Летчик-испытатель и автор "кобры" Пугачев рассказал об авиации в СССР

Мы встретились с Героем Советского Союза Виктором Пугачевым в Саках

Летчик-испытатель рассказал, как в 1989 году посадил самолет на первый советский авианесущий крейсер под Саками, как "дебют" торопили, чтобы выдать зарплаты военным, а ему грозили вычесть из получки $5 тыс. за разбитую видеокамеру

Судьба Героя Советского Союза Виктора Пугачева, как и всей российской авиации, которая 12 августа отпраздновала 100-летие, тесно связана с Крымом.

Реклама

"Островский сказал, а я дополнил, — смеется Виктор Георгиевич. — Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы, с мая по ноябрь нужно жить в Крыму, а с ноября по май — где придется!".

С летчиком, отметившим на днях 64-летие, мы встретились в Новофедоровке (Сакский район), где находится военный полигон "НИТКА". Но это сейчас Пугачев здесь отдыхает, а в 1989 году он впервые приземлил Су-33 на палубу авианосца, который находился в 30 км от берега в Евпаторийском заливе.
— Как готовились к ответственному моменту?
— Тренировки шли с 1983 года. Но то решение приняли неожиданно.
— Вы не знали о предстоящей посадке?
— Требовалась целая куча согласований, что заняло бы примерно неделю, дней десять подготовки. А Юрий Макаров (директор Черноморского судостроительного завода) наседал на Михаила Симонова (генеральный конструктор ОКБ "Сухой"): "Посадите самолет на палубу, мне надо скорее сдать корабль военным. Пока вы не напишете, что боевая часть сдана, Минобороны денег не перечислит". Тут же на корабле отыскали печатную машинку и составили эдакий меморандум: мол, мы, нижеподписавшиеся, не против посадки и отвечаем.

890

Реклама

Успех. Несмотря на неожиданный приказ, приземлился на отлично. Фото: из музея сакского авиагарнизона

Я в это время в воздухе, идет обычная работа. Вдруг слышу кодовое слово руководителя: "Работаем по полной!". Не сразу понял. Думаю, если сейчас запросят посадочный вес, значит, не ослышался — точно надо садиться. И в самом деле: "Сколько у тебя топлива?". "24 тонны!" — отвечаю. Они мне: "По полной". "По полной подтверждаю!" — и захожу на корабль. Пара минут — и я на палубе — здравия желаю! Но еще до официальной даты — 1 ноября — мы "катались" по палубе корабля, сделали девять касаний — садились, но не останавливались. И никто не обратил внимания. И только наш фотокорреспондент Павел Маслов поинтересовался: "А что это за следы черные?". Усек и сфотографировал. Мы ему сказали: "Ты молчи, а то начнут задавать глупые вопросы".
— Как отметили?
— Михаил Симонов (генеральный конструктор) думал так — первыми посадили, значит, надо первыми и взлететь. И говорит мне: "Давай собирайся". А народу на палубе. Все качают меня, кричат: "Ну чего ты спешишь, мы самолет сейчас поставим. Там ящик шампанского стоит в каюте капитана. Заночуем, а утром полетишь". Симонов согласился.
— А утром?
— Первый взлет стал прекращенным. Оказался разрушенным отбойный щит. Хорошо, что люди не пострадали.
— Тем не менее испытания преподносили массу сюрпризов?
— О, это история, о которой можно снимать художественные фильмы. Взять приемные троса. Они должны выдержать примерно сто посадок. Долго не получалось. Рвутся и все — то на 20-й раз, то на 90-й. Чтобы понять, что же происходит, решили установить японскую видеокамеру и потом в замедленном виде посмотреть, так как наша техника такой четкой раскадровки не давала. Николай Ларькин, зам главного конструктора по тормозным машинам, ставит этот аппарат ценой $5 тыс. на штатив возле выходного блока. Я говорю: "Трос порвется, снесет камеру!". Не поверили. Захожу на посадку. Зацепил. Потянул. И слышу: "Дзынь!". Трос полетел назад. Камера вдребезги. "Витя, ну что ты сделал! — расстроено кричит Ларькин. — Я тебе начет сделаю по три тысячи рублей за трос и пять тысяч долларов за камеру". Но главное — мы остались без материалов.
— С коллегами из Украины нашли общий язык?
— Надо отдать должное командованию военно-воздушных сил Украины за то, что сохранили уникальный комплекс. Ведь годы были настолько мутные, что можно было все это превратить в груду железа, порезать, продать и положить по $100 в карман, оставив и Украину, и Россию без уникального комплекса. Должна быть заинтересованность в совместном использовании полигона. К сожалению, порой "НИТКА" становится заложником в решении каких-то политических вопросов.
— Наверняка, с первым показом знаменитой "кобры" также связаны интересные истории.
— Был забавный случай. Перед демонстрацией надо получить сертификат, разрешение от дирекции салона (проводился в Париже. — Авт.). И для этого необходимо представить программу в полете. Я показал. И если к текстовой части, где прописан порядок выступления, претензий не было, то после приземления они спросили: "Что это было? Что стряслось с самолетом?". Мы им: "Все по плану. Читайте внимательно. Это заявленный элемент". Они удивились: "Да!? А можно еще раз показать?". Так я им еще три раза показывал. "Какой угол атаки? 90 градусов? Не может быть!". Наконец для перестраховки французы спрашивают: "Сколько раз вы такое делали?". Конструктор не моргнув глазом: "Тысячу!". Тут они сдались и разрешили выступать.
— За вами шпионили?
— Нас снимали открыто. Во время салонов представители различных фирм проводят внешнетраекторные измерения. Некоторые с нами делились. В том числе и с командного пункта. Директор салона по окончании выставки дал мне такую распечатку.
— Вы первым посадили самолет на палубу крейсера, показали "кобру", много лет были летчиком-испытателем. Откуда это стремление к первенству?
— Нестеров пошел на исследования возможностей самолета, сделав петлю. Арцеулов доказал, что можно выводить самолет из штопора. А воздушные тараны, которыми добивались победы над немецкими асами советские летчики? Вы это со счетов не сбрасывайте. Для русской души, непонятной никому, нет преград!

 

Реклама

Изобретатель "кобры"

Имя: Виктор Пугачев

Ро­дил­ся: 08.08.1948 в Таганроге

Советский летчик-испытатель, Герой Советского Союза, установил 13 мировых рекордов. Первым публично выполнил фигуру высшего пилотажа "кобра", которая впоследствии была названа его именем.

В 1966 году поступил в Ейское авиационное училище, где и остался работать летчиком-инструктором. В 1976 году поступает в школу летчиков-испытателей. В 1982 году Виктора Пугачева назначают ведущим летчиком по испытаниям самолета Су-27, на котором устанавливает целый ряд мировых рекордов.

В 1984 году в Николаеве был заложен первый советский авианесущий крейсер "Тбилиси". Секретную подготовку пилотов к приземлению на судне проводили в Сакском районе на полигоне "НИТКА" — специально для этого сооруженной "палубе", один в один похожей на взлетку крейсера. В 1989 году Пугачев впервые приземлил Су-33 на палубу авианосца, который находился в 30 км от берега в Евпаторийском заливе.

В 1989 году на авиасалоне в Ле Бурже Пугачев впервые продемонстрировал всему миру режим торможения с выходом на максимальный угол атаки ("кобра"). Практическая польза в бою — фигура позволяет резко снизить скорость и стряхнуть с хвоста самолет противника.

В 2001 году был избран в Московскую областную думу от партии "Единая Россия", но впоследствии отказался от мандата. Сегодня живет в городе Жуковском Московской области.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять