Владимир Епископосян: "За свои 62 года я уже 51 раз умирал на экране"

Популярный актер, персонажей которого режут, топят, взрывают и сжигают в каждом третьем его фильме, рассказал нам почему сменил профессию юриста на актера, как в Москве от него шарахались прохожие и кто хотел присвоить ему звание "Заслуженного трупа России"

"Пираты ХХ века". После премьеры его узнавали все хулиганы страны
"Зверобой". Сбрил бороду, чтобы сыграть Пантеру — вождя индейцев
"Китайский сервиз". Для роли абрека ему и гример не понадобился
1/4

— Владимир Арустамович, в жизни многое определяет случай. С какого момента у вас все пошло "по другому сценарию"?

Реклама

– Мои родители очень хотели, чтобы я стал юристом. И я уже учился на втором курсе Ереванского университета, когда случайно попал в кино. Я на лавочке сидел — готовился к экзамену, а ко мне вдруг подошли и пригласили на кинопробы. Я согласился, думая тогда не о славе, а о возможности перенести свою встречу с экзаменатором — так как из-за сборов (я тогда активно занимался баскетболом) толком не подготовился...

И меня утвердили на главную роль в "Ахтамаре"! А это же был фильм-событие для республики — экранизация произведений нашего великого поэта Ованеса Туманяна, специально снимали к его 100-летию. Какой экзамен, слушай?! И это мне так понравилось: съемки проходили на озере Севан, я в центре внимания, вокруг отдыхающие, все женщины смотрят, а я получаю не только удовольствие, но еще и деньги! Мне тогда платили по 17,50 рублей за съемочный день, а их у меня было около 15. Кстати, уже в первом своем фильме я погибаю на экране, и потом мне еще полсотни раз пришлось умирать в других картинах.

– Многие артисты категорически отказываются от таких ролей. А вы не суеверный?

Реклама

— Никаких суеверий, что вы! В первый раз я не успел об этом задуматься, а потом это случалось так часто и так по-разному, что если мой герой доживал до финала, наоборот, уже казалось — происходит что-то странное. Не случайно же, когда министр культуры Михаил Швыдкой вручал мне удостоверение заслуженного артиста, пошутил: "Вам стоило бы присвоить звание заслуженного трупа России". Это не выдумка, а статистика Госфильмофонда — я умирал на экране 51 раз. Кстати, за кадром это всегда сопровождается курьезными ситуациями.

Вот сцену моего драматического утопления в "Ахтамаре" — я играл того отчаянно смелого юношу, который переплывал по ночам высокогорное озеро, чтобы увидится с красавицей Тамар, — пришлось из-за брака пленки переснимать на водохранилище, недалеко от Еревана, там, где по выходным армяне жарят шашлыки. Камера стояла на бетонной стене, окаймляющей водоем, а я в воде по пояс имитировал свой последний заплыв. Режиссеру нужен был крупный план. По сценарию, слуги царя Арташеса узнают о тайных встречах его дочери и тушат костер, который служил пловцу ориентиром. И прежде чем меня накроет волна, я кричу: "Ах, Тамар!" — отсюда и название легенды, и острова, и коньяка. Все — Ахтамар. А эту волну должны были поднять два глиссера, которые, не доезжая до меня метров 10, резко разворачивались в стороны.

Но никто и предположить не мог, что этим маневром со дна будут подняты все многолетние залежи мусора: какие-то этикетки от шампанского, трусы, презервативы...И в этих помоях я кричу: "Ах, Тамар!" — и еще хлебнул этой страшной мути, у меня потом аллергия была от отвращения. О втором дубле даже никто не заикнулся. Но на экране — вот она, магия кино! – это были почти океанские волны и полная драматизма сцена.

Реклама

— Как в семье восприняли ваш кинодебют?

— Сначала это мое увлечение не приветствовалось — у нас же все технократы: папа — математик, кандидат технических наук, и брат мой Роман — тоже кандидат технических наук. И я поэтому сначала серьезную профессию получил — доучился в университете и даже какое-то время поработал юрисконсультом в профсоюзах: разъяснял людям трудовое законодательство. Так вот, на премьеру пришла только моя мама — гордая, молодая, красивая. Она была младше отца на 18 лет, и все, кто не знал, думали, что это моя сестра или любовница. Я говорил: "Идиоты вы, это моя мама!". После просмотра она сказала мне: "Ну, ты, Вова, сам решай, если у тебя это получается, — дай Бог, чтобы пошло в этом направлении". И когда ее не стало — она очень рано умерла, в 44 года, я уехал из Еревана — в основном, по этой причине, что уже не было главного человека, который переживал бы за меня — как я и что со мной в Москве.

У любого мама больше всех беспокоится. Ну, а папа есть папа — как все математики, он молчаливый и замкнутый. Иногда так в день раз что-то скажет, но каждую минуту я знал, о чем он думает, и он знал, о чем я думаю, — у нас словесного потока не было. Так же и с братом Ромкой: мы можем полдня молчать, но когда он начинает фразу, я уже продолжаю ее, потому что в это время думали об одном и том же. Это и есть семья.

— И как Москва вас встретила?

— Еще в первый приезд, когда я просто зашел на "Мосфильм" — отнести свои работы в картотеку, меня буквально в коридоре в оборот взяли: "О, нам как раз такой громила нужен! Вы, случайно, не актер?". И так я, лохматый-бородатый, с автоматом наперевес, попал в первый советский боевик "Пираты ХХ века" — меня потом в любом городе страны все хулиганы сразу узнавали. А я для себя отметил: если в Армении ты герой-любовник, то за ее пределами — уже бандит!

— После этого фильма вы сразу попали в обойму кинозлодеев?

— Нет, у меня все могло сложиться по-другому — сейчас из зрителей мало кто помнит, наверное, что я сыграл главную роль — Дон Жуана, в фильме Йонаса Вайткуса по мотивам оперы Моцарта. Правда, там не я пою (смеется). Но в конце 80-х, и особенно в 90-х, появился заказ на такого бандита-головореза, и меня завалили предложениями сниматься в боевиках — я играл афганских полевых командиров, душманов, чеченских боевиков, арабских террористов. А когда по Москве шел, от меня люди шарахались в стороны! Я даже не везде успевал, поэтому и выбирал — не там, где больше денег платят, а где интереснее, чтобы не повторяться. Мне так надоело бегать с "калашниковым" по горам: бах-бах — убиваю, головы отрезаю… Сейчас, слава Богу, уже другие времена — эти бандиты ельциномырдинской эпохи, как я ее называю, уже, надеюсь, ушли, лишь иногда там-сям на экране проявится какой-нибудь террорист, похожий на меня, или я на него: лысоголовый, чернобородый. Сейчас бандиты больше на банкиров похожи — элегантные, с белыми воротничками, как в "Бригаде". А на моих ролях можно проследить, как до этого периода менялся главный бандит России.

Продолжение интервью читайте на нашем сайте завтра.

ГЛАВНЫЙ КИНОБАНДИТ РОССИИ

Имя: Владимир Епископосян
Родился: 21.01.1950 в Ереване (Армения)
Карьера: Заслуженный артист РФ (2003)

На большом экране дебютировал 19-летним студентом юрфака и сразу же в главной роли киноновеллы "Ахтамар" (1969). Но прежде чем посвятить свою жизнь театру и кино, по просьбе родителей окончил университет, отслужил в армии и стал мастером спорта по баскетболу, играя в чемпионате СССР за ереванский "Спартак". Только потом поступил в театрально-художественное училище и до переезда в Москву служил в труппе Ереванского русского драмтеатра.

В кино, начиная с "Пиратов ХХ века" (1979), стал заложником своей впечатляющей фактуры — чернобородому великану (рост 1,93 м) режиссеры упорно предлагали роли террористов, мафиози, головорезов самых разных национальностей и степеней адекватности, хотя в 1985 он сыграл Дон Жуана в одноименном фильме... Строчка "на лицо ужасные — добрые внутри" из песни "Остров невезения" — это про Владимира Арустамовича, который в бесконечной галерее злодеев, искал отдушину и находил ее на сцене Театра "Буфф" и в детских киносказках.

Из почти 150 картин, где актер сыграл, его персонажи погибают в каждом третьем фильме — 51 раз! Этот счет еще не закрыт и когда-нибудь такое кинодостижение будет занесено в Книгу курьезных рекордов. Он — автор книг "Главный труп России" (2008) и "Новеллы "главного бандита" (2009).

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять