Главная Сегодня

Играют на ложках, пакетах и козе

Тайны предков. Харьковчанин Владимир Гейко открыл забытые способы игры.

"Все началось с дедушки. Он не имел профессионального музыкального образования, но был влюблен в народное творчество, умел играть на барабанах, бубнах, ложках, бутылках. И это было не просто выстукивание ритма, а виртуозное исполнение с применением народных секретов", — рассказал руководитель ансамбля "Ярмарок" Владимир Гейко. Именно предок передал своим детям, которые уже получили консерваторское образование, секреты игры.

"Мы с братом с малых лет выстукивали ритм на ложках. Когда мне исполнилось пять, я уже спокойно играл на баяне "Коробейники". Я поднимал огромный баян, настраивался. Дедушка просил меня подойти к открытому окну, мы жили на втором этаже, и говорил, что спустится вниз послушать, слышно там или нет. Я, конечно, старался играть так, чтобы дедушка услышал, в итоге весь дом внимал моим "Коробейникам".

Уже в Харьковской консерватории, куда приняли Владимира и его брата, было решено создать ансамбль, чтобы играть на забытых инструментах. "Чтобы подкрепить знания, переданные дедушкой, мы пошли в архив, удивлению не было предела. Тогда и узнали, что наши предки еще во времена Киевской Руси могли играть на чем угодно. Например, срезали тонкую кору березы, зажимали ее между губами и получался дивный звук, как пение стаи птиц. Инструмент назывался береста. В консерватории этому не учат, нам пришлось самим все постигать. Сегодня используем этот инструмент в ансамбле. Только береста недолговечна, постоянно нужна свежая кора. Ее очень удачно заменяет обычный одноразовый полиэтиленовый пакетик. Звук — тот же".

В те далекие студенческие годы прочитал Владимир, что скоморохи удивляли публику ложками: прикладывали одну к щеке, другой постукивали — наигрывали небольшие мелодии. Для студента это было ново, такого он даже от всезнающего деда не слышал. "Оказалось, это традиция утеряна. Когда я получил такую информацию, стал искать, как это могло быть. Пробовал — не получалось. А потом понял секрет: обе ложки должны двигаться, одна по щеке, вторая рядом, рот приоткрыт и работает как резонатор". В первый раз Владимир воспроизвел простую мелодию и понял, что секрет разгадан. Несколько лет назад он впервые вышел с этим номером к публике. "Люди не могут понять, как можно при помощи двух ложек создать такую музыку. Я сам всегда поражаюсь, какими изобретательными были предки. Сегодня я играю так не только народные произведения, но и классику".

РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Владимир прикладывает одну ложку к лицу — начинает звучать знаменитый "Полет шмеля" Римского-Корсакова. Классическое произведение узнается сразу, ложки издают чистые, приятные для слуха звуки. "Наш народ — гениальный музыкант. Я прочитал об удивительном малоросском оркестре, который гремел во всем мире. Там было больше 30 человек, и каждый играл на рожке, один рожок — один звук. Это очень сложно: оркестр рожечников работал по принципу музыкальной шкатулки или шарманки, когда человек с рожком — лишь малая часть большой музыки. Тогда же я вычитал о козе. Это наша украинская волынка, потрясающий инструмент. Древнейший духовой инструмент наших предков, делался из желудка животного. Его вычищали, вымывали, делали несколько отверстий, закутывали в мех козы, приделывали глиняную разрисованную голову и ходили с ним на святках".

Этот необычный инструмент Владимир восстановил вместе с друзьями. Из необычных инструментов появился бугай — длинная бочка, где вместо крышки кусок кожи, к которому привязан конский хвост. Чтобы получился звук, достаточно провести мокрыми пальцами по хвосту. Вибрация передается на кожу, усиливается, льется мощный звук. "Когда читаешь старинные документы, или летописи, приходит ощущение, что все музыкальные инструменты родились у нас. Например, балалайка, которая считается исконно русской. Мы нашли сведения, что на территории нынешней Полтавской области давно был такой инструмент".

Эксперименты и с репертуаром, и с инструментами воплощаются в жизнь в созданном еще в студенческие годы "Ярмарке". Этот коллектив умудрился прославиться еще в начале девяностых, тогда ребят пригласили даже записать пластинку на "Мелодии". "Мы были в восторге. Но когда вернулись с пластинкой домой, в институте получили нагоняй. Нам сказали: нечего ездить, учиться нужно".

СКОВОРОДКИ, КАСТРЮЛИ И ТРУБЫ
Известно, что на пирушках в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки — все, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски.

Александр Пасюта

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять