Интервью с актером театра "Черный квадрат" и студии "Квартал 95" Алексеем Курилко: "Злодеям, как и гениям, тоже нужен адвокат"

О воссоздании жанра радиоспектакля, мистических знаках при подготовке "защиты" Булгакова, духовной близости с Иудой, о способностях генной памяти и большом будущем радиотеатра

— Алексей, вас так много: писатель, режиссер, радиоведущий, сценарист... Кем вы себя позиционируете?

— Писатель. По крайней мере, хотелось бы соответствовать именно этому статусу. Другое дело, в наш грустный век мало кто читает. Кто-то видел меня в "Квартал 95", кто-то в театре "Черный квадрат". Потому, встречая меня впервые, иногда спрашивают: "Вы из "Черного квартала"?" В этом своя правда. Я где-то между театром и КВН, между искусством и эстрадой.

Реклама

— Как пришла идея возобновить радиотеатр?

— В детстве меня, как и всех детей, днем заставляли спать. Делать я это не любил, потому просто закрывал глаза и слушал радиоспектакли. Конечно, не все понимал, но мне нравилось. Став взрослым, я решил, что такой радиотеатр надо возобновить. Началось с малого: в утреннем радиоэфире я читал стихотворение известного поэта, причем не "ржаку" от Губермана, а Цветаеву, Бродского, Есенина. Слушателям понравилось. Потом решили один час посвятить жизни какого-то гения. Мы сделали передачу о Мэрилин Монро, после которой на радиостанцию посыпались звонки с просьбой продолжить. Так родился первый проект "Слово в защиту гениев и злодеев" — серия радиоспектаклей из жизни знаменитостей, которых в зале суда защищает адвокат. Завершался спектакль фразой: "Вы за или вы против?" После шестого выпуска слушатели стали звонить, появились даже фанаты, и я понял — это интересно! За год записал 60 выпусков. А следом за ними 20 радиоспектаклей цикла "Жив Курилко", где читал свои произведения. Сейчас я увлечен новым радиопроектом — "Литературные беседы у камина" с литератором Андреем Дмитриевым. Затрат меньше, чем в "Слове в защиту". Ведь это все на личных инициативах, звукорежиссеру не платят за то, что он ночами вырезает, накладывает музыку, выравнивает звук.

— Еще остались звукорежиссеры, которые работают "за еду"?

Реклама

— Нет, только моя женщина — Анна Шидловская, которая по совместительству мой звукорежиссер, менеджер и правая рука. Несет со мной все тяготы.

— Зачем защищать гениев?

— Сейчас такое циничное время, когда начинающий критик или писатель, чтобы прославиться, поливает грязью имя какого-то гения. Я не буду называть имен, но практика распространенная. Вот и решил, что гениям и злодеям нужна защита. Чтобы их не "измельчили", им нужен адвокат. Так и родилось "Слово в защиту". Вообще, это шоу очень интересно мне самому. Знакомясь с биографией, я подаю ее с позиции адвоката, который может прийти в суд невыспавшийся, или с похмелья, или честно сказать, что подзащитный ему не нравится. У него есть ворон, с которым он часто спорит. Кстати, Невермор появился случайно: надо было срочно сдавать программу в эфир, и вдруг я слышу, что неправильно сделал ударение в слове. Все, думаю, не простит мне академик Лихачев! А звукорежиссер говорит: "Давай вставим карканье ворона? Тогда ошибку не так будет слышно". Ворон каркнул, а мне пришлось вставить фразу: "Я сегодня пришел с вороном, ваша честь, извините, не с кем оставить. Невермор, веди себя прилично!" Так этот персонаж оказался в спектаклях.

Реклама

— С гениями понятно, но к чему поэтизация злодеев? Мода?

— Если вдуматься, злодейство — это тоже талант, просто страшный. Гитлер какой харизмой обладал — люди падали просто, как девочки на выступлении "Битлз"! Специально распечатал несколько его речей: "Мы великие! Победа будет за нами!" Банально, но какая харизма и мастерство, отработанное годами! Вообще, я не люблю ярлыков. Давайте на каждого смотреть объективно. Недаром Станиславский говорил: "Ищите в отрицательных персонажах положительное, а в положительных — отрицательное, так образ получится живым". В радиоспектаклях я пытаюсь понять, почему человек совершал зло. К примеру, Калигула. У него была интеллигентная мама, отец — гуманист, талантливый полководец. Калигула был светлым ребеночком, любимцем полка. Как из этого ангела вдруг вырос монстр? Только ли он виноват, а может — время, окружение, болезнь.

— Вы даже на Люцифера замахнулись с защитой! Не страшно было?

— Скорее интересно. Люцифер переводится как "Несущий свет", любимый архангел Господа. Да, он восстал против собственного Отца, но такова наша сущность — восставать против того, кто тебя создал, спорить с отцами. Вообще, мы впадаем в крайности: либо повторяем ошибки родителей, либо бунтуем против их воли. Либо пытаемся им угодить, либо делаем все назло. Так и Люцифер. Я не боюсь об этих темах говорить. Думать нам Бог не запрещал! Кто знает, что было между Богом и Люцифером? Может, ему доверено самое главное — взять на себя осуждение, предательство. У Люцифера своя роль, и Бог о ней прекрасно знает.

— Случалось ли что-то мистическое? Ну, к примеру, Гитлер с Люцифером не приходили во сне?

— Нет, было другое. Погружаясь в историю персонажей, у меня было ощущение, что я все это раньше знал и видел. Генная память, видимо. А еще были разные знаки: например, пишу о Булгакове, включаю телевизор, а там "Дни Турбиных", а на другом канале через время — "Белая гвардия"... Или мне назначают пробы в районе Андреевского спуска.

— Вашими подзащитными побывали Шекспир, Уайльд, Клеопатра, Калигула, Че Гевара, Муссолини, Пиаф... Какой из них вам ближе?

— Второй по "близости духа" — Владимир Высоцкий. Первого же я так и не сделал, но пусть это останется тайной. Еще мне очень близок Иуда. Первая повесть, которую я написал в 24 года, была "Записки Иуды Искариота". Я тогда начал читать Библию. Как-то поймал у Борхеса мысль, что, может быть, Иуда — самый любимый и верный ученик Христа. Стал это развивать. Написал первую часть, ее даже издали в журнале "Крещатик". Потом вторую, ее тоже напечатали. Эта тема словно не отпускала меня. Мало того — мне предложили написать сценарий для фильма. Написал, мне даже заплатили, но фильм так и не сняли. Может, сейчас не время. Тогда же я пришел в "Черный квадрат", где все восторгались руководителем, каждое его слово — закон. И я вдруг поймал себя на мысли, что Иуда испытывал нечто подобное, будучи среди учеников Христа. Я вообще скептик. Уважаю руководство, но обязательно проверяю. У каждого свой Иуда. Мой — человек тяжелой судьбы, но у него есть чувство юмора.

— А зачем вы вытаскиваете грязное белье, например, у Булгакова — что он делал аборт своей первой жене?

— Но ведь это же было! Я не строю сюжет только на негативах, а описываю обстоятельства, при которых это случилось. В монографиях грешат однобокостью: герой либо плохой, либо хороший. Тот же Быков так написал о Есенине, словно Сергей только то и делал, что бухал беспробудно и деградировал. А, простите, когда же он писал?

— Какое на ваш взгляд будущее у радиоспектаклей?

— Огромное будущее, и эту нишу нужно занимать! Ведь мы замкнуты на себе, ходим по улицам в наушниках, не желая слышать, что говорят вокруг. Потому аудиоформат будет востребован все больше. Пока ваши уши свободны, мы будем искать варианты, чем их занять. Радиоспектакли — не осколок "совка", а целое искусство. Актеры выстраивались в студии и разыгрывали пьесу, причем так умело, чтобы слушатели по голосу понимали мимику, состояние. Я пока делаю это сам, а в соучастники беру воображение слушателей — и чем оно богаче, тем лучше. Вообще, мой слушатель думающий, спорящий, где-то иногда не согласный со мной, живой и чувственный, особенно к юмору.

У каждого
человека — свой
Иуда. У моего есть
даже чувство юмора

Нынче критики
часто поливают
грязью гения,
чтобы прославиться

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять