"Как вы думаете, какова минимальная цена недельного круиза?" — решила я поинтересоваться у своих знакомых. Абсолютное большинство назвало сумму в 1000 евро: в наших головах прочно засел стереотип о том, что круиз — это дорого. На самом деле недельный тур на борту современного лайнера может стоить всего 300 евро. Правда, вместе с портовым сбором он потянет на 370—430 евро, но все же такая цена не кусается. Естественно, заплатив такую сумму, жить вы будете в самой дешевой каюте — внутренней, без окон, — но вне ее стен в вашем распоряжении все прелести круизной жизни. С ними удалось познакомиться и корреспонденту "Сегодня", который отправился в путешествие по маршруту Одесса-Венеция.
ОРГМОМЕНТЫ. Просмотрев перед поездкой прогноз погоды, я озадачилась: сколько же вещей с собой брать? В Одессе, откуда стартовал круиз, прогнозировали +15, в первом порту, куда мы заходили, румынской Констанце, +10, в греческой Спарте — +28, а в Венеции — последнем пункте нашего путешествия — +18. Еще необходимы вечернее платье — для капитанского приема (для мужчин — темный костюм и галстук), наряды для ужинов в ресторанах. В общем на семь дней поездки пришлось брать самый большой чемодан. Ожидая посадку на лайнер (поезд "Киев—Одесса" прибыл в шесть утра, а круиз начинался в час дня), я все это добро оставила в камере хранения на морвокзале и отправилась гулять по Дерибасовской. Вернулась, как и положено, за 3 часа до отправления лайнера (посадка заканчивается за час), прошла таможенный контроль на морвокзале (процедура заняла где-то полчаса), отдала багаж носильщикам (предварительно наклеив на него багажную бирку, которую выдали вместе с круизным билетом) и поднялась на борт лайнера, где и зарегистрировалась на круиз (в ряде портов регистрация проходит в порту). Процедура та же, что и в аэропорту: нужно предъявить билет и загранпаспорт (на время круиза он все время должен быть на ресепшене). После этого на руки мне выдали круизную карту (она же и ключ от каюты, и пропуск, и средство расчетов на борту, на нее нужно положить 150 евро) и сфотографировали для базы данных. Все: можно идти в свою каюту и ждать отправления лайнера там. Правда, на этом формальности не заканчиваются, поскольку еще до отплытия проводят инструктаж по безопасности. Вначале нам показали, как надевать жилет, а потом провели к тому месту, где надо собираться в случае сигнала тревоги (мест таких на лайнере несколько, какое ваше — определяет буква на жилете), и вывели на открытую палубу к шлюпкам. Объясняют все на шести языках: английском, немецком, французском, итальянском, испанском и португальском. Если не владеете иностранным, тогда лучше выбирать круиз, где есть русскоязычная группа. Правда, у разных туроператоров в это понятие заложены разные услуги. У одних это означает, что программа дня и другая важная информация в каютах, меню в ресторанах, береговые экскурсии — будут на русском. У других — только то, что вы окажетесь на борту в русскоязычной компании. Мне повезло — у меня был первый вариант. А потому после инструктажа меня ждала встреча с русскоязычным представителем туроператора, которая ответила на наши вопросы о правилах жизни на лайнере. Вот на этом все формальности были закончены — мо жно было начинать наслаждаться отдыхом.
МЕСТО СИЛЫ. Первым делом я по достоинству оценила свою каюту — небольшую, 16 квадратных метров, но очень уютную. Две кровати были поставлены рядом, но при необходимости их можно было раздвинуть. Также в каюте были диван, стулья, столик, зеркало — обычный набор гостиничных номеров. От номера каюта ничем не отличалась, если бы не морской ветер, врывающийся в открытую дверь балкона, и вид, открывающийся с него. Кстати, при бронировании круиза уточните, с какого борта какие берега будут видны. Этот совет неактуален, если вы закажете внешнюю каюту с пометкой "с ограниченным видом" — это означает, что виду будет что-то мешать (например, спасательная шлюпка). А вот что касается помех в виде шума, то благодаря отличной шумоизоляции близость каюты к лифту это скорее плюс. Также все каюты расположены выше ватерлинии, то есть жилых помещений рядом с машинным отделением, как это было на старых судах, на современных лайнерах нет.
ДЛЯ ДУШИ И ТЕЛА. Но как бы хорошо ни было в каюте, сидеть там постоянно — преступление. Ведь на борту лайнера кипит жизнь. Во время ходового дня (когда весь день в море) можно поучиться танцевать сальсу, погреться в джакузи под открытым небом, поплавать в бассейне, если позволяет погода (воду качают прямо из моря и ее не подогревают), поиграть в теннис, сходить в 4D-кинотеатр или в магазин duty free. Если же есть высадка на берег, то можно заказать экскурсию (они не входят в стоимость круиза, их можно приобрести на борту лайнера или заранее заказать по интернету) или самостоятельно прогуляться по городу. Ну а каждый вечер, после ужина, в театре на лайнере устраивают представления: это может быть концерт классической музыки, исполнение мировых хитов, выступление фокусников, акробатов и т.п. Программу можно узнать из бортовой газеты, которую каждый вечер в каюту приносит стюард. В общем, на борту лайнера не соскучишься, особенно если речь идет о большом современном судне. Ведь чем оно больше, тем шире набор развлекательных услуг, да и качка ощущается меньше. Кстати, официальной "звездности", как у отелей, у лайнеров не существует. То есть нет каких-то норм, благодаря которым это судно получает 5 звезд, а это — 4. Туроператоры сами присваивают звезды. Поэтому важно знать, на что еще, кроме размера, нужно обратить внимание при выборе лайнера. Это, прежде всего, год постройки: чем лайнер новее, тем более он технологически продуман и тем комфортнее здесь будет отдыхать. Также узнайте, сколько человек будет обслуживать отдыхающих. На борту нашего лайнера на 3000 пассажиров приходилось 2000 человек обслуживающего персонала.
Благодарим за приглашение в пресс-тур компанию PAC GROUP