В школы возвращается 11-летка — сооответствующий закон был принят 6 июля. Также МОН рекомендует не забывать о дошкольном образовании, чтобы малышня в 1-й класс шла, не боясь букв и цифр. Но... Кто-то из детей сам тянется к книжкам уже в 3-летнем возрасте. А есть и такие малыши, которым читать просто неинтересно. Таким родителям стоит взять на заметку новый инструмент — фитнес-азбука. Ее автор — Елена Воробей, психолог, детский психотерапевт, руководитель Центра детской и семейной психологии "Ладушки", — считает, что с помощью такого фитнеса за несколько лет можно одновременно и развить ребенка физически, и научить его читать. "Фитнес-Азбука" — это набор упражнений, с помощью которых ваш малыш сможет развить осанку, крупную и мелкую моторику, поработать с прессом и артикуляционным аппаратом, скорректировать плоскостопие. И все эти упражнения напоминают какую-то букву из алфавита.
УЧИМ БУКВЫ. Сначала выберите одну букву, покажите упражнение, связанное с ней, и назовите букву вслух. Детки понимают все буквально, поэтому произносить следует твердый согласный звук ("М", а не "ЭМ"). А малыш пусть повторит все это за вами. Кстати, если у вас есть возможность сфотографировать его в процессе, потом вы сможете показывать, что получилось, и составлять из фотографий слоги и слова. После того как ваш ребенок выучил несколько букв и движений, сделайте занятия более веселыми — подключите музыку. Выберите любую детскую песенку и присвойте каждой строчке одну букву, которая там прозвучит. Например, в песенке про автобус первая строчка будет отвечать букве "А", и т. д. Вместе с малышом сделайте упражнения и повторите уже под музыку. Лучше всего, если вы оба будете смотреть в зеркало — так ребенок лучше все запомнит.
Время проведения занятий: 3 раза в неделю по 30 минут. Однако, если ребенок просит с ним позаниматься — не отказывайте ему. И наоборот: если видите, что он устал, не заставляйте.
Возраст: с 3 до 6 лет.
В какой последовательности легче изучать буквы дошкольнику? Если вы не ориентируетесь на последовательность букв в какой-либо конкретной "Азбуке" или "Букваре", постарайтесь первое время учитывать следующие моменты.
Сначала изучите с ребенком гласные буквы А, О, У.
Через некоторое время добавьте в упражнения буквы И, Ы.
Согласные буквы начинайте изучать с тех, которые ребенок хорошо выговаривает (не нужно выбирать для начальных занятий Л и Р, например).
Первыми надо вводить в игры буквы, наиболее часто встречающиеся в русской речи (не стоит начинать с Ц или Щ), самые простые по начертанию (не надо заучивать первыми Д, Ж, З) и резко отличающиеся графически, например: Н, С, П, К.
Не следует подряд вводить Б и В, Р и Ф, Г и Т — их легко спутать.
Играя, старайтесь научить ребенка слышать звуки речи, выделять их из слов, узнавать облик букв, сравнивать буквы между собой по внешнему виду и звучанию. Чем увлекательнее будут занятия с буквами, тем быстрее сформируется у малыша интерес к обучению, тем значительнее будут его успехи в овладении чтением.
А ноги поставьте на ширину плеч, руки сложите сзади на пояснице
Б одной рукой к животу приложите подушку, другую руку вытяните вперед.
В прижмите к себе две подушки.
Г протяните руки вперед, пальцы сомкните в замок.
Д присядьте на ковер, ноги чуть согните в коленях, руки поднимите "домиком" над головой.
Е стоя на одной ноге, вторую ногу протяните вперед, одновременно вперед вытяните руки.
Ё то же, что и буква Е, при этом подмигните.
Ж поставьте ноги на ширину плеч, руки согните в локтях и поднимите вверх.
З лежа на боку, ноги согните в коленях, голову отведите назад, прогнитесь назад.
И соедините руки за спиной, наискосок.
Буква "І" — похлопайте рукой по макушке.
Й то же, что и буква И, при этом кивните головой.
К правую ногу протяните вперед, поставьте на носок, правую руку согните в локте и поднимите вверх.
Л поставьте ноги на ширину плеч, руки прижмите к туловищу.
М встаньте с ребенком друг напротив друга и возьмитесь за руки, руки опустите вниз.
Н встаньте с ребенком друг напротив друг, вытяните руки вперед; пусть он положит свои руки на ваши.
О соедините руки над головой, образуя круг.
П руки разведите в стороны, согнутыми в локтях, ладони поверните к туловищу.
Р обе руки приложите ладонями ко лбу, локти сведены.
С лежа на боку, согнитесь, примите форму полукруга.
Т вытяните обе руки в стороны.
У стоя, левую руку вытяните вдоль туловища; плечо правой руки прижмите к груди, предплечье отведите чуть вниз, пальцы сомкните и выпрямите.
Ф руки поставьте на пояс
Х поставьте ноги на ширину плеч, руки поднимите вверх и немного разведите в стороны.
Ц правую руку согните в локте вверх и отведите в сторону, левую руку расположите параллельно правой, отведя ее так же вправо.
Ч соедините руки перед собой согнутыми в локтях.
Ш руки разведите в стороны, согнутыми в локтях, поднятыми вверх предплечьями, ладони поверните к туловищу.
Щ то же, что и буква Ш, при этом топните левой ногой.
Ъ приложите подушку к животу, отведите одну руку, согнутую в локте, назад и вверх.
Ы приложите подушку к животу, а напротив себя поставьте ребенка
Ь приложите подушку к животу
Э правую ногу отведите в сторону, поставьте на пятку, поднимите левую руку вверх и прогнитесь вправо, правую руку согните в локте и прижмите к туловищу.
Ю держите подушку впереди себя на вытянутых руках
Я правую руку поставьте на пояс, правую ногу отставьте вправо и поставьте на пятку.