I love Ukraine

Все о Джонсоне

Книги на лето

Секс vs слезы

Бассейны в Киеве

Неделя моды

Как реставрируют оружие для музеев: в кабинетах, напоминающих химические лаборатории и в домашних условиях

Аматоры восстанавливают оружие ВОВ, профессионалы выбирают мечи и вазы

Заходя в музеи или осматривая частные коллекции, мы поневоле останавливаемся и любуемся оружием, выставленным там. Тонкая резьба или травление, отточенная кромка холодного и изящество замков огнестрельного. Но мало кто задумывается, сколько времени и сил затрачено на то, чтобы это оружие (или иные металлические предметы: вазы, иконы, медальоны, переплеты) приобрело нынешний вид. Корреспонденты "Сегодня" поговорили с людьми, которые "в домашних условиях" восстанавливают оружие, и экспертами Национального научно-исследовательского реставрационного центра Украины и узнали о том, почему профессионалы редко работают с оружием Второй мировой и как бесценная ваза становится... боковым стеклом автомобиля.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ. Если ставить за цель восстановление предмета, это можно делать и в гараже. Поэтому предметами времен ВОВ занимаются даже "любители".

Реклама

— Смотри, — Степан показывает мне кусок металла, отдаленно напоминающий нож, — вот с таким можно работать. Конечно, если он насквозь проржавел или в коррозии, тогда можно и не браться.

По клику – большое изображение.

Кабинет. Похож на кабинет химии и слесарную мастерскую.

Реклама

Процесс восстановления несложный, но длительный. Нужно очистить лезвие от накипи и ржавчины, рассмотреть все неровности и убрать их. Это все делается механическим способом. После чего выравнивается рукоять и начинается второй этап шлифовки — сначала более грубым напильником, затем все мельче и мельче. И вот на этом этапе ты понимаешь, что в руках у Степана — полноценный немецкий штык-нож. Рукоять делается из подручных материалов (дерево, пластик). Далее — воронение. Лезвие покрывается особым составом и становится черным. На самом деле весь этот процесс занимает недели, зато в итоге получается отличный нож. На украинских сайтах объявлений такие продаются от 500 грн до нескольких сотен долларов — в зависимости от состояния.

НЕ СТЕРЕТЬ ИСТОРИЮ. Профессионалы сразу проводят черту: восстановление — это не реставрация. Задача реставрации — сохранить предмет и историю, связанную с ним, поэтому даже зазубрины на саблях или следы от пуль на статуях стараются не трогать.

По клику – большое изображение.

Реклама

Сабли и меч. На рукояти одной сабли — Георгий и Михаил.

"В Черниговском музее, — говорит заведующий научно-исследовательского отдела реставрации произведений из металла Национального реставрационного центра Украины Виктор Голуб, — есть серебряный потир. И его край разрублен. Представьте себе — его можно выровнять, спаять, очистить и восстановить. Но история... история уже будет утеряна. То, что будит фантазию человека: как его разрубили, кто это сделал, были ли схватки внутри церкви или другого святого места. Наша задача в этом: подчеркнуть художественные особенности, обеспечить сохранность и не стереть историю. Когда мы реставрировали Андрея Первозванного с киевского Подола, нашли в нем следы от пуль. Во времена гражданской войны кто-то использовал его как мишень. И мы сохранили эти следы.

В отделе "металлистов", как называют их коллеги, работают три человека. Заведующий отдела Виктор Голуб, окончивший Национальную академию искусств в 1997 году; Александр Орыщак, родом из той же альма-матер, но выпустился в 2005-м и выпускница Уральского училища прикладного искусства Александра Головченко. Она — старожил, работает здесь 20 лет. Мужчины — 18 и 10 лет соответственно. И через их руки проходят экспонаты из многих музеев Украины. Нашумевший "меч Святослава", который нашли на Хортице. Серебряная шата киота Чудотворной иконы Черниговской Троицко-Ильинской Богоматери, которую реставрировали два месяца, ночуя на работе, не имея возможности даже разложить все элементы в небольших комнатушках. Экспонаты из коллекции графа Лянцкоронского, раритеты старого Киева и многое другое. За год через их руки может пройти до 170 объектов, но это редкость (если приходится работать с нумизматикой). В среднем же один художник-реставратор работает с 4—6 сложными объектами в год, иногда выезжая работать в музеи.

По клику – большое изображение.

Меч викинга. В черноземе находки сохраняются очень плохо.

Рабочие места художников-реставраторов напоминают одновременно кабинет зубного врача, лабораторию химика, слесарную мастерскую, склад археолога и ювелирную лавку: наборы надфилей соседствуют с ювелирными штихелями, перемежаются со скальпелями, пинцетами, выкрутками, бутылочки с реактивами стоят над точилом и токарным станком, рядом висят молотки и плоскогубцы.

— Реставратор — это и химик, и историк, и биолог, и художник, и конструктор, и еще множество профессий. Некоторые реактивы готовим сами, часть инструментов — свои. Пропадаем на блошином рынке, чтобы найти нужные вещи, — сам инструмент, нужная гайка, болт, материал для восстановления — к примеру, для ружей. Конечно, каждое изменение записано в паспорт объекта и его легко удалить. Вот, к примеру, стоматологический набор. Мы его затачиваем, приспосабливаем для определенных видов работ.

— А сколько наборов инструментов нужно реставратору?

— Это даже не тысяча и одна мелочь, это гораздо больше. Если закупить все оборудование и инструменты, это обойдется в сотни тысяч долларов. Это и вытяжные шкафы для работы с реактивами, и лазерные установки, — Виктор Николаевич что-то вспоминает, смеется. — Но на качество работы это не влияет. В Италии проводили лазерную очистку скульптуры Давида Донателло. Это заняло полтора года и обошлось в 200 тыс. евро. Мы бы справились за несколько месяцев и гораздо дешевле.

— А как вы работаете? Реактивы, кислота, щелочь?

— О, нет. Иногда, конечно, приходится использовать и химию, но... — Виктор Николаевич поднимает меч с клеймом Ульфберта Х века. — Часто бывает такое, что большая часть меча минерализована и сохраняется только благодаря коррозионным коркам. Если использовать реактивы, он рассыпется. Поэтому мы делаем нежную, бережную механическую очистку — под микроскопом, миллиметр за миллиметром, сохраняя вид предмета, максимально близкий к оригинальному.

По клику – большое изображение.

Византийская ваза IV века. Ее резали на блесны для рыбалки.

Для недавно поступивших в реставрацию образцов холодного оружия — меча Х в. и двух сабель ХVIII в. — разрабатывается методика реставрации. На костяной рукояти одной из сабель сохранились резные изображения Святого Георгия и Архистратига Михаила, а на лезвии — тонкая вязь травления. В соседней комнате Александра Головченко бережно очищает надпись на клинке с изображением Стефана Батория — короля польского и великого князя литовского. На ней уже видны инкрустированный серебром портрет короля и читается часть надписи — Victoria (победа). В микроскоп это видно отчетливо.

— Александра, а как вы стали заниматься реставрацией? Я понимаю, мужчины, мы все любим металл и оружие.

— Я тоже люблю, — смеется Александра и поясняет, что влюбилась в свое дело еще во время учебы.

— Скажите, а мистика в работе присутствует? Проклятые объекты?

— К объектам мы относимся нейтрально. Стараемся сохранить их. Иногда думаешь: вот сабля, она срубила множество голов, несла зло. Но сейчас она несет не зло, а историю. Инструменты иногда в прятки играют, — смеется Виктор Николаевич. — Бывает и в другой комнате находим — особенно, если очень увлекаемся. Небольшие открытия случаются. Поступил как-то крест, Италия, XV век. Разобрали, а там прямо под изображением Святого Франциска Ассизского мощи. А в штыре — фрагмент письма ХІХ века, хотя это могла быть прокладка, крест уже реставрировали. Была в работе булава — в ней нашли письмо. Что-то о войне и подпись: "Целую тебя, ангел мой…". Встречаются пометки аукционов и клейма — мы их не удаляем, это тоже часть истории.

По клику – большое изображение.

Команда в сборе. У коллекции отреставрированного оружия.

— А предметы Второй мировой часто попадаются?

— В целом, нет. В первую очередь мы стараемся спасать уникальные высокохудожественные образцы оружия. В музеях Украины их очень много. Например, в Измаильском историческом музее имени А. С. Суворова была отреставрирована значительная коллекция разных видов оружия. С вещами Второй мировой есть две крайности: либо оно в плохой, археологической сохранности, либо в хорошем состоянии: ружья, автоматы, пистолеты, ножи — смазаны, вычищены. Только стволы пропилены варварски, но это уже на совести милиции, которая ставит такие требования.

Мы переходим в кабинет Виктора Николаевича, где он показывает настоящие сокровища — Черниговский музей передал на реставрацию предметы из захоронения викинга около села Шестовицы. Это сумочка-ташка и меч Х в. Когда сумочку просветили рентгеном, обнаружили на ней гравированного грифона. Но состояние плохое — из-за состава почвы. В черноземе археологические находки сохраняются плохо.

— А вот — наши вазы. Из Сумского музея, — Виктор Николаевич показывает две части большой вазы. — Мы и не знали, что в Украине есть подобные предметы. Передали из Сумского музея. Византия, IV век. Таких в мире — считанные единицы.

Я беру вазу в руки. На ней — сцена из Троянской битвы. Плачущий над телом Гектора Приам, гордо возвышающийся Ахиллес. Ниже — сцена охоты. Выше — мужчина и мальчик, пасущие быков и коз. Вторая ваза более целая, но, если первая вычеканена, вторая выполнена в технике гравировки и черни.

– По рассказам, первую вазу нашли в 1960-х годах. Мужчина выкопал на огороде. "Хранил" дома. Вот, видите, следы от ножниц? — Голуб показывает разрезы на бесценном предмете.  — Он отрезал куски на блесны для рыбалки. И дна нет. Как нам рассказали, кто-то из его знакомых то ли купил, то ли выменял, то ли выпросил дно этой уникальной вазы, чтобы украсить боковое стекло на автомобиле...

Кроме ваз у Виктора Николаевича в работе два уникальных оклада Евангелий — гетманов Украины Ивана Мазепы и Петра Калнышевского. А на очереди — множество предметов, ожидающих чутких рук мастеров.

Читайте также:

Реклама на segodnya.ua Реклама
Все новости Показать еще
Реклама на segodnya.ua Реклама
Новости шоу-бизнеса
Читать еще
Лайфхаки для жизни
Больше хаков
Модно
Идеи нейл-дизайна
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
Маникюр на лето 2022
1 /2
Больше вариантов
Цитата дня

После четырех месяцев войны, никто из нас не в порядке

Цитата на segodnya.ua
Елена Зеленская Первая леди Украины
Читать интервью
Instagram недели
Аккаунт про супергероев современности — ВСУ
Подписаться
Смотреть фото
Сохранить в закладки
Haute Couture
Расписание Fashion Weeks

Париж. Франция

3 – 7 июля

Париж. Франция

Маями. США

14 – 21 июля

Маями. США

Нью-Йорк. США

9 – 14 сентября

Нью-Йорк. США

Лондон. Англия

16 – 20 сентября

Лондон. Англия

Милан. Италия

20 – 26 сентября

Милан. Италия
Детали модных показов

Нажимая на кнопку «Принять» или продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с правилами использования файлов cookie.

Принять