Актер Михаил Мельник: "В искусстве я дурной, но зритель-то пришел"

Народный артист Украины, актер, режиссер и сценарист уникального театра одного актера "Крик" рассказал, как ему удается завоевывать зрителя и почему ему наложили 30 швов

Накануне в Украине праздновали День театра. "Сегодня" пообщалась с создателем театра одного актера "Крик" Михаилом Мельником, известным далеко за пределами Днепра и даже Украины. Народный артист Украины в своем театре не только актер, но также режиссер, сценарист, гример и композитор. Билеты на постановки Мельника раскупают за месяцы зрители не только из разных уголков Украины, но и со всего мира.

— Михаил Васильевич, каково 29 лет быть единственным актером театра?

Реклама

— Чтобы понять, нужно пройти через это. Человек привыкает ко всему, даже к тюрьме. Правильней было бы спросить: а как вам 29 лет, как монаху, сидеть в этом подвале (театральная гримерка расположена в подвальном помещении. — Авт.), где нет ни одного окна, ни одного кабинета. С учетом того, что у меня академический театр, только здесь я могу собрать свой коллектив (9 человек. — Авт.). Вот это очень сложно. Ну, нельзя так с людьми… Думаю, если бы не эти подвалы, я, может быть, сделал бы больше.

— Вы помните, когда собрали первый аншлаг? И почему выбрали именно такой формат театра?

— Конечно. Мне так повезло в жизни. Когда я поставил первый спектакль — "Гайдамаки", — он уже тогда собрал аншлаг. Еще в Театре Шевченко (1989 год. — Авт.) я придумал форму, которой нет больше нигде в мире, что один человек может быть и режиссером, и актером и так далее. Я не был согласен с формой искусства в обычном театре: в ней нет ни образа, ни глубины, все наигранно. А мне хотелось сделать украинскую театральную школу с европейскими стандартами, например, ставить Набокова на украинском языке. Тогда я и провел эксперимент, поставил "Гайдамаки" — и собрал аншлаг. В зал на 50 человек пришло порядка 100. Это дало мне веру, что такой театр должен быть и что он будет пользоваться спросом.

Реклама

— Как вам удается справляться с задачами режиссера и актера одновременно?

— В моем случае режиссер и актер — одно целое. Но, безусловно, вверху, там, где голова, стоит режиссер, который дает телу команды, а само тело — актер, которое эти команды исполняет. Пока есть гармония между головой и телом, будет театр одного актера.

— Ваш спектакль "Грех" был удостоен высшей государственной награды — Национальной премии им. Шевченко. Расскажите, как создавали постановку?

Реклама

— Над ним я работал два года, как и над всеми моими спектаклями. "Грех" не стал случайным в моей жизни. Я искал глобальную тему, которая достала бы даже трезвого циника. Когда нашел тему, перенес события в сегодняшний день. Самым важным было найти голос матери (в постановке есть героиня — старенькая мать, голосом которой говорит Михаил Мельник. — Авт.). Очень долго не получалось его изменить. Но, когда у меня наконец-то вышло, он оказался голосам моей родной матери. Потом я повез спектакль на международный фестиваль, где один московский критик не поверил и сказал, что так изменить голос невозможно. Есть механизмы, которые раскладывают голос, но, чтобы этот голос зазвучал, нужно раскрыть душу. Наибольшее впечатление "Грех" оставил в Беларуси: как там рыдали белорусы, я не слышал такого даже на похоронах.

— Зритель может себе представить, как проходят репетиции в обычном театре. А как это происходит в театре одного актера? Как готовитесь к спектаклям?

— Готовлюсь я обычно за день до спектакля. Хожу, продумываю сценарий. Если вы будете на трех одинаковых постановках, то заметите, что все они разные. Даже камень меняется со временем. Человек также. Сегодня — одна амплитуда, завтра — другая. Ты живешь в социуме, тебя трогают какие-то новости; кроме того, у тебя есть своя жизнь, со своими трагедиями, драмами, комедиями. Все это откладывает отпечаток на спектакле. Если он разный — значит он живой. Искусство — сиюминутное, живое. При этом человек платит за спектакль деньги, значит, должен получить больше, чем ожидает. Для меня показатель, если зритель в конце не аплодирует, это значит, что он впечатлен.

img_8467_01

Фото: 49000.com.ua

— В большом коллективе сложно держать под контролем все процессы, куда проще одному человеку избежать неожиданностей во время представлений. Или все же они случаются на ваших спектаклях?

— Безусловно. Бывали и трагичные моменты. Когда я только начинал играть, во время спектакля "Кара" по Николаю Гоголю был момент, где я упал с высоты. Оторвалась специальная зацепка, которая держала меня вверху сцены. Я упал на паркет и приземлился на пятки, отчего у меня в спине сместились диски, я не могу двигаться. Что в таких случаях нужно делать? Наверное, остановиться, сказать, что произошло. Но в искусстве я всегда был дурным, зрители-то пришли. И я снова полез наверх. А дальше была сцена, где мне нужно было прыгать, будто с лошади. Сил уже не было — я не допрыгнул до подставки и снова пятками встрял в паркет. Как я доработал спектакль, не помню. Но зритель был в шоке.
Второй раз трагедия произошла во время спектакля "Парфюмер" по Патрику Зюскинду. Тогда у меня на сцене был большой стеклянный аквариум, внутри которого находился килограммовый стеклянный шар. Я выливал из него воду туда, куда ее выливать было нельзя. Но так придумал художник, и я это делал. И когда я размахивался, этот тяжелый шар оторвался от дна аквариума, отлетел к стене, тем самым разбив стеклянную емкость. Когда добавили свет, все увидели, что у меня из руки струей бьет кровь. Если говорить о театрализации, то это было очень красиво — это пришлось как раз на конец первого действия. Но продолжать я уже не мог: меня отвезли в больницу, наложили тридцать швов.

— Как вы подбираете репертуар и с кем советуетесь во время подготовки спектакля?

— Ставлю только то, что меня цепляет. Важно, чтобы тема была актуальна, выбирая тему, я определяю, проходил я ее или еще нет. Бывает такое, что ты думаешь, мол, эта тема важная, но будет ли она интереса зрителю? На премьеру придет 100 человек, скажут, хорошо, но больше не придут. А советуюсь со своими женами, бывшей и нынешней, с коллективом. Но последнее слово все равно остается за мной. Хотя к критике я всегда относился с болью, потому что знаю, сколько над материалом работаю, что хочу им сказать.

teatr_krik9

Фото: wikipedia.org

— Как вам удается включаться в реальную жизнь, когда выходите из театра?

— На спектакле, словно во сне, ничего не помню. Потом спрашиваю у жены, как все прошло. Первым делом, когда приезжаю домой, включаю телевизор, смотрю новости. Мне же нужно быть в курсе событий, чтобы потом переносить их в спектакли.

— Михаил Мельник — он кто?

— В каждом имени и фамилии заложен свой код. Мой код записан еще в доме моих родителей в селе Беево-Коммуна. Сейчас, когда село исчезло, но в нем остались только дома, его переименовали в честь вашего покорного слуги. Теперь оно называется Мельниково. Мог ли я об этом думать, когда ребенком пас коров?

— Ну и напоследок вопрос, на который вы обычно не отвечаете. Почему же театр называется "Крик"?

— Жизнь — как манок. В каждом спектакле я ставлю себя на место главного героя. Создание образа не означает, что я надеваю маску. Образ — мое поведение в тех обстоятельствах, в которые я попадаю. Это мой "Крик".

Ранее мы писали, что умерла старейшая советская актриса с украинскими корнями.

Также напомним, что в Одессе появится двор-театр.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять