Главная Сегодня

Как живет старейший кукольный театр Украины

Властелины марионеток получают 3500 грн, а кукол одевают в секонд-хендах.

Поднимаясь по лестнице к Киевскому академическому театру кукол (одному из старейших в Европе, между прочим), начинаю осознавать, что практически ничего не знаю о том, как и чем живет кукольный театр и что такое театральная кукла вообще. Заведующий литературной частью театра Илья Поволоцкий пробел в знаниях восполняет быстро: проводит меня в театральный музей, где глаза просто разбегаются от кукольного разнообразия и великолепия. "Вот это верховая кукла — надевается на руку головка и две ручки,  — завлит показывает куклу, напоминающую варежку. — А это тростевая — менее мобильная и подвижная, чем верховая. На одну руку надевают головку, вторая держит трость, которая управляет частями тела. Марионетка — самая сложная кукла в плане актерского мастерства. Для того, чтобы ею управлять, нужно прочувствовать каждую ниточку. Видите, это — вага, крестик, на который крепятся нитки, ведущие к частям тела. В период репетиций мы экспериментируем с грузиками из свинца: в ножках куклы они могут быть тяжелее, в ручках — легче. Кукла, в итоге, как живая!". Спрашиваю, как долго длится подготовка одного спектакля. "Репетировать начинаем, когда кукла даже еще не совсем готова — отвечает Илья Яковлевич. — Голова, руки, основа — кукла еще без одежды. Главное, чтобы кукловод освоил механику движения. Он должен чувствовать куклу, как фехтовальщик острие шпаги".

В штате театра больше двадцати кукловодов, средняя зарплата — 3500 грн. Проблемы с кадрами нет. "В Киевском университете имени Карпенко-Карого открылась кафедра актерского искусства и режиссуры кукольного театра, в Днепропетровске и Харькове тоже готовят специалистов, — объясняет завлит. — Нашим специалистам соискатели показывают несколько номеров по вокалу, мастерству кукловождения, хореографии. Проводим конкурс, голосуем".

В 11:00 — первый спектакль. За кулисами среди кукловодов никакого волнения, зато очень жарко и тесно. Детишки видят небольшое окошко избы, в котором бабка выпекает колобок, а за ширмой сгрудились актеры, туда-сюда снуют работники сцены, кукловоды заботливо обмахивают друг друга полотенцами... Атмосфера абсолютно семейная.

 

Спектакли для взрослых

Многих удивляет этот факт, но в театре, помимо детских представлений, регулярно идут и спектакли для взрослых — даже "Декамерон". Произведение Бокаччо превратилось в то, что создатели называют "спектаклем-карнавалом". Эротизм в спектакле, конечно же, сведен к минимуму — но фарс, ирония и юмор, присущие книге, сохранились. В спектакле участвуют не только кукловоды, но и актеры без кукол. Кроме этого, в репертуаре театра есть и "Божественная комедия": по сюжету, Бог создал Адама и Еву для того, чтобы они были послушными марионетками, но их всепоглащающее желание стать свободными побеждает намерения Бога. В театре уверяют, что это совсем не атеистический спектакль. Маленьких детей, к слову, на такие представления водить не стоит — некоторые куклы выглядят мрачновато.

 

Мастерские: где рождаются куклы

Это — сердцевина кукольного театра. "Сейчас мы выпускаем три спектакля в год, — рассказывает начальник художественно-производственного цеха Людмила Кукоба. — Один спектакль в три месяца. За этот срок художник готовит макет, эскизы, рабочие чертежи. Затем в мастерских лепят скульптуру, отливают форму из папье-маше, а механик уже создает движения куклы — поворот головы, хлопания глаз. Потом механик возвращает куклу к нам, в художественную мастерскую. Мы обшиваем ее, грунтуем, расписываем — на это уходит до двух месяцев". По словам художника, для париков используют щетину макловиц — кистей, которыми белят стены домов. "Мы ее вымачиваем, разбираем, потом укладываем, прошиваем. А еще используем морские водоросли, те, из которых делают канаты. Можем использовать также ткань полотенец и грунтов. Одежда у кукол может быть и из натурального шелка: покупаем материалы в специальном магазине, но иногда берем эксклюзивные ткани в секонд-хендах".

В мастерской театра работает восемь человек — на одного мастера приходится примерно по три-четыре куклы. Есть столярная мастерская, которая делает декорации. Сейчас в театре конец сезона, в это время в мастерских занимаются реставрацией кукол. Войдя в помещение, сразу чувствуешь, что люди занимаются любимой работой — не спеша, основательно и с явным удовольствием. Спрашиваю у художника, сколько времени уходит на то, чтобы восстановить куклу. "Если что-то серьезное, например, повреждено папье-маше — то нужно либо заново загрунтовывать, либо перелепить. Тогда это может занимать и целый день. А так — если просто подшить ручки или ножки — полдня". Мы с фотокором как раз застали процесс рождения заново Буратино. "Он хотя и маленький мальчик, но тоже стареет",  — смеются в мастерской.

 

"Перед спектаклем щупаю куклу"

 

Кукловод, заслуженный артист Украины сергей Чуркин рассказал нам о тонкостях ремесла и мистике, с ним связанной

— Сергей Александрович, что можно назвать самым сложным в вашей работе? Ведь на первый взгляд кажется, что здесь нет ничего такого — знай себе за веревочки дергай...

— Самое сложное — это сами куклы, то есть инструмент, с которым мы работаем. Ведь их модификаций и способов управления существует великое множество, к тому же, все время появляются какие-то новинки в этой области. Освоить куклу, а потом сделать так, чтобы она ожила, была интересна для зала  — весьма непросто. Это нелегко и физически в том числе: есть куклы очень тяжелые, неустойчивые. А есть наоборот — очень легкие, но с ними нужно обращаться чрезвычайно деликатно, не просто дергать. Классическая марионетка, где все подвешено на нитках — непростая в управлении, с ней надо быть осторожным. Самое приятное в нашей работе — то, что у нас самый благодарный зритель, то есть дети. Это чистый восторг — их реакции, их оценки происходящего на нашей сцене, высказанные с детской непосредственностью, их звонкий смех, даже их слезы.

— А вы берете кукол с собой для репетиций дома?

— Нет, лично я не забираю кукол домой. Для меня в первую очередь важно, чтобы появилась "мышечная память" — кукла, как мы говорим, должна сесть на руку. Причем эта самая мышечная память помогает и голове тоже — не держа в руках куклу, я не вспомню текст сказки! Но стоит мне взять ее в руки, как все моментально вспоминается. Поэтому главное — не забыть перед спектаклем пощупать куклу, пообщаться с ней — это мой обязательный ритуал. Если я этого, не дай Бог, не сделаю, то начинаю очень сильно волноваться. Нужно проверить ниточки, палочки, убедиться, что все нормально. Но я знаю и актеров-кукловодов, которые брали куклы домой и часами там репетировали перед зеркалом.

— Надолго этой памяти хватает кукловоду? Взяв в руки куклу, с которой не работали многие годы, сможете вспомнить текст роли?

— В молодые годы, когда возвращался из отпуска в театр, брал куклу и возникало тревожное ощущение, что она тебя забыла и ты ее забыл. А вот с годами срок этой самой мышечной памяти только удлиняется. Вообще-то, мне на самом деле непонятно, кто управляет — актер куклой или кукла актером. Мы с ней — единое целое. Если с куклой что-то не так — например, рука плохо двигается, то мне кажется, что и со мной что-то происходит, руки начинают болеть.

— Для обычного театрального актера самое страшное — это выйти на сцену, совсем не зная текста роли. А что самое ужасное может случиться с кукловодом во время представления?

 — Ой, это когда кукла ломается на спектакле. Зачем далеко ходить... Совсем недавно мы давали "Питера Пена". Я там играю Капитана Крюка и у меня во втором действии, во время боя с Питером Пеном, отпала трость — та, которая управляет рукой с наводящим ужас крюком. Я тут же начал бешено вертеть куклой и крюк начал летать сам по себе. Так что для нас самое важное, чтобы ничего не приключилось с куклой. Если что-то случается на виду у всего зала — это всегда катастрофа, тут надо быстро соображать, находить выход из ситуации. А вот текст нам всегда могут подсказать — мы же находимся за ширмой.

— Скажите, ваш опыт, талант кукловода как-то, в буквальном смысле, играет вам на руку в реальной жизни, в быту?

— Не знаю, как насчет быта, но общее мировоззрение точно меняется: мы же занимаемся тем, что оживляем неживой предмет. Я сейчас практически в любом находящемся вокруг меня предмете вижу какой-то повод для игры! В этом смысле, кстати, мне очень легко устанавливать взаимосвязь с маленькими детьми.

— Вы много гастролировали по миру?

— Кукловоды, кукольники очень любят фестивали. Я никогда не забуду гастроли в Японии в начале девяностых — в небольшом городке собралось, не поверите, несколько сот кукольных театров со всего мира. Мы выстроились с куклами всех возможных цветов и видов в огромную колонну и сами были потрясены происходящим — привыкли ведь к тому, что нас мало, что мы такие вот камерные. А тут — целый парад, на котором нас приветствует ликующая толпа!

 

Читайте также: Как в Украине реконструируют наряды прошлых эпох и устраивают настоящие балы

Подпишись на наш telegram

Только самое важное и интересное

Подписаться
Читайте Segodnya.ua в Google News

Новости партнеров

Популярные статьи

Новости партнеров

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять