Реклама лекарств: чему верить?

Только инструкция к препарату может рассказать, сможет ли он вас вылечить.

Как мы уже сообщали, Антимонопольный комитет Украины оштрафовал на 1 млн гривен компанию Boehringer Ingelheim GmbH & Co KG за недобросовестную рекламу препарата "Лазолван". По словам начальника пресс-службы АМКУ Богдана Якимюка, рекламный телеролик вводил потребителей в заблуждение: "В рекламе звучали слова: "Кашель вилікує вам, звільнить подих "Лазолван". У потребителей складывалось впечатление, что этот препарат лечит заболевания дыхательных путей. На самом же деле он лишь смягчает симптомы простуды, облегчая отхаркивание".

К чему это могло привести? "Допустим, человек кашляет потому, что страдает туберкулезом. В расчете на излечение от кашля, который сулит реклама, он может приобрести "Лазолван" и принимать его месяц, два. Но результата не будет", — объясняет руководитель "Держфармцентра" МЗ Украины Виктор Чумак. В результате состояние здоровья больного может ухудшиться.

Реклама

СОВЕТ ПОСТРАДАВШИМ. Виктор Сердюк, вице-президент Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов, всем дает совет: "Если кашель продолжается больше 3-х недель, то он может быть симптомом туберкулеза. Думаю, неплохо было бы упоминать об этом и в инструкциях всех сиропов и лекарств от кашля. В этом случае нужно обратиться к врачу. Что еще важно знать: туберкулез излечим, но только при правильном лечении".

ПО СОСЕДСТВУ С "ЛАЗОЛВАНОМ". Некорректной рекламы лекарств немало. По мнению Виктора Чумака, 80% того, что рекламируется, — просто ерунда. Виктор Сердюк привел нам еще несколько примеров рекламы, которая может восприниматься неоднозначно и прокомментировал, как именно.

"Мезим — для желудка незаменим". Во-первых, пациент может подумать, что этот препарат действительно нельзя ничем заменить. Между тем существуют аналоги, похожие по составу и идентичные по действию, поэтому он вполне заменим. А во-вторых, это лекарство помогает не желудку, а поджелудочной железе, т. к. содержит ее ферменты, а не желудочные. И начинает действовать оно тоже только в кишечнике.

Реклама

"Утрожестан" — надежный спутник вашей беременности". Такая надпись нанесена на обменную карту в одном из киевских роддомов. У будущих мам может сложиться впечатление, что, для того чтобы беременность прошла хорошо, нужно принимать этот препарат. Между тем это гормональное лекарство, которое можно принимать только по рекомендации врача после исследования.

"Препарат "Шилентин" пошел в успешное наступление против рака". В рекламном блоке этого средства от известного телеведущего Юрия Николаева звучат слова, что благодаря ему он избавился от рака. Складывается впечатление, что, для того чтобы избавиться от этой онкоболезни (а также многих других, о которых говорится в рекламе), достаточно принимать это средство. Между тем "Шилентин" зарегистрирован как БАД, а значит, он не может лечить.

ПРЕПАРАТ ИЛИ БАД? По словам Виктора Чумака, в половине рекламных роликов под видом медпрепаратов пиарят БАДы. В чем здесь подвох? Дело в том, что препараты — это средства, которые доказали свою эффективность при лечении болезней (были проведены серьезные официальные исследования и есть задокументированные результаты). В то время как БАДы могут только способствовать излечению (в составе комплексной терапии), а не лечить сами. "Таким образом, писать, что БАДы от чего-то лечат, нельзя, это тоже недобросовестная реклама", — говорит руководитель "Держфармцентра".

Реклама

КАКОЙ ВЫХОД?

Жертв недобросовестной рекламы в Украине множество. "Каждый день нам приходят сотни писем с жалобами на те или иные средства, — говорит Виктор Сердюк. — Люди покупаются на красивые рекламные обещания, рассчитывают на выздоровление, а в результате остаются со своим болячками". Мы поинтересовались у специалистов, какой может быть выход из сложившейся ситуации. "Чтобы такие истории, как с "Лазолваном", больше не повторялись, нужно согласовывать рекламу препаратов с Минздравом", — говорит руководитель "Держфармцентра" Виктор Чумак. Вот реакция фармпроизводителей. "Это нормальная практика, она существует во многих западных странах, — говорит Марко Лаврух, PR-менеджер компании "Фармак". — Главное — чтобы не возникало бюрократических проволочек и задержек". Услышали мы и более радикальный совет. "Нужно запретить рекламу препаратов. Лекарства должны отпускаться аптекарем только по рецепту врача", — убежден Виктор Сердюк. С ним категорически не согласен Юрий Чертков, руководитель "Агентства Медицинского Маркетинга". "Реклама должна быть, — говорит он. — Ведь нередко пациент сам обращает внимание врача на эффективный препарат".

3 ОСНОВНЫХ ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ

Пока не произойдут перемены наверху — с Законом о рекламе — воспользуйтесь советами, которые дали наши эксперты. Они помогут вам обезопасить себя от ошибок в приеме лекарств.

Не занимайтесь самолечением. У пациента всегда меньше сведений о том, как нужно лечить разные болезни, чем у врача. Тем не менее всегда находятся люди, которые, увидев яркий рекламный плакат, идут в аптеку и покупают рекламируемое лекарство, не посоветовавшись с медиком. А вдруг поможет? Выгоднее для здоровья и кошелька сначала проконсультироваться с врачом и принимать только то, что порекомендует он.

Внимательно изучайте инструкцию. Имейте ввиду, что правда о средстве — это только то, что написано в инструкции к нему, а реклама — нередко лишь полет фантазии. По ней же можно определить — медпрепарат вы держите или БАД. Если там написано: "Утверждено приказом Минздрава" — и есть номер регистрационного удостоверения, то это лекарственное средство. Если же там написано: "Вывод санитарно-гигиенической экспертизы", — то это БАД.

Покупайте лекарства только в аптеках. Если же вам предлагают приобрести что-либо не в этом учреждении, а, скажем, в кабинете "специалиста", то 100%, что это будет БАД. При покупке не забудьте взять чек и хранить его. Вместе с рецептом, закрепленным печатью медучреждения, врача и его подписью, в случае суда он может быть средством, подтверждающим ответственность медика за неправильное лечение.

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять