии, порождающей различных монстров. Вокруг Киева возводят Линию смерти. Но в городе остаются люди, которые объединяются в кланы, возглавляемые Лордами. Сюжет игры разворачивается в 2096 году во время Второй агрессии. Второй взрыв убивает множество людей. Гибель Лордов вызывает анархию в городе. Все события игры происходят в Киеве, разделенном на две зоны, — в центре находится Дыра, которая порождена Аномалией и сама порождает новых монстров, а окружает Дыру Свалка, где делят территорию Кланы.

"ЭТО ТАК ЖЕ ИНТЕРЕСНО, КАК ЗАВОЕВЫВАТЬ ЕВРОПУ"

"В период застоя в Америке, в 30-х годах, очень сильно стал развиваться Голливуд. А у нас был такой период, как Перестройка, а потом тяжелые 90-е, и люди начали играть в игры, — говорит Сергей Григорович, основатель и владелец компании GSC Game World — разработчика таких популярных игр, как STALKER, "Казаки" и многих других. — Когда человек подавлен и в жизни у него все плохо, он пытается уйти от этой реальности и найти какую-то другую, чтобы быть в ней по-своему счастливым. Для человека в жизни главное что? Счастье. И личное дело каждого человека, каким образом он его достигает.

Компьютерные игры существуют очень малое время, активно развиваются лишь последние 20 лет. Многие жанры приходили, многие уходили, умирали. Это в первую очередь связано с развитием технологий, компьютерной техники. Например, раньше технологии не могли дать определенный геймплей, потом они стали себе это позволять. Потом люди пресытились. У каждого жанра есть своя степень насыщения. Бывает, буквально два-три года — и становится понятно, что на эту тематику уже сделали все возможное. Есть игры более долгоиграющие, так сказать. В любом случае игры развивались сами и не зависели от настроений в обществе. Бывало, выходили игры, которые были приурочены к каким-то событиям. Например, войне в Ираке. Но это нельзя назвать принадлежностью к эпохе. Эпохе, отраженной в играх.

Современную жизнь сложно представить без компьютерных игр. Просто потому, что еще в 2006 году весь валовый доход игрового рынка в тех же США превысил доход Голливуда. То есть все фильмы со всеми их "тристарами пикчерз" и шварцнеггерами приносят меньший доход, чем игровые компании. Настолько это плотно участвует в нашей жизни, настолько это более интересно, чем кинематограф и намного больше денег люди тратят на игры, чем на кино, тут даже не о чем спорить. Вот чем занимался Наполеон на острове? Сидел и днями игрался. У него там были разные логические и геометрические игры. Человек, жизнь которого была настолько интересной, который покорил почти всю Европу, находил очень много интересного в обычных играх. Это также интересно, как и завоевывать Европу".

ПОКЕМОН — ПРОПАГАНДА СИОНИЗМА

Самая распространенная причина по которой игру запрещают в той или иной стране – излишнее насилие в сюжете игрушки. У властей разных стран пороги восприятия жестокости разнятся. Но порой под прицелом блюстителей морали оказываются не столько жестокие и кровавые игры, сколько просто не отвечающие местной идеологии. Например, в Саудовской Аравии под строжайшим запретом оказались разные части игры Покемон, пропагандирующей, по мнению местных законодателей, сионизм.

В Китае под запретом оказались те игры, которые, по мнению властей, ставили под сомнение чистоту помыслов китайской армии и территориальную целостность КНР. Властям не понравилась стратегия Command & Conquer: Generals. По сюжету военной игры Китай выступает на стороне "светлых" сил. Китайцам, вероятно, не понравилось то, что мировому злу они противостоят в паре с американцами. Масштабная военная стратегия Hearts of Iron была запрещена официальным Пекином из-за того, что в ней Тибет, Синцзян и Манчжурия выступают как независимые от КНР государства. Примерно по той же причине в опале оказался популярный во все мире Football Manager (версия 2005 года): здесь тибетские и тайваньские футболисты играют отдельно от китайских. А в мексиканском штате Чихуахуа была запрещена уже упомянутая Ghost Recon Advanced Warfighter – в ней, по мне мнению властей региона, мексиканская армия выступает в роли коварного врага, преследующего преступные цели.

Борец за мирный атом. Иранская игра меняет героев и злодеев местами

А вот в Иране, запретами не ограничиваются. С американской пропагандой, исполненной в играх о приключениях американского спецназа, борются американскими же методами. В 2007 году вышла стрелялка под названием "Rescue the nuke scientists" ("Спасти ученых-атомщиков"). Шутер был разработан Ассоциацией Исламских Студентов (Students Islamic Association) в ответ на претензии американцев к ядерной программе Тегерана. Главным героем игры является офицер иранской разведки, которому сначала придется спасать двух иранских ученых, похищенных американскими военными в Ираке, а затем предотвратить утечку секретных данных и помешать американцам вторгнуться на территорию страны. "Это полностью иранский продукт, и он является ответом США на их кибер-войну против Ирана. Это наша защита от вражеских культурных атак", — рассказывает руководитель группы разработчиков игры Али Реза Масаели.

"ПОЛИТАНАЛИЗОМ НИКТО НЕ ЗАНИМАЕТСЯ"

"Ситуация с видеоиграми ничем не отличается от ситуации с книжками, — говорит Алексей Гиленко, ведущий дизайнер компании Нивал Онлайн (разработчик таких игр как Аллоды, Блицкриг, Герои Меча и Магии 5), — И тут и там "авторы" (хороший пример — Том Клэнси), создающие "боевики" про ближайшее будущее, обращаются к горячим проблемам современности, в своих фантазиях "раздувая" их до крупных локальных или даже глобальных конфликтов — это, естественно, привлекает аудиторию и повышает рейтинги. Некоторые угадывают, многие — нет. Серьезным анализом политической обстановки, естественно, никто не занимается. Занимаются маркетинговым анализом аудитории — какая тема, и какой конфликт (будучи смоделированным в игре) — больше всего понравятся игрокам. Последний Call of Duty, Tom Clancy's Splinter Cell, Gears of War и т.п. — все моделируют какие-то конфликты — в основном с террористами, чтобы иметь возможность перемещать место действия по всему миру, чтобы в игре было как можно больше интересных локаций, и чтобы дать игроку возможность выступить в роли спасителя мира, причем от угрозы, которая не полностью выдуманная, а существуют в массовом сознании хотя бы на уровне картинки в новостях.

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять