Интервью с членом коллегии Минобразования Юрием Шукевичем: "Станьте волонтером в школе своего ребенка"

Редактор журнала "Директор школы" и директор одной из киевских школ — о замене "квасного" патриотизма на искренность, перегруженности детей, плюсах 12-летки и досках почета для хороших учителей

— Юрий Владимирович, сегодня многие хотят перемен, в том числе и в сфере образования. Расскажите, в чем суть нынешних реформ?

— Я бы сказал так: все как бы хотят перемен, но так, чтобы при этом не выходить из своей зоны комфорта. А любое изменение затрагивает ее. Поэтому сказать, что все готовы к переменам, я бы не спешил. Около полутора лет назад Международным фондом "Возрождение" была выделена группа экспертов из 17 украинцев и двух иностранцев (из Литвы и Голландии). Получив статус стратегической совещательной группы "Образование" при Министерстве, она разработала "Концепцию развития образования Украины на 2015—2025 годы". Позже эксперты разработали т.н. дорожную карту реформ — документ, в котором описывались риски, проблемы, необходимые финансы и пошаговые действия. В общем реформы касались четырех направлений. Первое — что делать со структурой образования (учиться 11 или 12 лет, сколько должны длиться начальное образование, основное, старшая школа). Второе — что делать с учителем, его профессиональным ростом, статусом в обществе, профессиональным выгоранием. Третье направление — качество образования, а четвертое — финансирование.

Реклама

— А четвертое направление как-то расставит точки над "i" в проблеме с поборами в школах?

— Действующая система образования устроена так, что школы дотационны. В Киеве собственники школ — районные администрации, они руководят распределением финансов. Однако это не единственная возможная форма. Можно распределять деньги в виде образовательного ваучера от государства: семья отнесет его в школу, которую сама выберет. Так рождается квазирыночная экономика: в одну школу несут больше ваучеров, в другую — меньше. Однако пока большинство наших чиновников уверены, что если эту форму внедрить, школьная система разрушится — мол, в Польше ведь отказались от такой формы.

В идеале в принципе, не привлекать родительские деньги в процессе обучения, но пока это нереально. Весь валовой внутренний продукт нашей страны, который расходуется в том числе на образование, сопоставим с бюджетом одного среднего европейского города. Например, в 2014 году стоимость обучения одного ребенка в Киеве составляла 10 500 грн в год. Сюда входит оплата коммунальных услуг, еда, зарплаты учителям и содержание управленческого аппарата. А в Голландии, например, стоимость образования одного ребенка исчисляется в 5 тысяч евро в год. Дальше вопрос: может ли образование быть качественным в системе, где цены на сопутствующие товары и услуги, кроме зарплаты учителя, уже во многом сопоставимы с европейскими? В Польше средняя зарплата учителя — 1000—1500 евро в месяц, а в Украине — около 130 евро… Одно из исследований показало: зарплата педагогов постсоветского пространства ниже, чем в Украине, только в Таджикистане, Кыргызстане и Узбекистане. Мы уже "пропустили" вперед Молдову и помахали ручкой Беларуси, где финансирование учителей в два раза выше нашего. Самый высокий показатель зарплаты учителя — в Эстонии, в среднем 900 евро.

Реклама

— Насколько вообще эти реформы помогут и когда нам ждать перемен к лучшему?

— Экспертная группа рассудила: реформы должны быть краткосрочные (1—3 года), среднесрочные (3—5 лет) и дальнесрочные. По этому плану нужно приступить к 12-летнему образованию в ближайшее время (напомним, эту систему планируют внедрить в 2018 году. — Авт.). Если 12-летка начнется у ребят, которые поступят в 2018 году, то, выходит, плоды следует ожидать в 2030-м. Трудность еще и в том, что одно из направлений реформ — содержание образования. Объявить о том, то мы переходим на 12-летку — это ерунда. Надо же создать новые программы и учебники, найти на них деньги (либо выпускать за деньги родителей). В идеале учебники первоклашек, которые пойдут учиться на 12-летку, должны быть готовы и изданы уже в июне 2018-го. Кто этот учебник будет делать? Кто будет писать и утверждать программы? Такой экспертной среды, которая может создать хороший учебник, в Украине пока нет.

Должны быть специалисты по изучению, например, английского языка с 1 класса. С помощью нынешних учебников научить английскому детей никак не получится, придется нанимать репетитора. Перегрузка неимоверная, а эффективности от нее — ноль.

Реклама

new_image5_148

Наш гость. Юрий Шукевич в пресс-студии "Сегодня Мультимедиа".

О 12-ЛЕТКЕ

— Тогда объясните, зачем вообще нужен переход на 12-летку?

— Предположим, что европейцы, которые занимаются образованием, не полные идиоты, просто предположим. В Европе нет 11-летней и 10-летней школы. Мало того, там нет такого огромного количества каникул. Максимум полтора месяца, но никак не все лето. Они что, не любят своих детей?

Украинские ученики неимоверно перегружены, их программу надо облегчить за счет увеличения количества учебных лет. Например, у нас с 7-го класса вводится геометрия. Интенсивность такая, что каждый урок — новая теорема. Если ребенок проболел две недели — все, геометрия упущена. Нанимайте репетитора, родители! Программы абсолютно не сбалансированы с возрастом детей. Лет 20 назад я разбирал с детьми понятие "Множество" в 7 классе, а сейчас их этому учат уже в 1-м, а во втором — линейные уравнения, числовые неравенства.

— А может, это неплохо — пораньше учить детей сложностям?

— Эксперты против этого. Чтобы снять перегруженность детей, нужно менять программы. Перестать наполнять первые классы тем, что положено учить в седьмом! Но при этом качественно давать то, что поможет им подготовиться к восприятию сложных предметов в средней школе. Второе — нужно посмотреть, какие темы в школе не нужны вообще. Например, обратные тригонометрические функции, арктангенсы, арксинусы и арккосинусы — скажите, где в жизни вы их используете?

— Нигде, но, может, они нужны тем, кто хочет стать инженером или строителем?

— Тогда в любом случае речь идет уже о старшей школе. Поэтому нужно убрать из средней и начальной то, что не соответствует возрасту ребенка. Есть понятие переходного периода, когда ребенку не легко, ему нужно разобраться в себе, понять свое место в мире. В это время, в 12—14 лет, нужно хотя бы немного облегчить программу.

— А многие считают, что подростка надо, наоборот, загрузить, чтобы он не пошел на улицу заниматься глупостями.

— Есть и другой вариант: можно сократить каникулы и увеличить количество уроков. Неприятно, но это мировая практика. Еще вариант — снова-таки 12-летняя форма обучения. Вместо того, чтобы мучить ребенка 11 лет в нынешней школе, продлите ее на год, но при этом постарайтесь не мучить.

— А разве получится у учителей не мучить наших детей?

— Прекрасный вопрос. Мы достаточно долго "выращивали" учителя и обучали его системе принуждения ребенка к учебе. Учитель в этой системе уже разбирается, она для него родная. Ведь у нас как: лучший учитель — тот, который умеет "через колено" заставить учиться. Вот теперь представьте, что будет с ним, если ему сказать: "Все прежнее, что знали, забудьте. Ребенок — это личность. Например, ваш сын любит математику — давайте это будет главной его фишкой, а мой ребенок любит рисовать и лепить — это будет его фишка". А новый учитель будет развивать сильные стороны ребенка и обходить острые углы там, где тот "плавает", особенно до 12—14 лет.

— Так их же по 30 голов в классе, и у каждого своя "фишка"! Как же справиться?

— В идеале в классе должно быть до 26 учеников, а не как у нас — до 40! Впрочем, когда учеников слишком мало — тоже плохо. Сельские местности — вообще отдельная тема, тем более там, где по 10-20 учеников в всей школе. Таких особенно много в Черниговской области. Стоимость обучения в таких школах для государства вырастает в разы и доходит до 40 тысяч грн в год на ребенка. Одно дело, когда таких школ 10 — а если их 2000? Это становится большой нагрузкой для бюджета. Потому тема децентрализации бюджета требует корректировок по отношению к таким регионам. Возможно, для мегаполисов будет одна схема, для сельской местности — другая.

— А мне казалось, что в классе, где два ученика, по логике образование должно быть более качественным...

— По логике да. Но на деле по результатам ВНО киевские школы с их перегруженностью детьми имеют результаты выше, чем школы для тех двоих. Хотя, казалось бы, условия там просто репетиторские. Одна из причин — техническое обеспечение: в стране есть школы, в которых до сих пор нет ни одного компьютера.

— Возвращаясь к реформам — какие еще изменения нас ждут?

— Старшая школа будет длиться три года — с 10 по 12 класс (прежде — только 10 и 11). Именно в эти три года, когда старшеклассник с родителями определится, куда идти дальше, программа должна быть насыщенной. По дорожной карте реформ перед 10-м классом ребенку лучше определиться, какое образование он выберет: профессиональное (технические лицеи, после которых дается аттестат о завершении среднего образования и получении профессии) или академическое, где старшеклассника будут готовить к поступлению в университет. Мы еще долго будем бороться со стереотипом, что все обязательно должны иметь диплом о высшем образовании. У нас более 300 университетов, тогда как в любой европейской стране их не больше 80, а то и вообще 40.

— Для большинства родителей последний класс — просто паника: вдруг оказывается, что почти по каждому предмету им нужно нанимать репетитора. Поможет ли 12-летка избавить от этого?

— Любую реформу можно провалить, а можно грамотно сделать. Пока что четко говорить "это поможет" некомпетентно. Нужна личность, реформатор, который возьмет на себя ответственность за все новшества. В Польше, например, был Бальцерович, известный экономист и политик, который делал непопулярные вещи, после чего был вынужден уйти со всех должностей. Но в историю он вошел как очень полезный реформатор. В Великобритании таким реформатором стала Маргарет Тэтчер, которая пошла на абсолютно непопулярные меры. Кто-то захочет войти в историю Украины как реформатор? Или опять создадут аморфную группу специалистов? Кто-то должен иметь мужество сказать: "Я готов. Я знаю, как! В случае победы я льщу себя надеждой быть удостоенным государственной премии. Если нет — уйду с образовательной площадки как человек, который не состоялся".

new_image3_258

О коллегах: "Прежде чем требовать, учителя нужно защитить".

О ПАТРИОТИЗМЕ

— Как привить ребенку чувство патриотизма в школе? Нужно ли развешивать флаги и на каждой перемене, к примеру, петь гимн?

— Думаю, школа сегодня просто обязана жить патриотизмом. Единственное, чего я боюсь — это "квасного" патриотизма, когда примитивно накладываются штампы. Школа может быть полезной государству как ячейка, которая прививает патриотические настроения детям, только если это делается учителями искренне. Школьный патриотизм должен быть основан в том числе и на ритуалах. Да, гимн, почему нет? В Киеве есть школы, которые каждый понедельник начинают занятия с гимна Украины. Это очень эффективно. Но если во время исполнения учителя переговариваются или дети хихикают — эффективность падает до нуля: дети очень хорошо чувствуют неискренность.

— Какие же формы все-таки приемлемы для воспитания патриотизма?

— Для начала ребенок должен чувствовать себя патриотом своей семьи и знать, что в ней он найдет защиту, помощь и т. д. Второй момент: если ребенку в школе хорошо и он гордится ею, то станет патриотом своей школы. А дальше? Понимание: "Я украинец!". Поэтому попытки прививать патриотизм сверху не очень успешны — все начинается с малого.

new_image2_323

Об учениках: "Дети хорошо улавливают и искренность, и притворство".

ОБРАЗ УЧИТЕЛЯ

— Насколько за 24 года независимости страны изменился образ учителя?

— У нас учитель не защищен ничем и никем. Он чувствует себя не свободно, если у него, например, не сложились отношения с директором. Или он выпадает из системы, потому что терпеть не может заполнять школьный журнал, за что ему постоянно попадает. Или не свободен в том, что школа не может предоставить технических средств для обучения. Как можно обучать химии, если нет реактивов? Или на информатике за каждым компьютером сидит по три ребенка? Он не свободен сейчас и от родителей — они переросли в некую реальную силу из-за своего дофинансирования школы. А ведь родители очень многого не знают о школьном механизме, правах и обязанностях учителя. А если учитель еще и рискнет быть заложником финансов от родителей, если он стабильно принимает подарки к праздникам, то я ему глубоко сочувствую.

Хороший учитель —– тот, кто и знания дает и не отпугивает от них. Он должен знать, как вовлечь в изучение физики, чтобы детям хотелось идти на урок и чтобы одновременно они выучили предмет так, что потом могут поступить в вуз. И мы приходим к главному: такой учитель должен любить детей. Возможно, я скажу страшную вещь, но, по моим наблюдениям, многие учителя не очень любят детей.

— Тогда почему они идут в школу?

— Частью так поступает молодежь, которая не смогла поступить на другие специальности. А когда они приходят в школу, то встречаются с реальным и очень не простым учеником, со сложнейшими школьными программами и невысокой благодарностью в виде зарплаты от государства. Хорошо, если повезет с внимательным директором, который сориентирует наставника, поможет войти в школьный процесс. А если нет? А если с первого же года его бросят еще и классным руководителем с сумасшедшей ответственностью за детей?

— И что же делать?

— Найти деньги на улучшение уровня жизни учителя — их можно отыскать, если захотеть. Финансовые потоки просто не оптимизированы и часто не доходят до учителя. Нужно оценить стоимость образования по фактическим стандартам, и тогда нынешние 130 евро превратятся уже в 300. Возможно, так удастся привлечь в школу молодежь. В Министерстве есть концепция, по которой учителям поэтапно будут предлагать пройти лицензирование или сертификацию по желанию — она приведет к существенному увеличению зарплаты.

— То есть, пройдя эту сертификацию, учитель может получить более высокую ставку?

— Да, например, в два раза. Но он должен пройти тестирование по своему предмету и психологическое. Не все согласятся — так и пройдет первый отсев. Окажется, что молодой учитель может получать столько же, сколько опытный, только за счет этой сертификации. Сегодня опытный педагог получает примерно в два раза больше, чем молодой, при той же загрузке — за счет выслуги лет.

Также надо повысить социальный статус учителя. Например, вспомнить о тех же досках почета в своем районе. Почему бы и нет — учитель в меру тщеславен, так же, как и актер, например. Он не получит много денег, но зато будет прилюдно похвален. Это как афиша в кино! К слову, до 1917 года четырьмя самыми престижными профессиями были священник, учитель, инженер и врач. Видите, как все изменилось?

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять