Интервью с экс-участником ансамбля "Верасы" Александром Тихановичем:"Усы разрешали лишь грузинам и "Песнярам"

Известный музыкант — о своем шумном дне рождения, 40-летнем браке, обещании не употреблять крепких слов, работе с легендарным Джоном Ридом и о том, как менял внешность ради "Голубого огонька"

Имя: Александр Тиханович
Ро­дил­ся: 13 июля 1952 в Минске (Беларусь)
Карьера: Народный артист Беларуси, бывший участник ансамбля "Верасы"

Александр Григорьевич окончил духовое отделение Белорусской консерватории. В 1970-х годах был участником популярного ВИА "Верасы". В ансамбле играл на бас-гитаре и трубе, исполнял вокальные партии. Участницей ансамбля была и Ядвига Поплавская, ставшая впоследствии женой Тихановича. После победы на конкурсе "Песня-88" с песней "Счастливый случай" вместе с Поплавской создал дуэт с одноименным названием. В 1988-м вместе с женой организовал Театр песни Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича. Сыграл главную роль в мелодраме "Яблоко Луны".

Реклама

Их дочь, 35-летняя Анастасия Тиханович, пошла по стопам родителей (13 лет назад она родила им внука Ваню) и выступает на сцене.

— Александр Григорьевич, поздравляем вас с днем рождения (в июле артисту исполнилось 64 года)! Как отметили?

— Спасибо за поздравления! Знаете, я уже много-много лет традиционно отмечаю день рождения на "Славянском базаре" (концерты проходящего сейчас в Витебске фестиваля можно увидеть на телеканале "Интер". — Авт.). Мы всегда хорошо собираемся, я много кого приглашаю — друзей, коллег, ведь в Витебск в эти дни много кто приезжает. В городе есть одно артистическое кафе, вот там мы все и встречаемся. Это всегда очень шумно, весело, будто и не идут все эти годы!

Реклама

— Раньше вы частенько пересекались с Аллой Пугачевой. Сейчас хоть общаетесь?

— Да, мы ведь когда-то — давно это было! — участвовали в одном конкурсе артистов эстрады, там и познакомились. Виделись потом неоднократно на съемках и всегда очень тепло здороваемся, где бы ни встретились. Кстати, в том и прелесть "Славянского базара", что он сводит нас всех на одной площадке, в том числе и с Аллой Борисовной. Она же такая женщина!

— Когда готовилась к нашей беседе, нашла интервью 12-летней давности, где вас автор описал "вечно молодым и любовью пьяным". Как бы вы сами себя описали сейчас?

Реклама

— Ох, как хорошо сказано! (Смеется.) А ничего ведь не изменилось. Я себя на тот возраст, что в паспорте записан, вообще не ощущаю, и слава Богу. Да, с полной уверенностью могу признаться, что я все еще молод и еще как опьянен любовью (улыбается). Именно она дает силы и молодость.

new_image4_98

Дурачатся. На вечеринке с дочкой Настей и Михаилом Боярским.

— Кстати, 2016 год для вас — юбилейный: вы со своей супругой Ядвигой Поплавской вместе уже 40 лет. Помните, когда впервые поняли, что Ядя — ваша вторая половинка? Или у вас чувства развивались постепенно?

— Отлично помню, что это была именно любовь с первого взгляда. К тому времени, как мы впервые встретились, я уже был более-менее популярным музыкантом. Когда в 1973 году отслужил в армии, сразу пошел играть в ансамбль "Минск", где выступали уже известные на тот момент белорусские музыканты — Валерий Дайнеко, который потом ушел в "Песняры", Василий Раинчик, которой через некоторое время стал руководителем в "Верасах". Кстати, свое патриотичное название "Минск" мы получили благодаря группе из Америки Chicago. Она играла в стиле джаз-рок, это нам очень нравилось, поэтому мы тоже начали играть в таком направлении. Но, сами понимаете, какой джаз-рок с названием "Минск" мог быть в Советском Союзе? Как только группа стала набирать серьезные обороты, кто-то написал в Минкульт гневное письмо, мол, эта музыка нам чужда, она не несет ничего хорошего. На обращение отреагировали оперативно, и нас вскоре закрыли.

Потому я как раз был в поиске нового коллектива. В это время "Верасы" уже действовали несколько лет, правда, исключительно девичьим коллективом. Все девочки учились в консерватории и были хорошими музыкантами, но со временем решили добавить и мужчин. Однажды я попал на их репетицию, и мне сразу невероятно понравилась Ядя Поплавская. Очень хрупкая, вся такая сосредоточенная... Я понял, что это она. И все эти годы доказали мне, что я не прогадал: она — мой ангел-хранитель.

— То есть пошли в "Верасы" из-за любви?

— Тогда как раз государственная филармония предложила мне поработать в коллективе народного артиста Белоруссии Виктора Вуячича — это было очень престижное предложение. Но я ответил, что хочу играть только в "Верасах". Во-первых, из-за Яди — очень хотел быть к ней ближе. А во-вторых, с таким составом мне показалось, что у нас весьма неплохие перспективы.

— Вы сразу покорили ее сердце?

— Нет, конечно. Как она сейчас говорит, сначала я ухлестывал за ее подругой, тоже девочкой из коллектива, а лишь потом — за ней. Но на самом деле я просто таким образом пытался к ней пробраться. Она же вся была в музыке, никаких парней! А потом, мало помалу, после репетиций то в кино, то в кафе. В ноябре 1976 года мы поженились.

new_image3_111

С Александром Барыкиным. Дружили даже "палатками".

— А правда, что Ядвига вам поставила ультиматум: выйдет за вас замуж, только если вы перестанете материться?

— Чтобы вы понимали, я закончил Суворовское военное училище. И знал очень много различных анекдотов со всеми этими словечками. Ну а она относилась к людям музыкальным, высококультурным (улыбается). И да, Ядя мне так и сказала: выйду замуж, если поступишь в консерваторию и перестанешь материться! Я и сам поступить хотел, чего уж. Ну и изъясняться заодно перестал.

— Вы застали то время, когда на советском ТВ была строгая цензура: артистов заставляли менять стиль, потрясающие номера вырезали из эфиров потому, что это могло показаться инакомыслием. Вы сталкивались с такими явлениями?

— По поводу стиля было дело. Как-то заставили даже усы сбрить! Правда, это было лишь однажды, в 1976 году. Мы тогда приехали сниматься в "Голубом огоньке". И меня чуть ли не в приказном порядке заставили сбрить усы. Председатель "Гостелерадио" Лапин тогда отрезал, что с усами можно ходить только грузинам да группе "Песняры". Поскольку на кону стоял такой ценный эфир, пришлось подчиниться. Потом посмотрел запись — и себя не узнал! Вообще будто не я, а какой-то совершенно другой улыбающийся юноша. В итоге после "Огонька" ни разу в жизни усы не сбривал, как бы ни настаивали. Ну а после успеха нашей песни "Малиновка" эти разговоры вообще закончились.

Вообще, конечно, большинство запретов исходило от руководства Центрального телевидения. Снова же приведу в пример историю с "Голубого огонька". Однажды 31 декабря в газете "Правда", самой тогда уважаемой, вышла статья о том, кого можно увидеть на новогоднем телевизионном концерте. К тексту шли фотографии Софии Ротару и наши, а ниже подпись: "Сегодня вы встретитесь с этими замечательными артистами".

В итоге включаем вечером телевизор, смотрим "Огонек", а нас там нет. Тут же звоним редактору, пытаемся выяснить, что же произошло. А он нам объясняет: "Представляете, во время контрольного просмотра один из членов комиссии, которая принимала программу, заметил у вас за спиной шестиконечную звезду". Оказывается, там блик пошел от осветительного прибора, и на пару секунд действительно в кадре появилось что-то наподобие звезды. И поскольку это все выяснилось на контрольном просмотре, а значит, непосредственно перед выходом в эфир, перемонтировать уже было ничего нельзя, попросту не хватило бы времени. Потому нас вырезали из программы полностью. Как же это было досадно!

— Вам удалось поработать вместе с Дином Ридом — в свое время его Bella Chao звучала из каждого радиоприемника. Что сейчас вам вспоминается из вашего общения больше всего?

— Замечательное было время! С одной стороны, все было очень сложно, но с другой — мы могли проходить мастер-классы у зарубежных звезд, которые учились в Голливуде. Так нам и удалось поработать с Дином Ридом. Это было в 1979 году, наш коллектив ему подходил по количеству музыкантов и инструментальному составу. Наша группа аккомпанировала ему во время гастролей на БАМе, позже мы ездили с ним на большие гастроли. Это все было на таком энтузиазме, слов не передать: жили в каких-то палатках, странных местах, разбитые дороги, по которым мы постоянно переезжали. Были и кассовые концерты — в Москве, Минске, Киеве. Еще мы принимали участие в кинофильме "Я желаю вам счастья", который он снимал как режиссер, а также играл главную роль.

Сейчас чаще всего вспоминаю одну историю, особенно в свете того, что недавно перенес травму — трещину ребра. Как-то на съемках в Улан-Удэ Дин упал с лошади и сломал два ребра. А вечером этого дня у него был концерт, и он даже не подумал его отменять. Он вышел на сцену, не забыв гитару наперевес — это же так тяжело... Все, кто знал о травме, были в шоке! Он играл, пел, пританцовывал, будто ничего с ним не произошло. А в перерывах между песнями кто-нибудь из зрителей обязательно подходил и обнимал его. Это дикая боль, но Дин прекрасно владел собой, и в зале никто ничего не заметил. Он поворачивался к нам, было видно, как слезы выступают на его глазах, а потом поворачивался обратно и снова расплывался в улыбке.

new_image2_132

На сцене. Радуют публику своими песнями уже много лет.

— А каким Рид был вне сцены?

— Очень рисковым и всегда в строю. Помню, как на съемках он сам исполнял сложнейшие каскадерские трюки — въезжал на мост на мотоцикле и такое вытворял на высоте 50 метров! Правда, пока Дин исполнял трюк, наш оператор лез наверх, цеплялся ногами за перила и снимал вниз головой — это, согласитесь, тоже тот еще экстрим.

Что касается "всегда в строю": во время сплошных переездов и перелетов, во сколько бы мы ни приехали — в два часа ночи или в четыре утра — он всегда вставал ровно в восемь и браво шел на пробежечку. После этого садился, надевал очки и записывал свои впечатления. Он часто шутил, что если его соотечественник Джон Рид (известный американский журналист. — Авт.) написал "10 дней, которые потрясли мир", то он просто обязан написать о своих приключениях — "19 дней на БАМе, которые потрясли Дина Рида".

Вообще мы с ним очень сдружились, потом я приезжал к нему в Германию в гости. Он был невероятно храбрым, даже отчаянным, и в то же время сентиментальным.

— Вас послушать — одна жизнь на чемоданах. Как умудрялись выдыхать в таких условиях?

— Старались хоть как-то совмещать приятное с полезным. Например, однажды мы отправились в круиз, где было очень много артистов, все выступали. А помимо работы мы устроили себе пиратскую вечеринку — занятно тогда провели время с Мишей Боярским! Главное, мне кажется, стараться получать от этого удовольствие и не превращать все в рутину даже спустя десятилетия.

— Также вы выходили на одну сцену с Леонидом Утесовым — исполняли даже вместе одну песню. Сейчас он — человек-легенда. Какое у вас самое яркое воспоминание о нем?

— Мы пели с ним песню "А людям песня так нужна, как птице крылья для полета". Такого маленького роста человек и столько сделал для Советского Союза, для наших людей и мира! Как-то он был председателем жюри на конкурсе эстрады, в котором мы участвовали. Там было несколько туров, и заключительный проходил в Театре эстрады в Москве. Помню, был такой момент, когда Гена Хазанов читал миниатюру "Кулинарный техникум", и Леонид Осипович во время этого потихоньку начал со смеху сползать с кресла. В итоге он просто упал, да так, что его поднимали. Он был человеком очень тонким, обаятельным, мудрым. Каждая фраза, которую он произносил, всегда вызывала бурную реакцию у людей.

new_image5_82

Крепкий брак. Выдержал все испытания и жизненные штормы.

— Через ваш совместный с Ядвигой продюсерский центр прошла группа "Ляпис Трубецкой". Сейчас, несмотря на свои разлады, музыканты прекрасно себя чувствуют, у каждого отличная карьера. Как считаете, именно вы помогли группе выстрелить?

— Когда мы решили с ними работать, они уже были достаточно известными в Беларуси. Тогда у нас был один проект, который мы вели вместе с центральным телевидением. Мы приглашали туда самых популярных звезд — Юрия Антонова, Андрея Макаревича, "Ногу свело". Мы снимали передачу в Беларуси, а потом присылали ее в Москву. Ее показывали не только по центральному телевидению в России, но и по спутнику в 126 странах мира.

"Ляпис" тогда был очень интересен белорусам — как раз вышла их знаменитая песня "Ты кинула". Мне они очень понравились, я предложил их снять, ведь это было оригинально и ново. В итоге мой выбор одобрили, и я их позвал на съемки. Они согласились, правда, опоздали на полтора часа, за что я им навешал, а они мне ответили в том же духе. Короче, мы их сняли, группу показали в этой передаче, и после эфира они стали невероятно популярны и в других странах. Ничего удивительного — они были интересны молодым, и благодаря нам о них узнали за пределами Беларуси. Мне приятно, что мы им как-то помогли.

Сейчас они разделились: Сережа (Сергей Михалок, экс-лидер группы. — Авт.) — отдельно, остальные — отдельно. Тогда они мне, безусловно, нравились, что сейчас — сказать не могу.

— После того как вы ушли из группы "Верасы", прошло уже немало времени — целых 30 лет. Не жалеете, что приняли тогда такое решение?

— Вы знаете, не жалею. Как было бы, останься я в группе, никто не знает. А так мы с Ядвигой не стоим на месте, развиваемся, постоянно пишем новые песни. Да, у нас есть проверенные хиты, которые так любит и ждет публика, но есть и композиции, на мой взгляд, посильнее  — из числа новых. И я очень рад такому раскладу.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять