Российский автор скандального фильма "Украина": "Мы выбрали Крым как пример распада страны"

Константин Семин рассказал нам о катастрофичном сценарии развития наших стран и о том, куда можно сбежать от кризиса, о заговоре олигархов и идентичности русских и украинцев

— Константин, вы как представитель нового поколения документалистов каким видите это кино?

— С точки зрения технологии оно не должно быть телевизионным, не должно быть таким, какое оно сейчас: начитанное закадровым суровым абстрактным голосом диктора (его американцы называют голосом бога), который не терпит возражения. Не знаю, как у вас, но в России это то, что сейчас безальтернативно, мол, если фильм документальный, то выглядеть он должен именно так. И с кого только наши ТВ-менеджеры это срисовывали? В СССР документальное кино так не выглядело. Телевизионная документалистика должна вмещать в себя настоящую жизнь, давать возможность людям говорить и действовать в непридуманных обстоятельствах. Можно показать всего 15—20 секунд грубой жизни без комментариев, но так, чтобы авторское отношение к происходящему было четким и ясным, чтобы автор не прятался за анонимным диктором. Но количество авторского текста должно быть минимальным, повествование должно держаться на фрагментах интервью, чтобы возникало ощущение, что жизнь развивается и складывается на твоих глазах.

Реклама

— Но это ведь всегда субъективно.

— Да. И всегда может быть названо пропагандой: даже если ты показываешь жизнь, все равно — ее смонтировал ты. Ведь интервью — конструктор, его можно собрать по-разному — и смысл будет разным.

— Ваш фильм "Планета Вавилон. Хроники великой рецессии" рассказывает о закономерности и неизбежности кризиса глобализации. Вы показываете картинки безработной Италии и голодной Греции... А снять такое же, но о странах СНГ?

Реклама

— Тема эта никуда не уйдет, но чтобы восприимчивость возросла, думаю, кризис должен в полной мере развернуться и у нас. Мы находимся в эдаком нефтяном пузыре и ощущаем эти толчки не так сильно. Но это придет к нам, безусловно. Потому что Европе рано или поздно и нашу нефть, и газ будет некуда девать. И это уже происходит, потому что главный рынок сбыта — Евросоюз. Кризис никуда не убежит. И мы от него не убежим точно. Наше правительство в очередной раз вернулось к обсуждению вопроса о приватизации, которая когда-то была тем самым инструментом, с помощью которого расчленили, дефрагментировали европейскую экономику. Приватизация остается мантрой неоглобализма, которая не подлежит обсуждению. Во всех экономических институтах учат, что все частное по умолчанию эффективнее государственного. В 2009-м, после съемок фильма об Украине, мы пытались объяснить некоторым людям в Москве, тем, кто с каким-то странным энтузиазмом воспринимал то, что в Януковиче ничего пророссийского нет. Все это бизнес. И ваши олигархи, и наши думают только о своей прибыли. И им совершенно наплевать на Тараса Шевченко и Александра Пушкина. И до тех пор, пока мы позволим в наших отношениях все измерять исключительно деньгами и прибылью, — эта прибыль будет диктовать нам, что делать.

— Расскажите, как делали вместе с Владимиром Меньшовым фильм "Украина", который вызвал неоднозначную реакцию.

— Кому-то померещилось, что мы хотим поиздеваться над Украиной, высветить какие-то ее проблемы, будто таких же проблем нет в России. Но в самом начале фильма мы с Меньшовым говорим, что все эти язвы в одинаковой степени присутствуют и у нас, так что это не попытка посмеяться, а скорее идея показать, что процессы распада одинаковы. Ведь я не обо всех вещах могу говорить на российском материале, поэтому решил показать что-то такое, что было бы настолько же узнаваемым в России, как и в Украине. Так, мы узнали, что в Щелкино на недостроенной АЭС, на блоке химической очистке воды, поселилась семья. На фоне общего промышленного апокалипсиса эти люди живут натуральным хозяйством: выращивают свиней, лошадей, кур. Крым стал эдакой иллюстрацией распада страны. И этой "щелкинской" картинкой мы решили проиллюстрировать деиндустриализацию, через которую Украина и Россия проходят на разных скоростях. У нас это, во-первых, происходит с меньшей скоростью, а во-вторых, есть процесс противодействия распаду, есть какие-то кристаллы сопротивления, в том числе и в государственной власти. В Украине этого не наблюдается. Да, есть народ, который все это тяжело переживает и думает совершенно противоположно правящему классу, но нет даже малой и разрозненной группы товарищей, которые бы пытались эту логику хаоса и распада опровергнуть, и если не повернуть этот процесс вспять, то хотя бы приостановить. Деиндустриализация, через которую прошла Украина, как две капли воды напоминает деиндустриализацию России. Фильмом "Украина" мы хотели показать, что мы одинаковые. Не просто физиологически, потому что люди, но потому, что принадлежим к одному настоящему и прошлому. Различия между нами найти сложно. Мы объединены общей бедой, и чтобы с ней бороться, нужно осознать ее как беду одинаково. Нужно, чтобы мы растеряли последние иллюзии по поводу того, что завтра один из нас вступит в ВТО и построит красивую рыночную лакированную экономику назло соседу или просто так, ради собственного счастья. Фильм в большей степени был ориентирован на российскую аудиторию, а не на украинского зрителя.

Реклама

— Что больше всего запомнилось на съемках крымского эпизода в Щелкино?

— То, как на наших глазах АЭС разбирали какие-то ребята. Очень трогательным был момент, когда семья передавала на камеру приветы всем своим сватьям и братьям, живущим в России.

— В Крыму часто бываете?

— Я был во всех мыслимых странах, куча виз в паспортах, но, к сожалению, с Крымом, да и вообще с Черноморским побережьем, пути пересекались редко. И все чаще по работе. Последний раз, до этого приезда на полуостров, на Черном море я отдыхал в 1991 году. 11-летним мальчиком довелось мне попасть в лагерь "Орленок", который находится в Краснодарском крае. В смену юных корреспондентов попал я как раз в августе, когда развалился СССР. В общем, по-настоящему насладиться Крымом и отдохнуть здесь возможности еще не было. Но в этом году мы решили с женой не ехать за границу, а провести здесь у вас недельку. Кто-то из друзей советует Судак и Новый Свет, а кто-то Евпаторию.

УРАЛЬСКИЙ ДОКУМЕНТАЛИСТ

Имя: Константин Семин
Родился: 16.03.1980 в Екатеринбурге

Этот парень всегда отличался живым интересом ко всему, что происходит вокруг, а также завидным трудолюбием. Ему хорошо давались сочинения и иностранные языки. Хорошая эрудиция и приятная наружность помогли попасть на ТВ уже в 16 лет. В 2001 г. окончил журфак Уральского университета. Был и ведущим федерального выпуска "Вестей", и руководителем корпункта ВГТРК в Нью-Йорке. Успел жениться и стать отцом сына. В 2012-м закончил магистратуру факультета документалистики New York University. Дипломная работа — Don’t Cry For Your Hair удостоилась спецприза на фестивале документального кино IIDF в Греции.

 

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять