Сергей Эйзенштейн – советский режиссёр театра и кино, художник, сценарист, теоретик искусства, педагог. Он также авангардный режиссер нескольких новаторских фильмов, в том числе "Броненосец Потемкин", "Стачка" и "Старое и новое". Сайт "Сегодня" собрал 10 фактов о режиссере.
1. Эйзенштейн учил языки: английский, немецкий, французский, японский; увлекался фотографией, рисованием комиксов и карикатур.
2. в 1920 году Сергей Эйзенштейн устроился на работу в качестве художника-декоратора в труппу Первого рабочего театра Пролеткульта. Тогда он стал сторонником идей разрушения старого искусства. В частности он старался "революционизировать" театр.
3. Эйзенштейн прославился как "отец монтажа". Он придумал понятие "монтаж аттракционов" и разъяснил его в своей статье, опубликованной в журнале "ЛЕФ". Аттракционом называется всё, что способно предать зрителя сильному "чувственному воздействию"; а "монтаж" в данном случае — это сочленения различных элементов-"аттракционов", выбранных произвольно, но подчинённых только развитию темы произведения.
4. Свой путь в кино Эйзенштейн начал с перемонтажа фильма Фрица Ланга "Доктор Мабузе, игрок".
5. Эйзенштейн впервые показал на экране образ Ленина. Фильм "Октябрь" он снял в 1927 году, а роль вождя революции исполнил рабочий Никандров.
6. Режиссер часто ездил за рубеж. Это были официальные коммандировки с целью больше узнать о звуковом кино и показать а также представить капиталистическому западу известных советских артистов. с 1928 он выступал по берлинскому радио, читал лекции в Гамбурге, Берлине, Лондоне и Кембриджском университете, Антверпене, Амстердаме, сделал доклад "Интеллектуальный монтаж" в Брюссельском университете.
7. В 1930 году Сергей Эйзенштейн заключил контракт с кинокомпанией Paramount Pictures на экранизацию романа Теодора Драйзера "Американская трагедия". Вместе с Айвором Монтегю и Григорием Александровым при содействии Драйзера начал работу над сценарием. Через месяц Paramount отказалась от его сценария.
8. Будучи за рубежом, режиссер приступил к съёмкам фильма "Да здравствует Мексика!". Однако отсняв 75 тысяч метров, Эйзенштейн отправился домой. Сам Сталин направил ему телеграмму с предложением вернуться в СССР.
9. Писатель Виктор Шкловский описывал молодого Эйзенштейна как "золотоволосого, с нежным цветом лица, какой бывает у рыжих людей, с тонкими бровями и с очень красивыми руками"
10. Сергей Эйзенштейн умер от сердечного приступа в ночь с 10 на 11 февраля 1948 года, когда он работал над статьёй "Цветовое кино".
Кадры из фильма Броненосец Потемкин режиссера Сергея Эйзенштейна: