Владимир Васильев: "Я не считаю себя гениальным танцором"

Всемирно известный хореограф во время своего визита в Донецк рассказал "Сегодня" о том, как босым пришел на танцы после войны, какие роли не любит и почему перестал ходить в церковь

— Владимир Викторович, помните свой первый танец, вообще — как все начиналось?

— Об этом можно написать целую книгу. А вообще — совершенно случайно: в 47-м я пошел во второй класс, и как-то гулял во дворе, вышел мой товарищ Слава и говорит: "Вовка, пойдем в дом пионеров, я там занимаюсь танцами". Ну я и пришел, абсолютно босой. Но меня поразила учительница — удивительная женщина. Мы же были дети дворов, после войны, а здесь явилось такое волшебное создание. У нее была потрясающая прическа, ее сопровождал аромат духов, и мне показалось, что вышла какая-то богиня. И она нас начала учить вальсу. Знаете — первый танец, а для меня это действительно оказалось просто. А после, как закончилось занятие, она всех отпустила, а меня попросила остаться, чтобы показать другой группе, как правильно нужно танцевать вальс. Я был просто потрясен: первое занятие — и мне сразу предложили такое! Потом еще было много чего, она вызвала мою маму, рассказала, что у меня талант, я поступил в хореографическое училище, там познакомился с моей будущей женой Катей Максимовой. Но знаете, даже если бы не тот случай, все равно занимался бы искусством.

Реклама

— На протяжении вашей карьеры были десятки ролей, можете сказать, какая была ближе всего душе?

— Трудно сказать. Могу назвать лишь две самые, которые я сильно не любил: одна — это голубая птица в "Спящей красавице", а вторая — юноша в балете "Шопениана". Я их просто ненавидел — в них не было какого-то развития: ну что, ну голубая птичка, ну порхает и порхает. Эти две роли меня просто абсолютно не цепляли.

— Если вспомнить всемирно известного "Спартака" в вашем исполнении, за которого вы получили Ленинскую премию в 1970-м, чем для вас была эта роль?

Реклама

— Она больше была философская. Вся прелесть этой роли в том, что при всей могущественности Спартака, у него были слабости. Мне всегда нравились роли, в которых много полутонов, когда образ соткан из множеств "да" и "нет". До меня ведь много кто танцевал Спартаков — а я его старался подать с какой-то особенностью. Наверное, у меня это получилось.

— А вообще, какие роли вы считаете наиболее удачными?

— За всю жизнь я станцевал много спектаклей, даже не скажу, сколько именно, но ни один меня никогда не удовлетворял, по крайней мере — мое выступление. Знаете, никогда не оставалось такого чувства: "Боже, я сделал это просто здорово!". Всегда было — то в первом акте что-то не так, то во втором. В другом спектакле вроде и все получилось, а вот какого-то слияния с музыкой не было. Не знаю, наверное, художник всегда должен оставаться неудовлетворенным. Вообще, я себя никогда не считал гениальным.

Реклама

— В советские времена вы много ездили за границу, было немало предложений остаться там, никогда не думали переехать?

— Я не думал даже об этом. В те времена... Это сейчас просто, а тогда это был бы выбор другой жизни. У меня просто никогда это в голове не укладывалось, да и у жены, с которой я танцевал всю жизнь, — тоже. Да, мы понимали, что там могли бы иметь гораздо больше благ, чем в СССР. Но мы не могли бросить людей, которые нас воспитали и которые нас обожали и любили, — вот и все!

— У вас множество наград — какая самая любимая?

— Я ни разу их не надевал — их очень, очень много. Наверное, все мои награды можно будет увидеть, когда меня уже понесут. Я просто к наградам человек привыкший, они не есть для меня сама цель.

— Вы сейчас занимаетесь поэзией, пишете картины. Но никогда их темой не становится балет, почему?

— Балет занимает всю мою жизнь, и все мое творчество было посвящено только ему. Картины и поэзия... Наверное, это мой такой "выхлест" того, чего я не делал раньше, и все это появилось, когда я закончил танцевать. Это иммунитет для меня — воплощать себя в стихах, живописи. Я вот утром проснулся в шесть, а когда пришла помощница, я уже написал четыре этюда. Просто по памяти. Например, изумительный остров, который я видел недавно в Красноярске.

— Но вы ведь вернулись на сцену, на фестивале в Донецке поразили всех своим выступлением под балладу Шопена.

— Если честно, еще год назад и не думал, что выйду на сцену. Но так получилось, стечение обстоятельств. И смерть жены, и точное попадание в эту балладу Шопена...

— Вам недавно исполнилось 70, каково сейчас танцевать?

— Знаете, каждое выступление — это очень тяжело, устаешь, но это так волнительно. Семьдесят лет... мне раньше казалось, это такие дряхлые старики, а вот сейчас я не ощущаю на себе тяжести возраста. Конечно, я не могу быть настолько быстрым, ловким, настолько энергоспособным, как 20-летние. Но стариком себя я не ощущаю.

— Вы часто говорите про обстоятельства, о провидении свыше. А в чем ваша вера?

— Я даже не знаю. Я верующий человек, безусловно, но главный вопрос — в церковных ритуалах. Когда я был маленький, меня мама водила в церковь, причащаться. Я смотрел на жизнь Иисуса Христа на фресках. И с годами, когда все больше и больше стали обуревать вопросы: а почему? а зачем? — я все меньше стал ходить в церковь. И сейчас я очень редко туда хожу. Скорее всего, это потому, что, приходя из храма, я не обретаю покой. Я не могу обращаться с самым сокровенным к Высшему Божеству, когда вокруг толпа людей. Наверное, это с детства идет. С ужасом вспоминаю, когда только повернусь чуть в сторонку в храме — а старушки так злобно шипят: "Мамаша, что же вы не следите за ребенком, вертеться здесь не принято".

— Владимир Викторович, я знаю, что у вас есть и свое особое отношение к богатству человека, это откуда?

— Я не понимаю самого определения — богат или беден. В материальном плане, по сравнению с кем-то, я сказочно богат, по сравнению с миллионерами — беден. У меня никогда не было тяги к деньгам. И, знаете, мне часто хочется сказать людям, которые мало получают, но гораздо талантливее многих: "Ребята, да плюньте вы на этих богачей, потому что они потом будут за счастье почитать, готовы будут отдать миллионы за то, чтобы просто рядом с вами посидеть".

"Русский бог" живого танца

Владимир Васильев советский и российский артист балета, хореограф, педагог. Народный артист СССР. В 1958 году окончил Московское хореографическое училище и стал солистом балетной труппы Большого театра, где проработал больше тридцати лет. С 1971 выступает в качестве хореографа, поставил целый ряд балетов на советской и зарубежной сцене, а также телебалеты "Анюта" и "Дом у дороги". Снимался в фильмах-балетах. В 1982 окончил балетмейстерское отделение ГИТИСа, в 1982—1995 преподавал там же хореографию. За годы карьеры Васильев станцевал практически все ведущие партии классических и современных балетов, среди которых Базиль ("Дон Кихот" Минкуса), Петрушка (одноименный балет Стравинского), Щелкунчик (одноименный балет Чайковского), Спартак (одноименный балет Хачатуряна), Ромео ("Ромео и Джульетта" Прокофьева), принц Дезире ("Спящая красавица" Чайковского).

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять