Главная Сегодня

Корпоративные причуды: "зеленые" дни и наказание зайцем

Есть компании, где запрет на свинину, а есть такие, где ходят в тапочках.

С тимбилдингом сегодня многие знакомы не понаслышке. "Строить команду", а именно так переводится это слово, нынче модно. Кто-то из рулевых компаний прибегает для поднятия командного духа к стандартным "вылазкам" всей работой на природу, кто-то постоянно устраивает тренинги. А футбольные команды и игры в квест есть уже практически во всех офисах, чему многие очень рады. Но порой начальники вводят для своих подчиненных совершенно странные правила и даже их аргументируют. Хотя эти аргументы, как правило, справедливы для самого директора, но не факт, что имеют смысл для других.

Так, один мой знакомый татуировщик работал одно время в тату-студии, директор которой принуждал посещать по выходным встречи своей церкви (читай: секты). А в одной столичной IT-компании на собеседовании всем задают один и тот же "сакральный" вопрос: "Ездили ли вы в Индию?". Если нет, двери компании открываются для нового сотрудника. Если да — захлопываются у него перед носом. Дело в том, что руководство фирмы убеждено: в Индию едут за одним — покурить травку, а сотрудники в нирване им не нужны.

"Весело" было и в одной крупной бизнес-корпорации. Ее руководитель требовал, чтобы все подчиненные соответствовали определенному статусу: например, ездили на машинах не дешевле какой-то определенной стоимости или носили запонки определенной компании. Личные предпочтения людей, конечно, при этом не учитывались. Но, к счастью, есть корпоративные причуды, которые помогают превратить рабочие будни в праздник.


Корпоративные правила. Иногда не только не помогают, но и мешают работать. Иллюстрация: Марина Туровская

ДЛЯ КОМАНДНОГО ДУХА: ТЕАТР НА РАБОТЕ И ЗЕЛЕНЫЕ ДНИ

Как известно, совместный активный отдых сближает людей больше, чем совместная активная работа. Но стандартные алко-корпоративы и дежурные выезды на природу часто надоедают, посему некоторые компании ввели новые традиции отдыха "всей работой".

ЗЕЛЕНОЕ НАСТРОЕНИЕ. Раз в квартал в компании "ЗМ Украина" зеленым-зелено. В этот день все сотрудники приходят на работу исключительно в зеленом. "Такая традиция появилась у нас в начале 2010 года, и ею мы поддерживаем движение "Зеленые инициативы". В общем, такая себе экоакция, — рассказывает Дарья Прохоренко, специалист отдела по работе с персоналом "3М Украина". — И зеленой одеждой мы не ограничиваемся. В такие дни проводим мастер-классы по здоровому образу жизни и защите окружающей среды". Есть у компании еще одна сближающая коллектив традиция. На Масленицу здесь все дружно объедаются блинами. "Раньше сотрудники пекли их сами, но с тех пор, как нас стало больше, начали заказывать", — говорит Дарья.


Зеленые дни. Обозначены в корпоративном календаре. Из архивов "3М Украина"

ПИВНАЯ ДЕГУСТАЦИЯ. Каждый четверг в 15.00 у всех сотрудников АО "Оболонь" тайм-аут — они дружно дегустируют пиво. "Причем собираются работники из разных производственных и офисных подразделений. То есть даже те, кто не имеет отношения к производству пива, — рассказывает Сергей Блощаневич, председатель наблюдательного совета этого предприятия. — Дегустация начинается днем, но работе она не помеха: пробуется не больше 100 мл пива, остальное — безалкогольные напитки и минеральная вода. Во время нее сотрудники общаются, задают вопросы пивоварам. Потом обязательно заполняют анкету и дегустационную карточку. Так сказать, совмещаем приятное с полезным".


Пивной четверг. На брата — не больше 100 граммов. Из архивов АО "Оболонь"

РАБОТНИКИ-ТЕАТРАЛЫ. А в GlobalLogic Inc. вместо обычных гулянок решили раз в квартал играть спектакли силами своего коллектива. "Причем, верите, спрос на роли очень высокий, — рассказывает Элеонора Федорей, руководитель PR&Marketing. — Приходится разыгрывать их между потенциальными "актерами" — они вытягивают бумажки-фанты. Все проходит очень весело. Так, когда мы делали спектакль "Сказка про Федота-стрельца, удалого молодца" Леонида Филатова, роли игрались наоборот, то есть Федота играла женщина. В общем, навеселились все до упаду".

ДЛЯ ПОДДЕРЖАНИЯ "ТОНУСА": ПИШУТ ДИКТАНТЫ И СМОТРЯТ КИНО

Часть работодателей ратует не только за комфортные условия работы для сотрудников, но и за их морально-интеллектуальный облик. Так появляются корпоративные настольные книги, фильмы для обязательного просмотра и т. п.

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. Дизайнер Светлана вспоминает о своей работе в журнале "Компаньон": "Нас раз в месяц садили писать диктант, причем всех, даже ассистентов фотографа. Сделал 5 ошибок — штраф. Но если три раза написал "на отлично" — то освобождают от такого "экзамена" насовсем".

НАСТОЛЬНЫЕ КНИГИ. У пивоваров из компании Carlsberg Ukraine настольной книгой является далеко не энциклопедия всех сортов пива (как можно было бы предположить), а книга Джима Коллинза "От хорошего к великому". По словам менеджера по персоналу Юлии Заболотной, эта книга приводит яркие примеры успешного бизнеса, дисциплинирует мышление и дает толчок к творчеству. "Тестов или экзамена по книге нет, а если кому-то она не нравится, это не трагедия, а всего лишь одно из мнений и тема для открытой дискуссии", — рассказывает Юлия.


Настольная книга в каждой компании своя — от "художки" до бизнес-изданий

Есть список рекомендованной литературы и в холдинге Global Spirits. "Из художественной литературы это "Мастер и Маргарита", "Война и мир", "Старик и море", "Время не ждет". Фильмы — "Убить дракона", "Форрест Гамп", "Собачье сердце", "Москва слезам не верит", "Солдат Джейн" и др., — рассказывает Cергей Величко, генеральный директор холдинга. — Этот список рекомендован, но не обязателен. Но большинство читают и смотрят, потому что эти книги и фильмы позволили достичь успеха другим, а значит, помогут и им. Эта традиция была придумана в самом начале основания компании и существует по сей день". Правда, как рассказала нам бывшая сотрудница этой компании, все-таки контроль за тем, чтобы книжки читали, а фильмы смотрели, есть. "Когда я пришла на работу, мне дали блокнот, где были прописаны принципы компании (например, быть на связи 24 часа в сутки), и этот список литературы и фильмов, — рассказывает Светлана. — И могли в любое время суток спросить: что сказал главный герой такой-то героине".

ОБРАТНАЯ СТОРОНА ОФИСА. В компании "МакДональдз" есть другая традиция: новый сотрудник, который приходит на работу, независимо от должности и отдела, обязательно на протяжении 1—2-х недель участвует в работе одного из заведений сети. "Если его будущая специфика деятельности тесно связана с производственным процессом, например, он будет работать в отделе гарантии качества, то ему придется поработать 2 недели, чтобы досконально изучить разные механизмы и процедуры, — рассказывает Михаил Шуранов, PR-директор компании "МакДональдз Юкрейн". — Так мы знакомим всех сотрудников с соблюдением техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами заведений, соблюдением качества продуктов, уровнем обслуживания. Но это еще не все: в дальнейшем каждый год все офисные сотрудники должны отработать в наших заведениях по 3 дня. Это делается для того, чтобы все находили точки соприкосновения своей ежедневной работы с деятельностью заведений. Тут уже зависит от желания сотрудника — он может работать на кухне, в зале ресторана или обслуживать посетителей за кассой".

ДЛЯ ДУШИ: В ТАПОЧКАХ И С КОНФЕТОЙ РАБОТАТЬ ПРИЯТНЕЕ


В домашней обстановке. Получать задания в комнатных тапочках даже приятно! Из архива агентства "Пресс-КИТ"

Порой руководство или сами работники, случайно или специально, привносят в офисную размеренную (или бурную) жизнь какие-то элементы, которые просто радуют глаз, помогают расслабиться и лишний раз улыбнуться. Это не только приятно, но и, чисто с психологической точки зрения, полезно, ведь постоянно работать в напряженном темпе не только сложно, но и трудно: качество работы снижается.

"РАБОЧИЕ" ТАПОЧКИ. Оказалось, что обычные мягкие домашние тапочки в некоторых конторах носят и на работе. Мы нашли сразу две такие — киевское коммуникационное агентство "Пресс-КИТ" и харьковский офис компании GlobalLogic Inc. Но если в Харькове это делают только программисты, которые оставляют "уличную" обувь в виде стройных рядов на стеллажах, то в киевском агентстве традицию ввел сам директор, и ее придерживаются все сотрудники.

"Как ни странно, можно сказать, что я принес ее из своей прошлой армейской жизни. Служба в армии априори привносит в жизнь служивого целый ворох неудобств: ранние подъемы, тревоги, полигоны, караулы, наряды и т.д. В таких условиях человек привыкает релаксировать или получать удовольствие максимально быстро и при первой же возможности: спать где придется и в любое время суток, отдыхать весело и по полной, — вспоминает директор Юрий Яременко. — А работа в офисе в чем-то подобна службе, пусть и с гораздо более мягкими условиями. Тапочки тут — как символ домашнего уюта, нечто такое, что дает людям возможность чувствовать себя более расслабленно. В агентстве первым носить тапочки на рабочем месте начал я, а потом к этому привыкли все. Поначалу это вызывало у сотрудников и посетителей недоуменные улыбки, затем на день рождения я подарил своему заму добротные тапочки. И пошло-поехало, сейчас в агентстве в тапочках ходят все! Правда, обязаловки нет — хотят наши девушки ходить на шпильках — пожалуйста. Но ведь в тапочках — комфортнее!"


Обратно в детство. От сладкого повышается настроение. Из архива компании "Воля"

КОНФЕТНОЕ СУМАСШЕСТВИЕ. В разгар кризиса 2008 года родилась другая добрая традиция — в компании "Воля" теперь каждое 19 декабря (День Святого Николая) все дарят друг другу конфеты. "Этот день очень любят малыши, а каждый из нас в душе остается ребенком и любит получать подарки, — рассказывает Алина Сигда, руководитель отдела PR. — В тот год, за неделю до этой даты, всем сотрудникам было предложено принести на работу конфеты и в первые 15 минут рабочего дня подарить их своим коллегам. Никто не ожидал, что столь много взрослых людей серьезно отнесутся к этой идее. Инженеры, консультанты, менеджеры и юристы проходили через проходную с пакетами, полными конфет. "Конфетное сумасшествие" длилось даже дольше, чем планировали! Мы называем эту традицию SweetСвіт и продолжаем ее поддерживать".

ЗАПРЕТЫ: НА ФАСТ-ФУД, СВИНИНУ И ЧАЕПИТИЯ

В большинстве контор есть не только свои правила, но и система наказаний за их невыполнение. Не обходится и без запретов. Причем часто никакого отношения к повышению производительности труда они не имеют. "На юрфирме, где я работала, директор из радиостанций разрешал включать только одну: клиентов, по его мнению, другие напрягали. Запрещал еще питаться едой из фаст-фуда. Мол, я не ем — и вам незачем", — вспоминает киевлянка Ольга Галецкая.

А в одной крупной фармакологической компании под запрет попала не фастфудовская еда, а блюда из "тяжелого мяса": свинины и говядины. "Меню обедов утверждалось у руководства. Из мяса разрешались кролятина, курятина и телятина, — рассказывает Татьяна Кравченко, бывшая сотрудница компании. — Мужчины возмущались больше всего: как это так, борщ — и без свинины! К слову, чаевничать можно было только в определенное время и в специально отведенном месте. У тех, кто нарушал запреты, при первом предупреждении вычитали из зарплаты 20%, при втором — 50%, при третьем — увольняли".


Гламурный заяц. Наказание для "айтишника"

Если в этой компании проштрафившихся "били" рублем, то в одной столичной IT-компании наказанием стал... гламурный розовый заяц. "Его оставляют на столе того, кто напортачил, — рассказывает Денис, сотрудник этой компании. — В женском коллективе зайца никто бы и не замечал. Но в мужской компании "суровых программистов", слушающих тяжелый рок, этот заяц — как красная тряпка для быка".

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять