Украинцы за полярным кругом добывают уголь, дают тепло и шьют кукол

В поселке Баренцбург жители не запирают двери и варят собственное пиво "Красный медведь"

Дом на пригорке. Помнит Майю Плисецкую девочкой
Дом на пригорке. Помнит Майю Плисецкую девочкой
Сувенир под заказ к Рождеству
Сувенир под заказ к Рождеству
Горноспасатель. Вадим Сафонов, сын шахтера
Горноспасатель. Вадим Сафонов, сын шахтера
Пиво "Красный медведь"
Пиво "Красный медведь"
Хрюшки на аппетит не жалуются
Хрюшки на аппетит не жалуются
1/5

 НАЧАЛО: Как живут украинцы за Полярным кругом

Реклама

Продолжение

Краеведческий музей Баренцбурга — кладезь истории поморской культуры, довоенного и послевоенного освоения этого края, флоры, фауны Арктики. Музей открывают к прибытию тургрупп. В тот день, когда туда заглянула "Сегодня", туристы отсутствовали, как, впрочем, и персонал! И все открыто настежь. "Не боитесь, что какой-нибудь раритет умыкнут?" — спросил девушку из культурно-спортивного комплекса, находящегося в том же здании (внутри бассейн с подогретой морской водой, спортзалы с тренажерами, сауны). "У нас чужого не берут! — простодушно ответила та. — Да и куда его увезти или спрятать? Некуда".

В Баренцбурге многие не запирают двери на ключ. "А зачем? От кого прятаться? — удивляется Николай Микитенко. — Что у меня на столе, то и у соседа".

Реклама

"На материке за пять копеек ограбить и убить могут, — сетует сотрудница шахтоуправления. — А тут друг друга знаем в лицо, никого, кроме белого медведя, не боимся. Мишки забредают сюда в поисках пищи. А так в любое время суток выйдешь — пальцем не тронет никто". 

ПОД ЗЕМЛЕЙ И НА ЗЕМЛЕ. Председателю профкома Олегу Палию (родом из Алчевска) директор поручил показать мне шахту, куда без провожатого не попадешь, познакомить с интересными людьми. Тот вроде и согласился. Но потом соскочил, мол, в гиды не нанимался. Зато начальник отдела контроля качества Наталья Олейник (из Селидово Донецкой области, в Баренцбурге 12 лет) уделила "Сегодня" добрых полдня. Сводила в шахту, начиная от ламповой, где горняков снаряжают на подземные работы, так называемого "вокзала" с вагонетками, участка сортировки, где уголек фильтруют, и заканчивая погрузочным комплексом, откуда добытое "черное золото" поступает на борт судов у причала скромного морпорта. Жаль, в глубь шахты без официального разрешения и инструктажа по технике безопасности под роспись попасть не удалось. 15 лет назад тут произошел взрыв метана, погибло 23 горняка. Недавно были случаи производственного травматизма...

НА ВСЕ РУКИ МАСТЕРА. Мы побывали в ГСВ — горноспасательном взводе. Ребята как на подбор рослые, крепкие. И командир луганчанин Андрей Белозеров не робкого десятка. Рассказал, что подразделение приходит на помощь в случае какой-то сложной ситуации в шахте, и функции пожарной команды в поселке выполняет и, как местная полиция, за порядком следит. У ГСВ скоростные японские скутера-снегоходы, современное горноспасательное оборудование. Учения совместные с норвежцами проводят. Недавно отрабатывали условный разлив нефтепродуктов. Один из бойцов взвода Вадим Сафонов — потомственный горноспасатель. Тоже из Луганска. Отец Анатолий Борисович в свое время на Пирамиде работал. Сына рассказами увлек. И теперь уже тот традицию шахтерскую продолжает. Пока не женат. Подруга решает, ехать ли к любимому в дальние края. Жить есть где, и работа медсестрой в местной больнице найдется. Надо ехать!

Реклама

ТЕПЛО ОТ ЯНЫ. Теплоэлектростанция — не первый, но и не второй по значимости объект жизнеобеспечения после шахты. Если остановится ТЭС, дающая свет-тепло, все замрет. Начальник смены — Яна Грицанова. Родом с Донбасса, из Макеевки, а жила в Николаеве. Муж из Вилково Одесской области, портовик. Дочь и сын сейчас на материке. "Работаем мы тут 12 через 12 часов, два дня с утра, два в ночь и два выходных, — рассказывает Яна, успевая следить за показаниями приборов на пульте управления. — Тяжел ли северный рубль? Ну, для кого как. Кто-то к климату привыкнуть не может — к полярным ночам, ветрам. У меня проблем не было, я в Норильске работала, так что нормально". 

СЛЕДЫ ПРИМЫ. Наталья Олейник показала также старинный деревянный дом, где 80 лет назад жила будущая гордость советского балета Майя Плисецкая! Ее отец в 30-е возглавлял рудник "Баренцбург". Потом был репрессирован и расстрелян как враг народа. Сейчас дом хотят реконструировать, превратив в еще одну местную достопримечательность.

ШЬЮТ НА ЗАКАЗ. В пошивочной мастерской изготавливают спецодежду (утепленные куртки, комбинезоны для наших шахтеров), и заказы норвежцев выполняют — пальто, костюмы, платья, забавные детские игрушки, потешные сувениры. Наталья Богацкая, Анна Шевченко, Ольга Дорощук с Украины. Приветливые, немного стеснительные. Только мастер суровая: "А что рассказывать? Работают люди, заставлять не надо. Не за тем ехали. Снимать изделия нельзя, норвежцы этого не любят". Но я таки щелкнул пару раз — чтобы было.

ТЯЖЕЛОВЕСЫ. Увидел самую северную в мире свиноферму. На здании по-английски: "Pigs House". В "Поросячьем доме" выращивают хрюшек под два центнера! Мясо свежее в поселке всегда. Комбикорм с материка завозят. Хозяйством заправляют супруги Сергей и Татьяна Силевич, ветврач и агроном.

"КРАСНЫЙ МЕДВЕДЬ": ПИВО НА ВЕЧНОЙ МЕРЗЛОТЕ

На днях в Баренцбурге открылась... пивоварня. Ее директор Наталья Вырижок обмолвилась, что такого живого пива еще поискать, а в Украине ему нет аналогов.

"Вода чистая, природная, из горного норвежского озера, пиво изготавливается по бельгийской технологии, хмель, дрожжи оттуда, электронное оборудование, коммуникации монтировали болгарские специалисты, и сама я ездила в Болгарию учиться, — на бегу рассказывает директор. — Пиво назвали "Красный медведь". Продавать пока будем только на разлив. Производительность — 250 литров в сутки. Со временем, глядишь, и в банках или бутылках появится".

Вообще-то Наталья до Заполярья трудилась на Северодонецком объединении "Азот", в лаборатории водоподготовки. Образование — химик. Но поди ж ты, и здесь сгодились навыки.

"Сама пиво  люблю, — добавляет Вырижок. — Не литрами пить, конечно, но нравится. Вот барная стойка, вот дегустационный зал, на втором этаже ресторанчик. Установим терминал, и сможете отведать хорошего, живого пива. Туристов с каждым годом в Баренцбурге все больше".

Строители наводили последний глянец. Бригадир Сергей Вергелес, рабочие Вадим Рудь, Евгений Селютин, другие парни из Украины.

"Кабы не кризис — жил бы на родной Житомирщине и горя не знал, — вздыхает Вергелес, земляк директора шахты. — Жены неохотно нас так далеко отпускают, но мы же не бесплатно трудимся. Люди в бригаде сознательные. По десять часов длится рабочая смена. И только один выходной. Многое в поселке нашими руками сделано, и за качество не стыдно. Еще больше предстоит. Ладно, пойду к ребятам, сроки срывать нельзя. Украине привет передавайте. Мы ее не забываем".

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять