— Роберт, c каким заблуждением, по-вашему, сталкиваются начинающие сценаристы, которые хотят всего и сразу?
— Самый главный недостаток в том, что эти юные дарования уверены: продать свой сценарий они смогут лишь в том случае, если он будет похож на успешные и прославленные картины. И они начинают писать свои варианты "Аватара" или фильма "Король говорит!". И их заботит не то, о чем и зачем они пишут, а то, как бы поскорее получить за свою работу деньги. На качество своего творения им наплевать: им кажется, что на экране так много всякой дряни, что их дрянь точно будет не хуже (смеется).
— Основатели кинокомпании Pixar, подарившие миру все части "Историй игрушек", признавались, что придумали этот мультфильм после ваших лекций.
— Они пришли на мою лекцию и стали очень активно все конспектировать. Потом мы вместе пообедали. Они рассказали, что они компьютерщики и что обожают фильмы, но ничего не знают ни о самих фильмах, ни о сценариях. Они даже не верили, что у них получится вообще хоть что-нибудь.
— Откуда такая неуверенность?
— На момент нашего знакомства они сняли всего одну короткометражку, я попросил мне ее показать. Это был небольшой фильм с анимационной лампой в главной роли, она была абсолютно очаровательна, как и ее история. Тогда я сказал этим молодым людям, — Джону Лассетеру, Питеру Доктеру и остальным, — чтобы дальше продолжали записывать, внимательно слушать, и тогда у них все получится. И правда, не так много времени прошло после той лекции, а они уже начали продюсировать свой фильм, который стал первой "Историей игрушек". Хотя они очень переживали, смогут ли игрушки стать настоящими персонажами. Ребята ведь могли с легкостью заменить суть спецэффектами, но они потратили на эту работу около четырех лет, еще полтора года ушло на то, чтобы оживить эту историю на экране.
— А всегда ли вы довольны работами своих студентов? Можете кого-то выделить из огромного списка?
— Я часто критикую своих студентов и учу всегда ставить перед собой большие задачи. Ведь если ты не будешь изначально стремиться к высокой планке — превратишься в проститутку (смеется). А если серьезно, высоко оцениваю работу Питера Джексона, который снял "Братство кольца". Пол Хэггис, еще один мой ученик, был трижды номинирован на "Оскар" и дважды побеждал. Он написал "Столкновение", "Малышка на миллион", "Казино "Рояль". Его манера написания очень реалистична, в отличие от Джексона, который предпочитает фантастику. Другой мой ученик, Голдсман, написал сценарий для "Игр разума". Получается, что я выучил сценаристов, работающих в разных направлениях.
— Весь сценарный мир стремится работать с Голливудом. Как там относятся к сценаристам?
— В Голливуде все молятся на хорошие сценарии, дерутся за них, потому как понимают — режиссеры делают великие фильмы из великих сценариев. Дальше нужен человек, способный перевести отличный текст на киноязык. Ведь если у режиссера нет достойного сценария, он будет снимать нечто в стиле "Бенджамина Баттона" или интеллектуальный, но совсем не увлекательный фильм вроде "Социальной сети". А вообще, невероятное количество сценаристов ушло из кино на телевидение. Американское телевидение сейчас подходит к своему золотому веку, когда сценаристы больше не пишут для кино как сферы искусства; они уходят в "ящик", часто становятся продюсерами и уже сами нанимают режиссеров для экранизации собственных текстов. В результате XXI век становится веком ТВ-шедевров. Мне кажется, эти телеэпопеи будут длиться еще 50—100 часов, а в реальном телепрокате затянутся на 5—10 лет.
— В своей книге "История на миллион" вы позволили себе выдать маленькую слабость: нет ничего лучшего в жизни, чем игра в гольф. Не изменились ли ваши приоритеты с возрастом?
— Нет. Я по-прежнему играю в гольф, когда есть время. Но спрос на мои лекции и договоры на книги, и другие дела захватили всего меня, так что когда я не читаю лекции — пишу книгу, чтобы успеть в указанный срок. Времени на гольф не остается. Но я так хотел бы, чтобы человеческий организм не испытывал усталости, тогда я бы мог вообще не спать, а только играть в гольф.
НАСТАВНИК ГОЛЛИВУДА
Имя: Роберт Макки
Родился:США
Карьера: сценарист
Макки — востребованный преподаватель сценарного мастерства в Голливуде. Его студенты получили 49 премий "Оскар", 168 премий "Эмми", 21 премию Американской гильдии писателей, 17 премий Американской гильдии режиссеров, Пулитцеровскую премию. Среди его учеников: Джулия Робертс, Мег Райан, Пол Хаггис, Дэвид Боуи, Джеффри Раш, Зак Пенн, Дрю Бэрримор, Пит Доктер, Джон Клиз, Дайан Китон. Его ученики являются авторами, соавторами, актерами, продюсерами, режиссерами таких фильмов: "Звездные войны", "Властелин колец", "Гарри Поттер", "Железный человек", "Бэтмен", "Люди Икс", "Великолепный Халк", "Код да Винчи", "Молчание ягнят", "Секс в большом городе", "Отчаянные домохозяйки". Среди компаний, которые пользовались услугами голливудского консультанта, — "Дисней", "Парамаунт", "Фокс", "Warner Brothers" и телеканал "ВВС".