Какие боевики снимали в СССР

В Союзе запрещали экшен-фильмы, но сняли русского Рэмбо, ставшего морпехом


На главные роли в этом советском истерне были утверждены юные актеры Василий Васильев, Виктор Косых, Валентина Курдюкова и Михаил Метелкин. С ребятами сразу же стали заниматься тренеры по самбо, плаванию (включая прыжки в воду), верховой езде и хождению по канату. Военным консультантом на картине был суровый генерал-лейтенант в отставке, во время Гражданской войны командовавший партизанским отрядом. Все трюки на съемочной площадке исполняли сами актеры — без дублеров. Естественно, не обошлось без неприятностей — Виктор Косых (Данька), например, прыгал с крыши на лошадь мимо седла, но это еще цветочки. Однажды актера сбило оглоблей с ног, и нагруженная тачанка проехалась по нему. Косых не только самостоятельно встал на ноги, но и обошелся без переломов и остался с целыми зубами. Режиссер Эдмонд Кеосаян не уставал повторять актерам, что если в военные годы у пацанов получалось творить такое, то и они должны сделать это как минимум не хуже. " decoding="async" loading="lazy" />
"НЕУЛОВИМЫЕ МСТИТЕЛИ" (1966)

На главные роли в этом советском истерне были утверждены юные актеры Василий Васильев, Виктор Косых, Валентина Курдюкова и Михаил Метелкин. С ребятами сразу же стали заниматься тренеры по самбо, плаванию (включая прыжки в воду), верховой езде и хождению по канату. Военным консультантом на картине был суровый генерал-лейтенант в отставке, во время Гражданской войны командовавший партизанским отрядом. Все трюки на съемочной площадке исполняли сами актеры — без дублеров. Естественно, не обошлось без неприятностей — Виктор Косых (Данька), например, прыгал с крыши на лошадь мимо седла, но это еще цветочки. Однажды актера сбило оглоблей с ног, и нагруженная тачанка проехалась по нему. Косых не только самостоятельно встал на ноги, но и обошелся без переломов и остался с целыми зубами. Режиссер Эдмонд Кеосаян не уставал повторять актерам, что если в военные годы у пацанов получалось творить такое, то и они должны сделать это как минимум не хуже.

Съемки еще одного знаменитого истерна оказались не из легких — начались они с того, что один из участников съемочной группы умер от укуса змеи, а каскадер-кавалерист скончался после неудачного падения с коня. Кстати, в окончательный монтаж те конные трюки так и не вошли... Актер Павел Луспекаев, блистательно сыгравший Верещагина, на момент съемок был инвалидом — ему ампутировали пальцы обеих ног. Для актера сшили специальную обувь — сапоги с внутренними упорами. Дрался он без дублеров, и когда сняли сцену, в которой он ногами толкает бандита в грудь, ему аплодировала вся группа. К сожалению, Луспекаев скончался через две недели после премьеры картины. Кстати, одного из разбойников в банде Абдуллы сыграл настоящий бандит. Режиссер Мотыль снял его в картине в благодарность за то, что уголовный авторитет помог вернуть украденный реквизит." decoding="async" loading="lazy" />
"БЕЛОЕ СОЛНЦЕ ПУСТЫНИ" (1970)

Съемки еще одного знаменитого истерна оказались не из легких — начались они с того, что один из участников съемочной группы умер от укуса змеи, а каскадер-кавалерист скончался после неудачного падения с коня. Кстати, в окончательный монтаж те конные трюки так и не вошли... Актер Павел Луспекаев, блистательно сыгравший Верещагина, на момент съемок был инвалидом — ему ампутировали пальцы обеих ног. Для актера сшили специальную обувь — сапоги с внутренними упорами. Дрался он без дублеров, и когда сняли сцену, в которой он ногами толкает бандита в грудь, ему аплодировала вся группа. К сожалению, Луспекаев скончался через две недели после премьеры картины. Кстати, одного из разбойников в банде Абдуллы сыграл настоящий бандит. Режиссер Мотыль снял его в картине в благодарность за то, что уголовный авторитет помог вернуть украденный реквизит.

Истерн Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих" снимался, в основном, под Грозным. Больше всего досталось тогда 24-летнему Константину Райкину. Актеру приходилось падать со скалы высотой в 12 метров прямо в бурные холодные воды горной реки Аргун. Причем перед дублем замеряли глубину реки с помощью шеста, но палку раз за разом сносило могучим течением. Тогда решили использовать стальной рельс — вроде бы все получилось, глубина достаточная, можно прыгать. Но, как потом оказалось, реальная глубина составляла всего 2 метра. Райкин чудом не покалечился.
У Михалкова в массовке снималось много местных чеченцев, которые вежливо у него интересовались: "Оружие вы будете давать, или нам свое принести?" Однажды, во время обеденного перерыва, группа каскадеров обсуждала, как лучше снимать эпизод с ограблением поезда — как именно запрыгивать на несущийся состав, как должны скакать лошади. Молодой чеченец слушал обстоятельный разговор, потом заскучал, взлетел на коня, догнал поезд, идущий в депо, запрыгнул на него, потом вскочил обратно в седло, и вернулся обратно. Каскадеры были впечатлены. А вот Юрию Богатыреву больших трудов стоило просто заставить себя ударить человека — сцена его драки с героем Кайдановского снималась очень долго." decoding="async" loading="lazy" />
"СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ..." (1974)

Истерн Никиты Михалкова "Свой среди чужих, чужой среди своих" снимался, в основном, под Грозным. Больше всего досталось тогда 24-летнему Константину Райкину. Актеру приходилось падать со скалы высотой в 12 метров прямо в бурные холодные воды горной реки Аргун. Причем перед дублем замеряли глубину реки с помощью шеста, но палку раз за разом сносило могучим течением. Тогда решили использовать стальной рельс — вроде бы все получилось, глубина достаточная, можно прыгать. Но, как потом оказалось, реальная глубина составляла всего 2 метра. Райкин чудом не покалечился.
У Михалкова в массовке снималось много местных чеченцев, которые вежливо у него интересовались: "Оружие вы будете давать, или нам свое принести?" Однажды, во время обеденного перерыва, группа каскадеров обсуждала, как лучше снимать эпизод с ограблением поезда — как именно запрыгивать на несущийся состав, как должны скакать лошади. Молодой чеченец слушал обстоятельный разговор, потом заскучал, взлетел на коня, догнал поезд, идущий в депо, запрыгнул на него, потом вскочил обратно в седло, и вернулся обратно. Каскадеры были впечатлены. А вот Юрию Богатыреву больших трудов стоило просто заставить себя ударить человека — сцена его драки с героем Кайдановского снималась очень долго.

В фильме о героических десантниках "В зоне особого внимания" почти все трюки актер Борис Галкин выполнил сам — кроме прыжков с парашютом. Актер договорился с режиссером Андреем Малюковым: если исполнит трюк так же чисто, как и дублер, то и сниматься в этих эпизодах станет он. Профессиональные каскадеры участвовали только в эпизоде выброски десанта в самом начале фильма. "Тогда все были намного больше озабочены качеством, чем в наше время, — рассказал "Сегодня" режиссер Малюков. — Сейчас же все озабочены получением кинопродукта: надо сделать побыстрее-поскорее, подешевле-посмотрибельнее. Сейчас вообще нет никаких правил игры — есть лишь сплошная вкусовщина продюсеров, которые и ведут за собой всю киноиндустрию". После выхода фильма на экраны многие молодые люди, вдохновившись, отправлялись служить в десантники, потом они оказывались в Афганистане, становились калеками или погибали... Бориса Галкина до сих пор преследует чувство вины за это." decoding="async" loading="lazy" />
"В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ" (1977)

В фильме о героических десантниках "В зоне особого внимания" почти все трюки актер Борис Галкин выполнил сам — кроме прыжков с парашютом. Актер договорился с режиссером Андреем Малюковым: если исполнит трюк так же чисто, как и дублер, то и сниматься в этих эпизодах станет он. Профессиональные каскадеры участвовали только в эпизоде выброски десанта в самом начале фильма. "Тогда все были намного больше озабочены качеством, чем в наше время, — рассказал "Сегодня" режиссер Малюков. — Сейчас же все озабочены получением кинопродукта: надо сделать побыстрее-поскорее, подешевле-посмотрибельнее. Сейчас вообще нет никаких правил игры — есть лишь сплошная вкусовщина продюсеров, которые и ведут за собой всю киноиндустрию". После выхода фильма на экраны многие молодые люди, вдохновившись, отправлялись служить в десантники, потом они оказывались в Афганистане, становились калеками или погибали... Бориса Галкина до сих пор преследует чувство вины за это.

В этом фильме (кстати, самом кассовом за всю историю советского кинопроката) зрители СССР впервые увидели, что же такое карате. В этом заслуга актера Талгата Нигматулина (сыграл главного злодея) — фаната Брюса Ли. И Нигматулин, и исполнитель главной роли хорошего моряка — Николай Еременко гордо отказались от дублеров. Еременко за это чуть было не поплатился жизнью — ныряя в море с камня, он едва не попал под винты корабля. Кроме этого, актеру приходилось часами плавать под водой по затопленным каютам судна — из-за таких нагрузок у Еременко то и дело хлестала кровь из носа. Но больше всего натерпелась актриса Наталья Хорохорина, исполнительница роли буфетчицы Маши. В сцене, где герой Нигматулина избивает ее палкой, под одеждой предусмотрительно была привязана подушка. Но все равно, после всех дублей ее многострадальная спина превратилась в один сплошной синяк." decoding="async" loading="lazy" />
"ПИРАТЫ ХХ ВЕКА" (1979)

В этом фильме (кстати, самом кассовом за всю историю советского кинопроката) зрители СССР впервые увидели, что же такое карате. В этом заслуга актера Талгата Нигматулина (сыграл главного злодея) — фаната Брюса Ли. И Нигматулин, и исполнитель главной роли хорошего моряка — Николай Еременко гордо отказались от дублеров. Еременко за это чуть было не поплатился жизнью — ныряя в море с камня, он едва не попал под винты корабля. Кроме этого, актеру приходилось часами плавать под водой по затопленным каютам судна — из-за таких нагрузок у Еременко то и дело хлестала кровь из носа. Но больше всего натерпелась актриса Наталья Хорохорина, исполнительница роли буфетчицы Маши. В сцене, где герой Нигматулина избивает ее палкой, под одеждой предусмотрительно была привязана подушка. Но все равно, после всех дублей ее многострадальная спина превратилась в один сплошной синяк.

В год выхода, фильм о советских морпехах, сражающихся с американскими наемниками, посмотрело 40 млн зрителей. А исполнителя главной роли — Михаила Ножкина, сыгравшего майора Шатохина (его герой погибает от коварного выстрела в спину), окрестили Русским Рэмбо. И это не случайно. Фильм снимали по заказу — как ответ на "Рэмбо 2" со Сталлоне, в котором он убивал советских десантников. На съемках актера не жалели: он бегал кроссы при полной выкладке (60 кг), а схватки были максимально контактными — для достоверности. Оружие, кстати, было настоящим." decoding="async" loading="lazy" />
"ОДИНОЧНОЕ ПЛАВАНИЕ" (1985)

В год выхода, фильм о советских морпехах, сражающихся с американскими наемниками, посмотрело 40 млн зрителей. А исполнителя главной роли — Михаила Ножкина, сыгравшего майора Шатохина (его герой погибает от коварного выстрела в спину), окрестили Русским Рэмбо. И это не случайно. Фильм снимали по заказу — как ответ на "Рэмбо 2" со Сталлоне, в котором он убивал советских десантников. На съемках актера не жалели: он бегал кроссы при полной выкладке (60 кг), а схватки были максимально контактными — для достоверности. Оружие, кстати, было настоящим.

В год выхода фильм мгновенно приобрел статус культового и прославил Алексея Серебрякова, сыгравшего каратиста по прозвищу Малыш. При этом, до начала съемок актер никогда не занимался восточными единоборствами. "Помогло мне то, — говорит Алексей, — что я три года репетировал у Романа Виктюка сложный пластический спектакль. Благодаря этому я привел себя в хорошую физическую форму и мог делать в кадре все, что требовалось". А делать приходилось многое: драться, махать нунчаками, демонстрировать хорошую растяжку." decoding="async" loading="lazy" />
"ФАНАТ" (1989)

В год выхода фильм мгновенно приобрел статус культового и прославил Алексея Серебрякова, сыгравшего каратиста по прозвищу Малыш. При этом, до начала съемок актер никогда не занимался восточными единоборствами. "Помогло мне то, — говорит Алексей, — что я три года репетировал у Романа Виктюка сложный пластический спектакль. Благодаря этому я привел себя в хорошую физическую форму и мог делать в кадре все, что требовалось". А делать приходилось многое: драться, махать нунчаками, демонстрировать хорошую растяжку.

Волею судьбы герой Дмитрия Певцова — ветеран войны в Афгане — оказывается в тюрьме, откуда и пытается выбраться. Тюрьма на съемках была самая что ни на есть настоящая — зона в Сыктывкаре. Певцов даже спал в комнате для свиданок зэков и питался в их столовке. А чтобы поэффектнее смотреться в сцене драки в тюремной бане, Дмитрий перед заходом в кадр отжимался от пола. Это позволяло ему выгодно "бугриться мышцой". Кстати, к силовым нагрузкам актера приучил отец — заслуженный тренер СССР по пятиборью Анатолий Певцов." decoding="async" loading="lazy" />
"ПО ПРОЗВИЩУ "ЗВЕРЬ" (1990)

Волею судьбы герой Дмитрия Певцова — ветеран войны в Афгане — оказывается в тюрьме, откуда и пытается выбраться. Тюрьма на съемках была самая что ни на есть настоящая — зона в Сыктывкаре. Певцов даже спал в комнате для свиданок зэков и питался в их столовке. А чтобы поэффектнее смотреться в сцене драки в тюремной бане, Дмитрий перед заходом в кадр отжимался от пола. Это позволяло ему выгодно "бугриться мышцой". Кстати, к силовым нагрузкам актера приучил отец — заслуженный тренер СССР по пятиборью Анатолий Певцов.
1/8

Такой жанр кино, как "боевик", в СССР долгое время считался "чуждым" (сразу оговорим, что под этим термином мы понимаем фильмы, в которых основное внимание уделяется насилию: перестрелкам, дракам, погоням). Как только его ни клеймили, как ни обзывали: "капиталистическая отрыжка", "порождение гнилого Запада", "развлечение для слабоумных"! В итоге первый полноценный боевик у нас вышел аж в 1979 году. Это были "Пираты ХХ века". Там было все: карате, крики "кий-я!", крутые герои и эффектные враги. Впрочем, первым он стал именно за чистоту жанра. Так как негласно боевики у нас все-таки снимали и до этого. Просто их... маскировали и смешивали с другими жанрами. В итоге зритель получал героико-приключенческие "Неуловимые мстители", патриотически-воспитательные "В зоне особого внимания" и истерн (не вестерн!) — "Белое солнце пустыни".

Реклама

А для того, чтобы жанр мог окрепнуть и встать на ноги, — понадобилась "малость": перестройка Горбачева. Именно тогда цензура ослабила свою бульдожью хватку, в результате чего на экраны хлынула невиданная до того обнаженка, чернуха, кровище и — да, боевички! В основном низкопробные: "Фанат" (1989), "Палач" (1990), "Волкодав" (1991). Тогда эти картины казались по-настоящему крутыми. Потому что это было ново и необычно.

Что интересно, качественные боевики у нас до сих так и не научились снимать. К примеру, картины "Код апокалипсиса" с Анастасией Заворотнюк или "Личный номер" с Алексеем Макаровым в прокате провалились. "А не научились снимать, — говорит кинокритик Валерий Ковалевич, — по одной причине: мы стараемся копировать лучшие образцы Голливуда и Гонконга. Но у них за плечами многолетний опыт, внушительные бюджеты и харизматичные актеры. У нас с этим, увы беда. Кроме того, копия — значит, вторичный. Ничего своего в жанр мы не внесли. Только заимствуем".

Мы вспомнили самые яркие советские образцы жанра и рассказали, как и в каких условиях они создавались. Подробно о фильмах читайте в подписях под фото.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять