Какие боевики снимали в СССР

В Союзе запрещали экшен-фильмы, но сняли русского Рэмбо, ставшего морпехом


На главные роли в этом советском истерне были утверждены юные актеры Василий Васильев, Виктор Косых, Валентина Курдюкова и Михаил Метелкин. С ребятами сразу же стали заниматься тренеры по самбо, плаванию (включая прыжки в воду), верховой езде и хождению по канату. Военным консультантом на картине был суровый генерал-лейтенант в отставке, во время Гражданской войны командовавший партизанским отрядом. Все трюки на съемочной площадке исполняли сами актеры — без дублеров. Естественно, не обошлось без неприятностей — Виктор Косых (Данька), например, прыгал с крыши на лошадь мимо седла, но это еще цветочки. Однажды актера сбило оглоблей с ног, и нагруженная тачанка проехалась по нему. Косых не только самостоятельно встал на ноги, но и обошелся без переломов и остался с целыми зубами. Режиссер Эдмонд Кеосаян не уставал повторять актерам, что если в военные годы у пацанов получалось творить такое, то и они должны сделать это как минимум не хуже. " decoding="async" loading="lazy" />
"НЕУЛОВИМЫЕ МСТИТЕЛИ" (1966)

На главные роли в этом советском истерне были утверждены юные актеры Василий Васильев, Виктор Косых, Валентина Курдюкова и Михаил Метелкин. С ребятами сразу же стали заниматься тренеры по самбо, плаванию (включая прыжки в воду), верховой езде и хождению по канату. Военным консультантом на картине был суровый генерал-лейтенант в отставке, во время Гражданской войны командовавший партизанским отрядом. Все трюки на съемочной площадке исполняли сами актеры — без дублеров. Естественно, не обошлось без неприятностей — Виктор Косых (Данька), например, прыгал с крыши на лошадь мимо седла, но это еще цветочки. Однажды актера сбило оглоблей с ног, и нагруженная тачанка проехалась по нему. Косых не только самостоятельно встал на ноги, но и обошелся без переломов и остался с целыми зубами. Режиссер Эдмонд Кеосаян не уставал повторять актерам, что если в военные годы у пацанов получалось творить такое, то и они должны сделать это как минимум не хуже.

Съемки еще одного знаменитого истерна оказались не из легких — начались они с того, что один из участников съемочной группы умер от укуса змеи, а каскадер-кавалерист скончался после неудачного падения с коня. Кстати, в окончательный монтаж те конные трюки так и не вошли... Актер Павел Луспекаев, блистательно сыгравший Верещагина, на момент съемок был инвалидом — ему ампутировали пальцы обеих ног. Для актера сшили специальную обувь — сапоги с внутренними упорами. Дрался он без дублеров, и когда сняли сцену, в которой он ногами толкает бандита в грудь, ему аплодировала вся группа. К сожалению, Луспекаев скончался через две недели после премьеры картины. Кстати, одного из разбойников в банде Абдуллы сыграл настоящий бандит. Режиссер Мотыль снял его в картине в благодарность за то, что уголовный авторитет помог вернуть украденный реквизит." decoding="async" loading="lazy" />
"БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ" (1970)

Съемки еще одного знаменитого истерна оказались не из легких — начались они с того, что один из участников съемочной группы умер от укуса змеи, а каскадер-кавалерист скончался после неудачного падения с коня. Кстати, в окончательный монтаж те конные трюки так и не вошли... Актер Павел Луспекаев, блистательно сыгравший Верещагина, на момент съемок был инвалидом — ему ампутировали пальцы обеих ног. Для актера сшили специальную обувь — сапоги с внутренними упорами. Дрался он без дублеров, и когда сняли сцену, в которой он ногами толкает бандита в грудь, ему аплодировала вся группа. К сожалению, Луспекаев скончался через две недели после премьеры картины. Кстати, одного из разбойников в банде Абдуллы сыграл настоящий бандит. Режиссер Мотыль снял его в картине в благодарность за то, что уголовный авторитет помог вернуть украденный реквизит.

Истерн Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих" снимался, в основном, под Грозным. Больше всего досталось тогда 24-летнему Константину Райкину. Актеру приходилось падать со скалы высотой в 12 метров прямо в бурные холодные воды горной реки Аргун. Причем перед дублем замеряли глубину реки с помощью шеста, но палку раз за разом сносило могучим течением. Тогда решили использовать стальной рельс — вроде бы все получилось, глубина достаточная, можно прыгать. Но, как потом оказалось, реальная глубина составляла всего 2 метра. Райкин чудом не покалечился.
У Михалкова в массовке снималось много местных чеченцев, которые вежливо у него интересовались: "Оружие вы будете давать, или нам свое принести?" Однажды, во время обеденного перерыва, группа каскадеров обсуждала, как лучше снимать эпизод с ограблением поезда — как именно запрыгивать на несущийся состав, как должны скакать лошади. Молодой чеченец слушал обстоятельный разговор, потом заскучал, взлетел на коня, догнал поезд, идущий в депо, запрыгнул на него, потом вскочил обратно в седло, и вернулся обратно. Каскадеры были впечатлены. А вот Юрию Богатыреву больших трудов стоило просто заставить себя ударить человека — сцена его драки с героем Кайдановского снималась очень долго." decoding="async" loading="lazy" />
"СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ..." (1974)

Истерн Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих" снимался, в основном, под Грозным. Больше всего досталось тогда 24-летнему Константину Райкину. Актеру приходилось падать со скалы высотой в 12 метров прямо в бурные холодные воды горной реки Аргун. Причем перед дублем замеряли глубину реки с помощью шеста, но палку раз за разом сносило могучим течением. Тогда решили использовать стальной рельс — вроде бы все получилось, глубина достаточная, можно прыгать. Но, как потом оказалось, реальная глубина составляла всего 2 метра. Райкин чудом не покалечился.
У Михалкова в массовке снималось много местных чеченцев, которые вежливо у него интересовались: "Оружие вы будете давать, или нам свое принести?" Однажды, во время обеденного перерыва, группа каскадеров обсуждала, как лучше снимать эпизод с ограблением поезда — как именно запрыгивать на несущийся состав, как должны скакать лошади. Молодой чеченец слушал обстоятельный разговор, потом заскучал, взлетел на коня, догнал поезд, идущий в депо, запрыгнул на него, потом вскочил обратно в седло, и вернулся обратно. Каскадеры были впечатлены. А вот Юрию Богатыреву больших трудов стоило просто заставить себя ударить человека — сцена его драки с героем Кайдановского снималась очень долго.

В фильме о героических десантниках "В зоне особого внимания" почти все трюки актер Борис Галкин выполнил сам — кроме прыжков с парашютом. Актер договорился с режиссером Андреем Малюковым: если исполнит трюк так же чисто, как и дублер, то и сниматься в этих эпизодах станет он. Профессиональные каскадеры участвовали только в эпизоде выброски десанта в самом начале фильма. "Тогда все были намного больше озабочены качеством, чем в наше время, — рассказал "Сегодня" режиссер Малюков. — Сейчас же все озабочены получением кинопродукта: надо сделать побыстрее-поскорее, подешевле-посмотрибельнее. Сейчас вообще нет никаких правил игры — есть лишь сплошная вкусовщина продюсеров, которые и ведут за собой всю киноиндустрию". После выхода фильма на экраны многие молодые люди, вдохновившись, отправлялись служить в десантники, потом они оказывались в Афганистане, становились калеками или погибали... Бориса Галкина до сих пор преследует чувство вины за это." decoding="async" loading="lazy" />
"В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ" (1977)

В фильме о героических десантниках "В зоне особого внимания" почти все трюки актер Борис Галкин выполнил сам — кроме прыжков с парашютом. Актер договорился с режиссером Андреем Малюковым: если исполнит трюк так же чисто, как и дублер, то и сниматься в этих эпизодах станет он. Профессиональные каскадеры участвовали только в эпизоде выброски десанта в самом начале фильма. "Тогда все были намного больше озабочены качеством, чем в наше время, — рассказал "Сегодня" режиссер Малюков. — Сейчас же все озабочены получением кинопродукта: надо сделать побыстрее-поскорее, подешевле-посмотрибельнее. Сейчас вообще нет никаких правил игры — есть лишь сплошная вкусовщина продюсеров, которые и ведут за собой всю киноиндустрию". После выхода фильма на экраны многие молодые люди, вдохновившись, отправлялись служить в десантники, потом они оказывались в Афганистане, становились калеками или погибали... Бориса Галкина до сих пор преследует чувство вины за это.

В этом фильме (кстати, самом кассовом за всю историю советского кинопроката) зрители СССР впервые увидели, что же такое карате. В этом заслуга актера Талгата Нигматулина (сыграл главного злодея) — фаната Брюса Ли. И Нигматулин, и исполнитель главной роли хорошего моряка — Николай Еременко гордо отказались от дублеров. Еременко за это чуть было не поплатился жизнью — ныряя в море с камня, он едва не попал под винты корабля. Кроме этого, актеру приходилось часами плавать под водой по затопленным каютам судна — из-за таких нагрузок у Еременко то и дело хлестала кровь из носа. Но больше всего натерпелась актриса Наталья Хорохорина, исполнительница роли буфетчицы Маши. В сцене, где герой Нигматулина избивает ее палкой, под одеждой предусмотрительно была привязана подушка. Но все равно, после всех дублей ее многострадальная спина превратилась в один сплошной синяк." decoding="async" loading="lazy" />
"ПИРАТЫ ХХ ВЕКА" (1979)

В этом фильме (кстати, самом кассовом за всю историю советского кинопроката) зрители СССР впервые увидели, что же такое карате. В этом заслуга актера Талгата Нигматулина (сыграл главного злодея) — фаната Брюса Ли. И Нигматулин, и исполнитель главной роли хорошего моряка — Николай Еременко гордо отказались от дублеров. Еременко за это чуть было не поплатился жизнью — ныряя в море с камня, он едва не попал под винты корабля. Кроме этого, актеру приходилось часами плавать под водой по затопленным каютам судна — из-за таких нагрузок у Еременко то и дело хлестала кровь из носа. Но больше всего натерпелась актриса Наталья Хорохорина, исполнительница роли буфетчицы Маши. В сцене, где герой Нигматулина избивает ее палкой, под одеждой предусмотрительно была привязана подушка. Но все равно, после всех дублей ее многострадальная спина превратилась в один сплошной синяк.

В год выхода, фильм о советских морпехах, сражающихся с американскими наемниками, посмотрело 40 млн зрителей. А исполнителя главной роли — Михаила Ножкина, сыгравшего майора Шатохина (его герой погибает от коварного выстрела в спину), окрестили Русским Рэмбо. И это не случайно. Фильм снимали по заказу — как ответ на "Рэмбо 2" со Сталлоне, в котором он убивал советских десантников. На съемках актера не жалели: он бегал кроссы при полной выкладке (60 кг), а схватки были максимально контактными — для достоверности. Оружие, кстати, было настоящим." decoding="async" loading="lazy" />
"ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ" (1985)

В год выхода, фильм о советских морпехах, сражающихся с американскими наемниками, посмотрело 40 млн зрителей. А исполнителя главной роли — Михаила Ножкина, сыгравшего майора Шатохина (его герой погибает от коварного выстрела в спину), окрестили Русским Рэмбо. И это не случайно. Фильм снимали по заказу — как ответ на "Рэмбо 2" со Сталлоне, в котором он убивал советских десантников. На съемках актера не жалели: он бегал кроссы при полной выкладке (60 кг), а схватки были максимально контактными — для достоверности. Оружие, кстати, было настоящим.

В год выхода фильм мгновенно приобрел статус культового и прославил Алексея Серебрякова, сыгравшего каратиста по прозвищу Малыш. При этом, до начала съемок актер никогда не занимался восточными единоборствами. "Помогло мне то, — говорит Алексей, — что я три года репетировал у Романа Виктюка сложный пластический спектакль. Благодаря этому я привел себя в хорошую физическую форму и мог делать в кадре все, что требовалось". А делать приходилось многое: драться, махать нунчаками, демонстрировать хорошую растяжку." decoding="async" loading="lazy" />
"ФАНАТ" (1989)

В год выхода фильм мгновенно приобрел статус культового и прославил Алексея Серебрякова, сыгравшего каратиста по прозвищу Малыш. При этом, до начала съемок актер никогда не занимался восточными единоборствами. "Помогло мне то, — говорит Алексей, — что я три года репетировал у Романа Виктюка сложный пластический спектакль. Благодаря этому я привел себя в хорошую физическую форму и мог делать в кадре все, что требовалось". А делать приходилось многое: драться, махать нунчаками, демонстрировать хорошую растяжку.

Волею судьбы герой Дмитрия Певцова — ветеран войны в Афгане — оказывается в тюрьме, откуда и пытается выбраться. Тюрьма на съемках была самая что ни на есть настоящая — зона в Сыктывкаре. Певцов даже спал в комнате для свиданок зэков и питался в их столовке. А чтобы поэффектнее смотреться в сцене драки в тюремной бане, Дмитрий перед заходом в кадр отжимался от пола. Это позволяло ему выгодно "бугриться мышцой". Кстати, к силовым нагрузкам актера приучил отец — заслуженный тренер СССР по пятиборью Анатолий Певцов." decoding="async" loading="lazy" />
"ПО ПРОЗВИЩУ "ЗВЕРЬ" (1990)

Волею судьбы герой Дмитрия Певцова — ветеран войны в Афгане — оказывается в тюрьме, откуда и пытается выбраться. Тюрьма на съемках была самая что ни на есть настоящая — зона в Сыктывкаре. Певцов даже спал в комнате для свиданок зэков и питался в их столовке. А чтобы поэффектнее смотреться в сцене драки в тюремной бане, Дмитрий перед заходом в кадр отжимался от пола. Это позволяло ему выгодно "бугриться мышцой". Кстати, к силовым нагрузкам актера приучил отец — заслуженный тренер СССР по пятиборью Анатолий Певцов.
1/8

Такой жанр кино, как "боевик", в СССР долгое время считался "чуждым" (сразу оговорим, что под этим термином мы понимаем фильмы, в которых основное внимание уделяется насилию: перестрелкам, дракам, погоням). Как только его ни клеймили, как ни обзывали: "капиталистическая отрыжка", "порождение гнилого Запада", "развлечение для слабоумных"! В итоге первый полноценный боевик у нас вышел аж в 1979 году. Это были "Пираты ХХ века". Там было все: карате, крики "кий-я!", крутые герои и эффектные враги. Впрочем, первым он стал именно за чистоту жанра. Так как негласно боевики у нас все-таки снимали и до этого. Просто их... маскировали и смешивали с другими жанрами. В итоге зритель получал героико-приключенческие "Неуловимые мстители", патриотически-воспитательные "В зоне особого внимания" и истерн (не вестерн!) — "Белое солнце пустыни".

Реклама

А для того, чтобы жанр мог окрепнуть и встать на ноги, — понадобилась "малость": перестройка Горбачева. Именно тогда цензура ослабила свою бульдожью хватку, в результате чего на экраны хлынула невиданная до того обнаженка, чернуха, кровище и — да, боевички! В основном низкопробные: "Фанат" (1989), "Палач" (1990), "Волкодав" (1991). Тогда эти картины казались по-настоящему крутыми. Потому что это было ново и необычно.

Что интересно, качественные боевики у нас до сих так и не научились снимать. К примеру, картины "Код апокалипсиса" с Анастасией Заворотнюк или "Личный номер" с Алексеем Макаровым в прокате провалились. "А не научились снимать, — говорит кинокритик Валерий Ковалевич, — по одной причине: мы стараемся копировать лучшие образцы Голливуда и Гонконга. Но у них за плечами многолетний опыт, внушительные бюджеты и харизматичные актеры. У нас с этим, увы беда. Кроме того, копия — значит, вторичный. Ничего своего в жанр мы не внесли. Только заимствуем".

Мы вспомнили самые яркие советские образцы жанра и рассказали, как и в каких условиях они создавались. Подробно о фильмах читайте в подписях под фото.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять