Прогулка по Одессе: байки о Жванецком и счастливые места

На морвокзале проводят показы мод и приходят за благословением в храм святителя Николая

Как говорят экскурсоводы, если Одессу жители называют мамой, то папой все считают одесский морской порт. Когда-то он был базой Черноморского морского пароходства, где трудилось около 30 тысяч человек. И по количеству сотрудников, и по ежегодному доходу (более 14 млрд советских рублей) ЧМП заслуженно называли крупнейшей пароходной компанией мира. Из нашего порта начинались экзотические морские линии Одесса — Бейрут, Одесса — Венеция, Одесса — Марсель, Одесса — Варна, а причалы морвокзала помнят, как встречали из восьмимесячного рейса китобойцев "Славы" и "Советской Украины".

Сегодня портовые старожилы любят травить байки, что в былые годы на одном из погрузчиков даже работал молодой Михаил Жванецкий, который в одну из первых своих смен якобы въехал на многотонной машине в служебное авто начальника порта. Причем в порту уверяют, что этому происшествию даже есть очевидцы. Сам Михаил Михайлович не раз заявлял: "Все это выдумки!".

Реклама

Эскалатор против фуникулера

1_07

Чтобы облегчить жизнь одесситам начала ХХ века, которые ходили в порт и обратно в центр города по нескольку раз в день, инженер Николай Пятницкий соорудил один из первых фуникулеров в Российской империи. Вагончики для подъемника специально заказали во Франции, и каждый из них вмещал в себя 35 пассажиров. Верхнюю станцию на бульваре построили из дерева, а нижнюю, на Приморской улице — из камня. Приблизительно посередине спуска над рельсами возвели мост, который соединял лестницу с окружавшим ее парком. "В таком виде фуникулер простоял 67 лет, перевозя людей за две копейки", — рассказали нам сотрудники подъемника.

Реклама

В 1960-е годы руководство города решило заменить обветшалый фуникулер модным на то время эскалаторным комплексом с 3-копеечным проездом, но и тот спустя несколько десятилетий пришел в негодность. Современный фуникулер отремонтировали в 2005-м.

Мальчик и показы мод

2_05

Реклама

Через дорогу от фуникулера морвокзал открывается павильоном пассажирского комплекса порта, где сейчас располагаются сувенирные лавки, лоток с кофе и акватеррариум. Павильон выводит пассажиров к эстакаде, которая растянулась над железнодорожными путями припортового завода и упирается в площадь со скульптурой "Золотое дитя" в центре. Это самая большая скульптура младенца в мире. Большой пальчик малыша на левой ножке натерт до блеска: его стараются коснуться все девушки, которые хотят иметь детей. Впрочем, по поверью, если коснуться пальца этого дитя и загадать любое желание, то оно обязательно исполнится. Этот памятник появился на морвокзале в 1995 году благодаря скульптору Эрнсту Неизвестному: еще в 1944 году он, будучи бойцом Красной Армии, побывал в Одессе, и его настолько поразил контраст разрушенного города и несломленного духа одесситов, что, став художником, он решил подарить одесситам памятник. Прямо под малышом оборудовали просторный выставочный комплекс, где проходят ярмарки, конференции и показы мод.

Плавающего Дюка загородили

3_03

Сразу за памятником возвышается бывшая гостиница "Кемпински", а ныне "Одесса", которая долгое время не работала. Идея построить гостиницу у морвокзала появилась еще в 1990-е годы, а уже в 2001-м отель распахнул свои двери и считается одним из крупнейших в Украине, а также самым крупным в нашей области. В фонде гостиницы предусмотрено 158 номеров, а на ее строительство потрачено $24,7 миллиона. Впрочем, само 20-этажное здание гостиницы вызывает довольно противоречивые чувства у горожан — одним нравится фотографировать ее на фоне ночного порта и моря (такие изображения стали одним из символов города и часто печатаются на открытках и сувенирных магнитиках), а некоторые пеняют на то, что к отелю неудобно добираться. В свою очередь старожилы сетуют, мол, из-за высотки нынешней молодежи не суждено будет увидеть эффект "плавающего Дюка", а некоторые архитекторы до сих пор считают капитальное строительство у моря — ошибкой.

Жена моряка с "кошками"

4_01

Если смотреть на гостиницу "Одесса", то справа от нее находится памятник жене моряка, которая крепко удерживает в руках ребенка и выглядывает своего возлюбленного. Бронзовая скульптура появилась на Морвокзале в 2002 году благодаря скульптору Александру Токареву. По его словам, для композиции позировала настоящая балерина, правда, позже натурщица перешла на административную работу в горсовет.

Сбоку от морячки, под открытым небом находится музей якорей, где в два ряда друг напротив друга расположились "многолапые железные кошки" и якоря повышенной держащей силы. Есть здесь и экспонаты, которые викинги использовали для своих ладей и применяли в морских боях как абордажные крюки для захвата вражеских суден. Часть якорей переехала на морвокзал в 2007 году из сгоревшего музея морского флота, а со временем коллекцию пополнили экземпляры, найденные подводными археологами-любителями на дне Азовского и Черного морей.

Храм моряков  и путешественников

5

Рядом с музеем якорей расположен храм Святителя Николая, который был возведен во время реконструкции морвокзала в 1993 году. Внешний вид храма необычен, но иконостас и церковная утварь выдержаны в каноническом стиле. К слову, самый первый приморский храм находился в совершенно другом месте и был построен в 1862 году. Но, как случилось со многими церквями, храм не смог пережить революции и был разрушен большевиками. До 1960-х годов на вокзале стояла часовенка, в которой Святой Николай Мирликийский благословлял моряков и путешественников в дорогу. Сегодня же за благословением верующие приходят прямо на морвокзал.

Порт отстроили после войны

6_02

Наша последняя остановка — причал, куда приходят 300-метровые круизные лайнеры. Отсюда виднеется Каботажная гавань порта, а сразу за ней — Практическая, еще дальше — Заводская, Рабочая и Нефтяная гавани. Во время Великой Отечественной войны порт был полностью разрушен. При отступлении немцы заложили заряды и связки авиационных бомб в подвалы зданий, фундаменты, колодцы и ниши у причалов, а все железнодорожные рельсы — заминировали. Подрывы портовых сооружений начались в конце марта 1944 года, когда наши войска стремительно стали приближаться к городу. Однако главная серия взрывов так и не прогремела. Партизаны смогли обнаружить и своевременно перерезать часть дистанционной связи.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять