Второй день кинофестиваля прошел под знаком Грузии ("Русский треугольник" режиссера Алеко Цабадзе, актеры Константин Хабенский, Артем Ткаченко), Китая ("Парк" режиссера Инь Личуань) и Украины (кинодебют нашего режиссера Евы Нейман, фильм "У реки", впервые попал в конкурсную программу фестиваля).
День начинался достаточно вяло – местом его проведения стал кинокомплекс Октябрьский на Новом Арбате. Вот там то точно не было никаких красных дорожек и мировых звезд, а гости стали подтягиваться только под вечер. Зато было 11 кинозалов и несколько уютных кафешек, в которых разрешалось курить, отчего фестиваль до обеда не только спал, а еще и дымился.
На просмотр "Русского треугольника" (история о юном детективе Николае, пришедшем в отдел расследования убийств, мировозрение которого меняет дело о чеченцах) кроме Хабенского, Пореченкова и Ярмольника пришли Нани Бригвадзе и Тина Канделаки. Они так же толкались в забитом народом коридоре по окончании картины в попытках пройти к выходу. На приеме посвященному фильму в одном их грузинских ресторанов были все те же лица. Никто не напился – актеры отметились для прессы и поехали развлекаться в другие места.

Фестиваль проходит с 21 по 30 июня. Вчера показали очередные три ленты конкурсной программы: "Временное освобождение" (Дания), "Путина" (Россия) и "Надежда" (Польша, Германия). Музыкальным гостем стал Найк Борзов. Сегодня покажут "Любовь со словарем" (США) и "Путешествие с домашними животными" Веры Сторожевой с Дюжевым и Ксенией Кутеповой в ролях.
"У РЕКИ". Вопреки всем прогнозам создателей украинской ленты, она вызвала удивительно добрые и трогательные оценки гостей – ее тут же нарекли безупречным классическим кино, а пресс-конференция фильма собрала максимальное количество журналистов. Для режиссера фильма Евы Нейман, "У реки" стала первой полнометражной работой. Сценарий написал Фридрих Горинштейн (также автор "Соляриса" и "Рабы любви").
"С Горинштейном я познакомилась в Берлине, – вспоминает Ева Нейман. – Я нашла его номер в телефонном справочнике. Уже тогда он был тяжело болен, но пока об этом не знал. Мы работали над сценарием даже когда он лежал в больнице". Закончить сценарий Горинштейну не удалось, его дописал Сергей Четвертков – это рассказ о двух одиноких немолодых женщинах – матери (Марина Полицеймако) и дочери (Нина Русланова).
Фильм охватывает только один день их жизни – самый сложный для дочери и самый счастливый для матери – сбывается ее мечта – они проводят день на реке… Съемки проходили в Бердичеве на реке Гнилопять и в Виннице – река Южный Буг (бюджет картины – более 1 млн. долларов. Инвесторами фильма выступили Министерство культуры и туризма Украины и украиский "Мисто-Банк"). Картина снималась на обновленной Одесской киностудии.
Главные героини фильма не уставали напоминать журналистам о своих украинских корнях, объясняя их причастность именно к украинской ленте. Полицеймако характеризирует "У реки" так: "Это фильм о любви, терпении, долге, верности,.. слова – это мура… У матери было все – она еще та штучка. Она старая – может себе позволить прикинуться сумасшедшей, а дочь – нет. Мать и дочь одинаковые – просто выражение разное".
Нина Русланова не выходила из роли дочери даже на фестивале: "Марину я полюбила. Даже за кадром она звала меня доча. Я приходила к ней в номер: не давала спать, надоедала. Мне кажется, что она моя мама, а камера просто за нами подсматривала".
От себя лично могу сказать – Русланова играла хорошо, а Полицеймако – гениально. Гениально! Даже в том случае, если фильм не возьмет награды, уже сегодня можно говорить о том, что Полицеймако уже ее заслужила – за лучшую женскую роль. Об этом уже "намекают" люди, имеющие непосредственное отношение к жюри.
Украина увидит ленту только с украинским дубляжем. Русланова, узнав об этом, даже растерялась: "Как? Я же играла на русском! Это ужас! Ну, испортят картину…"
УКРАИНСКИЕ ПОРОСЯТА. На украинском приеме после просмотра ленты "У реки" у входа встречали барышни в вышиванках, приветствуя гостей. Столы во главе с запеченным поросенком ломились, но прием так и не посетили приглашенные на него Богуцкий, Полицеймако и Русланова. Зато гостей ждал сюрприз – акустическое выступление Олега Скрипки.
Музыкант спел пару песен и поспешил к выходу – сам фестиваль Скрипка так и не посетил, и казался настолько растерянным, что создавалось впечатление, что его вот-вот чартером привезли в Москву и тут же норовят увезти обратно в Киев
- Почему решили спеть на украинском приеме именно Высоцкого, да еще и в переводе?
- Во первых, Высоцкий имеет отношение и к музыке и к кино, а это все таки презентация кино. Я подумал, кто бы мог связать и Украину и Россию и выбрал его.
Мы мало говорим о том, что Высоцкий родился в Киеве и сам он из рода украинских шляхтичей, это казацкий род. В его песнях чувствуется украинская мелодика. Я сам сделал этот перевод песни "Про беду".
- Сегодня Нина Русланова очень возмутилась, узнав о украинском дубляже "У реки"…
- Я считаю, что плохие переводы портят, а хорошие только улучшают. В Украине существует проблема, что кино переводится ужасным украинским языком – люди, которые не знают языка, и они это бездарно делают и еще более ухудшают и без того тяжелое положение украинского языка.
- Как по мне – только "Тачки" продублировали профессионально.
- Да, но это единицы. Выходят десятки, сотни фильмов с ужасным переводом. Я считаю что я сделал хороший перевод песни "Про беду".
ГРУЗИНСКАЯ ТОЛКОТНЯ. На просмотр "Русского треугольника" кроме Хабенского, Пореченкова и Ярмольника пришли Нани Бригвадзе и Тина Канделаки. Они так же толкались в забитом народом коридоре по окончании картины в попытках пройти к выходу. На приеме посвященному фильму в одном их грузинских ресторанов были все те же лица.
Никто не напился – актеры отметились для прессы и поехали развлекаться в другие места. Ярмольник, например, после фильма бурно обсуждал со своей компанией куда и на чем лучше ехать около десяти минут.
ПРИЗРАКИ ЖЮРИ. Члены жюри основного конкурса оказались самыми неуловимыми. Рената Литвинова на пресс-конференции отличилась единственной членораздельной фразой в череде томных вздохов: на вопрос, как она относится к блокбастерам, актриса ответила, что "Среди искусства должен быть и кинематографический мусор".
"У реки" она просмотрела полностью, но между показами отмахивалась фразой "У меня там встреча, я вернусь", и продолжала бежать, пытаясь остаться незамеченной. Михалков не удостоил своим присутствием ни журналистов на пресс-конференции, ни гостей. Президент фестиваля не посмотрел ни одной из трех конкурсных картин. Появился ближе к одиннадцати в компании Задорнова и уже через несколько минут торопливо покинул кинотеатр, но уже в одиночестве.
Появление Алексея Панина было весьма неожиданным – его тут же окружили журналисты. Должно быть, мне стоило вспомнить его характеристику украинской прессы сразу ("колхоз имени Ильича") – разговор о фестивале у нас не удался: Алексей вспомнил старые обиды "Жизни" и продолжил свою реабилитацию:
- На фестивале не представлены фильмы с вашим участием, тем ни менее вы решили посетить…
- А у меня были какие-нибудь фильмы в последнее время?
- Только сериалы.
- Поэтому и не представлены. В последнее время у меня не было фильмов. Был фильм "Неваляшка" – хорошее кино, смешное, замечательное. Мне не важно – полнометражное это кино или сериал – главное, чтобы это было качественно, чтобы люди были профессиональные, чтобы продюсеры, я не хочу называть конкретно фамилии, уяснили, что кино – это профессия, это работа.
Не надо набирать таджиков с каширского рынка, чтобы они работали операторами-постановщиками. Не надо их всех тащить в кино, потому что они дешево стоят. Да и продюсерам, если честно, нужно заниматься своими прямыми обязанностями.
- Что планируешь посмотреть сегодня?
- Ничего. Я приехал на фотовыставку.
- Уже что-то понравилось?
- Ничего. Я только вошел. А по поводу продюсеров, если я сейчас … что-то брякну – это относится к продюсерам в городе Киеве. А то наши, московские, прочитают – обидятся – это не наши. Все это применимо только в Киеве. Вот сейчас, к примеру, я узнаю, что мои интервью выходят в городе Киеве (мне сейчас прислали сообщение), я всегда очень интересуюсь: в каких изданиях, что я сказал…
Вообще пишут, что я мечтал о сексе с мужчиной и потерпел фиаско – мне очень интересно почему же я потерпел фиаско – у мужчины не встал или я не смог – мне это не понятно. Эти коллеги ваши… Есть журналисты, с которыми я знаком – они профессионалы.
Недавно мне позвонила девочка-журналистка – захотела материал, я говорю – давайте, мы пока обождем. Но я ей все рассказал, и человек порядочно себя повел – она не стала этого печатать, хотя могла все записать и выдать – ведь это мои слова. Но я человека попросил, и она этого не сделала – в этом профессионализм.
- Это не профессионализм, а личностные качества журналиста: он может не использовать даже диктофонную запись, а может напечатать то что было сказано не ему непосредственно. …ближе к фестивалю – в кино ходишь часто?
- В кино я хожу в основном один. А здесь – то одного встретил, то другого – какое кино?
Во время нашего разговора Панин заметил Нину Русланову, спускающуюся с третьего этажа – актер тут же бросился целоваться и поторопился сообщить Руслановой, что скоро их ждет совместная работа в кино. Фотовыставку, на которую приехал Алексей, которую составили самые забавные снимки актеров и политиков, так и не была охвачена им полностью.
Агент национальной безопасности Михаил Пореченков появился в Октябрьском только под вечер в компании Леонида Ярмольника.
Пореченков оказался самым беззаботным и приятным собеседником вечера, в сравнении с остальными звездными гостями, озабоченно мелькающими на фестивале. Актер пришел в майке, демонстрируя всем изодранный до мяса левый локоть руки.
- Уже что-то посмотрели?
- Пока ничего не посмотрел – я работаю с утра до вечера – идет подготовка моей картины, которую я запускаю. Съемки начнутся 15 июля в Новороссийске. Поэтому времени практически нет – пришел посмотреть картину друга Константина Хабенского.
Сейчас хочу увидеть эту картину, мне в принципе очень приятно, что она вошла в программу фестиваля – я считаю, что это большое событие, хочется его поддержать, хочется принять в нем участие – и вообще это правильное дело – Московский Кинофестиваль.
- Украинскую картину уже видели?
- К сожалению, пока нет, но, думаю, что посмотрю. Я пытаюсь смотреть все фильмы, которые будут представлены на фестивале.
- Это уже 29-ый по счету фестиваль. В чем его изюминка и отличие от предыдущих?
- В своем первом интервью Кустурица сказал: "Кино превращается в Медиа, а мне хотелось бы, чтобы оно приносило терапевтический эффект". Поэтому я за слова Кустурицы – кино должно производить терапевтический эффект.
- А от чего нужно лечить сегодняшнего зрителя?
- Ни от чего. Это философия не от чего-то и не для чего-то – она просто есть, точно так же как бог и добро.
- Новая работа о которой вы говорили – это сериал…
- Нет, это полный метр.
- А что с рукой?
- Бандитская пуля.
После недавней скандальной истории с избиением журналиста Ярмольником и Абдуловым, мне было страшновато снимать актера на камеру.
Но мне повезло – фотоаппарат остался цел. Ярмольник пришел поддержать грузинскую картину, подергивал за больной локоть Пореченкова, в попытках вытащить того из летнего кафе в зал – последний не поддавался. Комментируя свой приход, Леонид отделался фразой:
- Я просто пришел на фестиваль на премьеру к другу.
Вера Глаголева пришла на фестиваль с подругами. В то время, когда все уважающие себя грузины смотрели "Русский треугольник" в основном зале, актриса проводила время в кафе и отказывала в общении журналистам.
- Вы посещаете ММКФ уже второй день: что посмотрели, что понравилось?
- Фестиваль только начался – пока рано говорить о фильмах. Пока посмотрела только программу и отметила то, что стоит посмотреть. Я видела "Русский треугольник": на мой взгляд – очень смелая и очень своевременная картина – она открыто говорит о серьезных вещах, о войне, А свое отношение к этому выражать сегодня довольно сложно. Поэтому я считаю, что это поступок.
- Все чаще режиссеры снимают Москву в Киеве, как в "Русском треугольнике".
- В Киеве они снимали там, потому что в Москве в тот период было очень сложное время – грузинский вопрос: было очень сложно с визами и т.д. У них не получилось чисто политически снять в Москве.
- Какие у вас лично критерии отбора картин?
- Чтобы задевала душевные струны, что бы волновала, что бы ты мог понимать ее не только умом а и сердцем.