Николай Цискаридзе: "Между столиками в ресторане танцевать балет невозможно"

Знаменитый артист балета России, выступив в Донецке, рассказал "Сегодня", как помог отремонтировать вокзал, когда собирается проститься со сценой, почему считает себя крутым танцовщиком и зачем ему пенсия

— Николай, вы не в первый раз на "Звездах мирового балета" в Донецке. Какую оценку можете поставить фестивалю?

— У вас сложная ситуация с балетом, и без дотаций его жизнь невозможна. Это не искусство массового зрелища, в котором можно срубить "бабки", и то, что такой фестиваль существует 17 лет — это геройство. Меня вообще всегда протрясают такие вещи, это безумно сложно. Надо созваниваться со всеми артистами, их уговаривать, доставать деньги, распространять билеты — это все очень муторно.

Реклама

— Вас тоже пришлось уговаривать?

— Конечно, но не потому, что я такой капризный. Я работаю в репертуарном театре, и у меня есть расписание. Когда я его получаю, мне нужно рассчитать свои силы. Когда я приезжал в 1998 году и был молодым мальчиком, я мог прямо с самолета станцевать трехактный спектакль. Сейчас это тяжелее, вдобавок я еще отяжелен всякими регалиями. И когда приходит зритель, и я не оправдаю его надежд, мне будет очень стыдно. Так что мне просто нужно рассчитывать свои силы.

— Вы чувствуете себя "крутым" артистом?

Реклама

— Конечно. Моя "крутость" выражается в чем угодно. Если вы напишите мою фамилию в театральной афише любого города России — у вас будет полный зал, и продадутся все билеты.

— А популярность помогала в чем-то?

— Да, много раз. Например, в Твери после выступления вышел губернатор на сцену, говорит: "Ну приезжайте еще!". Я ему честно ответил: "Не приеду, пока вы не купите пол для театра, потому что его просто нет!". И вы не поверите — через месяц его купили. Еще где-то было, и губернатор обратился с похожим предложением приезжать чаще. А я ответил: "А че к вам приезжать — мы пока от поезда дошли до машины, едва не утонули. Вы зайдите на вокзал — там же ужас!" И через некоторое время мне рассказали, что на вокзале сделали ремонт.

Реклама

— Ну а лично для вас — регалии становились полезными?

— Знаете, я когда оформлял пенсию, мне выдали книжечку такую толстую, и там за каждую награду полагаются льготы, но можно было выбрать только за одну награду. Хотелось бы, конечно, вдвойне. Ну а если серьезно, то нет.

— А на что тратите пенсию?

— Я ее вообще ни разу не получал. Пенсию оформил только потому, что она мне полагается от государства. Когда пришел этот возраст, я сказал так: "Это по крайне мере бесплатное посещение музея, это бесплатный проезд в транспорте, в том числе в электричках".

— Николай, получается, вы уже заслуженный пенсионер, что заставляет вас работать?

— Вы не поверите, но я никогда не хочу работать. Я очень ленивый человек. Просто есть режим. Вот так с детства к нему приучили встать, почистить зубы, застелить кровать и идти на урок классики. Да, в какой-то момент, я скажу: "Стоп, не хочу больше!" В детстве как-то я маленьким попал на один большой правительственный концерт, где выступали все самые великие артисты СССР. У меня осталось тогда ужасное воспоминание. В программе я читал известные имена и регалии, а на сцену выходили старые дяди и тети с жутко покрашенными волосами, изображающие ревность и страсть — и только несколько человек соответствовали своим персонажам. Меня это так напугало тогда, что я понял: "Не хочу я так".

— И в каком же возрасте артист должен уйти со сцены?

— Артист балета со сцены должен уходить тогда, когда он еще несмешон. У каждого есть свои ресурсы. Да, кто-то может выглядеть отлично и в сорок, но двигаться на сцене хорошо уже не в силах, а бывает наоборот. Знаете, я записываю каждый спектакль и после внимательно просматриваю его. И это не потому, что я себя так люблю — я слежу за собой, выслушиваю каждое замечание, сам ищу свои ошибки.

— То есть раскладываете все по полочкам?

— Понимаете, есть очень много людей, которые хотят похвалить или бросить в вас камень. По большому счету мне безразлично, и не потому, что я не уважаю чью-то позицию, — я просто сам могу посмотреть и сказать: я совсем идиот или еще ничего.

— Как думаете, чем бы вы могли заняться, скажем, лет в 70?

— Если жизнь мне позволит и у меня будут средства на хлеб и хорошее масло — я никогда не буду работать. В идеале хотелось бы небольшой домик на Лазурном берегу около моря и никаких проблем. Я не хочу искусства, никаких дрязг. Хотелось бы, чтобы ко мне ездили только те люди, которых я рад видеть. Честно, я не понимаю, людей, у которых есть деньги, и они дальше рвутся к деятельности.

— Уже откладываете на этот домик?

— Поверьте, искусством на домик не заработаешь. Не в наше время. Это просто моя идеальная мечта. Я не знаю, что будет завтра, да у меня есть примерное расписание, но…

— Получается, что человек с вашим именем и не может позволить себе домик на берегу моря?

— Я человек, выросший в коммунальной квартире. Когда я был юным артистом уже со званиями, я продолжал жить в "коммуналке". Когда западные журналисты стали снимать обо мне фильмы, они заходили ко мне в квартиру — у них был шок. Даже сюжет уже поворачивали в другую сторону — о том, в каких нечеловеческих условиях живет человек, который танцует перед президентами и королевами. Но лично меня это никогда не шокировало — я в этом вырос. Например, когда в Москве проходят государственные праздники, перекрывается весь центр, и мне приходится ездить в театр на общественном транспорте. Некоторые говорят: "Как, как ты в нем ездишь?" Да нормально, классно. Ну такое время, ну что сделать.

— А было такое, что хотелось топнуть ножкой, мол, я же живу в "коммуналке"?

— Я топал иногда, но топать можно до определенного предела. Ну сидит толстый, обрюзгший дядя в своем кабинете, ну разве он вас поймет?

— Часто есть возможность подзаработать на корпоративах?

— Ну как… между столиками станцевать балет невозможно. Хотя если есть неплохая сцена, верите, иногда такие суммы называют только за то, чтобы я появился и что-то станцевал — становится аж приятно. Не всегда есть на это время. Как-то мне звонили из Нью-Йорка с предложением станцевать что угодно, а за это предлагали $100 тыс. У меня в этот день был концерт в Большом театре, где я уже танцевал за совершенно другие деньги.

— Не хотелось просто плюнуть и уйти?

— Я не шел в балет на заработок за огромными деньгами, я просто хотел прорваться в эту сказку. Я живу театром, вот и все.

Максим Скичко

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять